Краткая история портативного Hi-Fi или как я стал аудиофилом
Я и сам за эти годы изменился, и теперь воздерживаюсь от резких необоснованных суждений. Терпимо отношусь к любому увлечению, если оно не наносит вред увлекающемуся или окружающим людям (особенно окружающим). Я по-прежнему люблю разнообразные гаджеты и ценю не только технологии, но и экспириенс — к чему идеальные, «по науке» технические новинки, если они не радуют? Но все же предпочитаю в списке доводов для покупки иметь какой-то рациональный пункт. Не только «потому что хочу!1», а есть ли в моем новом гаджете какое-то объективное преимущество? Так вот, в этом тексте я постараюсь предложить объективные преимущества современного дорогого портатива. Но заодно выступлю как наблюдатель, попробую определить, с чего началась неудовлетворенность ранними кассетными и CD-проигрывателями, которая в итоге и привела к подлинному расцвету аудиофильской техники сегодня. И какие с этим были связаны не только технические сложности, но и, скажем так, социальные особенности данного феномена.
Для калибровки покажу свой актуальный переносной набор для домашнего прослушивания в любом удобном углу, с возможностью вывоза на дачу. Это мой портатив в самом, пожалуй, упоротом его варианте:
Это портативный плеер Fiio M11, усилитель для наушников Fiio E12 и наушники Sennheiser HD650 с кастомным самодельным кабелем. А вот альтернативная конфигурация «нормального человека»:
А здесь присутствуют смартфон Samsung Galaxy Note 10 и беспроводные «true wireless» наушники Sony WF-1000XM3. Этот вариант используется чаще, чем аудиофильский бутерброд. Бутерброд лучше звучит, по большей части благодаря наушникам, а не плееру-усилителю. Но я не беру его с собой в общественный транспорт, хотя бы потому что открытые наушники транслируют звук в мою голову так же громко, как наружу. Не хочу, чтобы мне завидовали. Но для исторической экскурсии я подбираю из своих ретрозапасов еще один комплект:
Кассетный плеер Sony WM-EX314, почти идентичный моему первому портативному проигрывателю из девяностых, и комплектные наушники. Когда он у меня появился, слушать музыку на ходу вообще было не очень принято, это считалось дурной привычкой молодежи, примерно как сейчас соцсеть Тикток. Меломаны поколения моих родителей предпочитали коллективный музыкальный экспириенс в домашних условиях, с катушечным магнитофоном или проигрывателем винила, и колонками покрупнее. Кассеты, особенно на дешевом портативном устройстве, не отличались качеством звука, поэтому сделаю еще один апгрейд:
Это портативный CD-проигрыватель Sony Discman D-321 1992 года. Цифровой носитель звука обеспечит нам значительный прирост объективных характеристик аудиосигнала. Наушники все еще комплектные. 25–30 лет назад основным критерием качества для музыкального портатива было его наличие. Есть у тебя плеер — поздравляю, тебе повезло, ты можешь слушать Мумий Тролль и группу Кино в любое время дня и ночи, в любом месте, как тебе удобно.
Перемотаем еще чуть ближе к современности, в конец нулевых. Это плеер iPod Classic в своей самой последней версии, с жестким диском на 160 гигабайт. Слушал я его, впрочем, не с комплектными наушниками, а с затычками Sennheiser CX400. Для данной статьи важна не возможность унести с собой всю фонотеку, а использование некомплектных наушников: штатные «капельки» меня больше не устраивали. Вместо того, что на английском называется 'earbuds' — наушники, просто лежащие в ушной раковине и прикрывающие слуховой проход — в моду вошли in-ear monitors, то есть наушники вставляющиеся непосредственно в ухо. Более плотная посадка улучшала изоляцию от внешнего шума и передачу звука в низкочастотном диапазоне. Вот на этом эволюция персональной аудиотехники для простых смертных заканчивается: даже сейчас мы имеем дело с комбинацией из какого-то плеера (обычно смартфона) с какими то затычками (все чаще — без проводов). Как раз в конце нулевых я впервые сталкиваюсь с альтернативной реальностью, в которой обсуждаются преимущества нестандартных средств воспроизведения и необычных наушников. Начнем с наушников:
С наушниками проще. Большие накладные наушники десятилетиями были инструментом профессионалов — звукорежиссеров и звукооператоров, диджеев и так далее. В какой-то момент их все больше начали продавать обычным пользователям. Внутриушные мониторы в большом ассортименте стали доступны позже, а среди них настоящим ветераном можно считать модель Etymotic ER4. Оснащенная нетипичным (по сравнению с большинством затычек) арматурным излучателем, она выпускается с 1991 года. В обновленной версии ER4-SR и -XR доступна до сих пор примерно за 350 долларов. Производитель — компания, специализирующаяся на средствах для улучшения слуха, то есть и эти наушники перекочевали в розницу из профессиональной среды.
К концу нулевых произошла интересная метаморфоза: хотя технологии изготовления качественных IEM на тот момент уже существовали не один год, к большинству плееров по-прежнему прилагались самые дешевые капельки-earbuds. Сложилась новая реальность: купил плеер, купи и наушники, иначе деньги будут потрачены впустую, звук будет не тот. В эту реальность были втянуты и обычные пользователи: дешевые наушники быстро ломались, нарушался контакт в хилом кабеле, а то и что похуже происходило. Приходилось покупать другие наушники, и на тот момент ассортимент уже был огромный, на любой вкус и кошелек. Кто-то выбирал наушники только по внешнему виду, кто-то исходя из разумного для них бюджета, а кто-то собирал по крупицам информацию на форумах, пытаясь найти тот самый идеал, ну например те же Etymotiс или качественные затычки Shure или еще что-то. Среди тех, кому всегда надо что-то особенное, зародилась культура портативного меломанства.
А как обсуждать преимущества и недостатки тех или иных наушников? Как передать словами то, как они звучат? Люди, в большинстве своем любители, начинают конструировать собственный новояз. В результате наушники получаются «яркие» или «темные», они, бывает, «бубнят» или «песочат». Однажды на форум заходит специалист, через полчаса в ужасе оттуда убегает, но от него остаются наукообразные термины — «сибилянты», «резонанс» —, но используются они не всегда корректно, а зачастую как попало. Скажете, неправильно это? Да, но когда вы жалуетесь, что у вас «винда глючит» или «интернет лагает», вы тоже приблизительно описываете какие-то реальные проблемы, не вдаваясь в технические тонкости. У меня возникает ощущение, что люди внутри такого коллектива друг друга прекрасно понимают, хотя аутсайдеру разобраться сложно. Вот если наушники «темные» — это плохо или хорошо?
Естественно всегда существовали методы объективного измерения параметров наушников, они постоянно улучшались со временем, и даже сегодня нельзя сказать, что этот процесс завершен. Можно сравнивать какие-то научно обоснованные отличия одних наушников от других. Но посмотрите на пример измерений реальных головных телефонов. Если вы не в теме, сразу сделать какие-то выводы не получится. Нужно погружаться в обоснования для этих измерений, правильно понимать, какие параметры оцениваются, и как можно в таких же графиках описать идеальные наушники (а вот с этим совсем сложно). Далеко не все имеют время и желание погружаться в эти дебри, и совсем не против, чтобы им кто-нибудь объяснил простыми словами. Здесь в любой технологии часто возникает разрыв между, так сказать, общественностью и специалистами. Общественность требует простых истин. Специалисты хорошо знают, что свести все к одному параметру не получится (хотя попытки были). Техническая часть проникает в общую дискуссию, но и она там искажается подчас до неузнаваемости. Самый простой пример такого искажения — это сравнение форматов представления цифрового звука:
Это картинка с сайта элитного lossless-стримингового сервиса Qobuz. Все просто и понятно: если вы слушаете MP3, у вас вот такие неаккуратные кирпичики. Даже на компакт-диске предполагается какое-то огрубление деталей. А вот в цифровых файлах с «высоким разрешением» гармония и красота. Понятно, что никаких кирпичиков в MP3 нет, сравнение CD и Hi-Res вообще очень неочевидное. Характерную для звука с относительно низкой частотой дискретизации «лесенку» даже можно воспроизвести «научно» на осциллографе, но это это совсем не означает, что вы реально услышите разницу.
Окей, с наушниками просто: по объективным параметрам они значительно отличаются друг от друга, даже когда мы сравниваем модели примерно одинаковой конструкции. Но со временем начинают повышаться требования и к источникам аудиосигнала. Крупнейшая аудиофильская площадка с упором на портатив, форум Head-fi открывается в 2001 году, и первые несколько лет в ветке обсуждения источников — обычная дискуссия про функциональность, такая же как на любом компьютерном форуме. Оценивается удобство CD-проигрывателей, функциональность CD сравнивается с минидиском. Потом про них постепенно забывают, переключаясь на iPod и другие плееры без сменного носителя. В конце нулевых все меняется: все чаще мелькает тема неудовлетворенности, что доступные в любом магазине проигрыватели «звучат плохо». По причинам, описанным выше, эти заявления редко обосновываются, а доказательства сводятся к анекдотам типа «включил и был поражен, ребята это день и ночь, я даже не знал, что мои <модель наушников> могут так хорошо звучать».
Первой на моей памяти стала популярной идея о преимуществах «теплых, ламповых» портативных CD-плееров, по сравнению с современными и бездушными MP3-проигрывателями. Объяснений было несколько: например, что сжатые с потерями аудиоданные в принципе звучат хуже несжатых. Тут же выяснилось, что некоторые дискмены, рекламирующие защиту от сбоев при тряске в течение 120 секунд и более, сжимают данные с компакт-диска в буфере. Такие были преданы анафеме, а приоритет получили максимально древние экземпляры из девяностых, где на такое святотатство просто не хватало ресурсов. Кроме того, постулировалась более качественная обработка звука: конверсия цифровых данных в аналоговый сигнал и его усиление. Тогда я даже поддался этой моде и какое-то время помимо айпода пользовался CD-проигрывателем Sony D-777.
Примерно такие же поверхностные доводы приводятся в пользу качества звучания винила, а то и магнитной ленты, сейчас, во времена ренессанса музыкального ретро. Но ходить с громоздким дискменом все же было неудобно, поэтому начали искать «хорошо звучащие» источники с жестким диском или на флеш-памяти. Например, пятое поколение плееров iPod (известное как iPod Video) 2005 года считалось лучше звучащим, чем более поздние версии, потому что в нем использовался якобы более качественный цифро-аналоговый преобразователь. Я сам экспериментировал с загрузкой в iPod музыки без сжатия с потерями — вместо MP3 использовал формат Apple Lossless и внимательно прислушивался, пытаясь заметить разницу. И иногда даже замечал! Сам собой сформировался спрос на чуть более качественный портатив, чем у всех.
DIY
Ну то есть не совсем сам. Индустрия домашнего хайфая десятилетиями выстраивала в головах потребителя идею, что техника бывает подешвле и подороже, со звуком похуже или получше. Проблема была в том, что эта самая индустрия проспала зарождение похожих ожиданий среди любителей переносной техники. Первыми отреагировали самодельщики: на рубеже «нулевых» и «десятых» расцветает индустрия модификаций заводских изделий под требовательные вкусы узкой группы людей.
Картинка выше взята со страницы одной из первых доработок такого плана — iMod компании Red Wine Audio. Покупался стоковый плеер Apple 4 или 5 поколения (но не более поздние, так как в них «нет высококачественного ЦАП Wolfson»), модифицировалась в основном аналоговая часть схемы — менялись конденсаторы, устанавливался иной операционный усилитель. Здесь можно увидеть подобную модификацию изнутри, правда в этом случае имеет место странный колхоз с вынесенными за пределы корпуса «толстыми» электролитическими конденсаторами. В результате получался плеер, к которому нельзя подключить наушники, но можно через переходник снять сигнал сразу с линейного выхода и передать его дальше. Никаких технических обоснований необходимости таких переделок на сайте iMod нет. Есть только общие слова, например:
- Собранный, более артикулированный бас.
- Богатый, соблазнительный (!) среднечастотный диапазон.
- Не плоская, а широкая сцена.
- Более динамичный звук.
Ну и прочие «сладкие верха» и «мягкие послезвучия». Еще один пример модификации — отечественная разработка Alexmod, где, надо отдать должное, идея улучшения предложенной производителем схемотехники была доведена до абсолюта, а помимо общих соображений, почему надо делать именно так, приводились доказательства в объективных измерениях. В качестве основы использовались плееры Cowon X5:
И iRiver iHP-120:
Оба плеера использовали для хранения данных жесткий диск, который менялся на карту Compact Flash и освобождал место под модифицированные платы (заодно добавлял надежности). Стоили эти штуки недешево: сами плееры для модификаций «в базе» были достаточно дорогие, а тут еще и качественные компоненты, и ручная работа. Я экспериментировал с дешевым вариантом улучшения звука: подключал к линейному выходу iPod внешний усилитель звука, а уже к нему наушники. И даже слышал разницу!
Китай спешит на помощь
В 2010 году выпускаются первые «заводские» плееры для тех, кто хочет от портатива большего. Это, например, Hifiman HM-801, здоровенный кирпич размером с кассетный плеер. Стоил он 750 долларов, играл музыку с карты памяти SDHC, работал от батареи всего 7–8 часов. Но имел на борту ЦАП и усилители, ранее встречавшиеся скорее в настольной технике — отсюда и малое время работы, и серьезный нагрев. Интерфейс и удобство использования были гораздо хуже, чем у iPod и других плееров для нормальных людей. Зато — возможность воспроизведения аудиофайлов с высоким разрешением.
Еще один пример плеера с претензиями — Colorfly Colorful C4. Здесь даже есть претензия на стиль, бока из натурального дерева и богатый ассортимент разъемов. Оба производителя — ранее малоизвестные, родом из Китая. Именно они среагировали на неудовлетворенный спрос и какое-то время почти не имели конкурентов.
Мне было жалко тратить так много денег на хобби, и в 2012 году я купил следующее творение Hifiman, модель HM-601. Она также имела сомнительный дизайн, отличалась на удивление неудобной навигацией. Но последнее решалось заменой штатной прошивки на открытую Rockbox, что также добавляло поддержку карт памяти большого объема и поддержку всех форматов хранения звука. Это была уникальная модель даже в своей категории. Как и HM-801 она использовала так называемый «мультибитный» ЦАП, аналогичные применяли в древних CD-проигрывателях еще в восьмидесятые, и потом отказались от них в пользу объективно лучших однобитных преобразователей. Объективные измерения качества аудиосигнала у HM-601 были, мягко говоря, посредственные. Что до сих пор позволяет мне слушать этот плеер не без удовольствия — это мощный усилитель для наушников. Собственно, мне это видится решающим отличием подобных устройств от смартфонов и простых плееров.
До сих пор в нише качественного портатива лидируют китайские производители: Hifiman, Fiio, Hidisz, Shanling, Cowon и прочие. В то время как инженеры крупных транснациональных компаний пытались понять, зачем вообще запихивать в портатив толстые конденсаторы, в Китае удовлетворяли спрос. Мой последний классический плеер — Fiio X5 II — был приобретен скорее из-за фич, чем из-за звука. Он поддерживает большинство форматов цифрового аудио, от MP3 до DSD, и имеет на борту два слота под карты памяти. Оцените, какой прогресс произошел в дизайне за четыре года: этот плеер уже совсем не похож на самоделку.
Со временем на эту сцену пришли традиционные производители, такие как Sony. У их продукции отличный дизайн, внушительная цена (на фото — девайс за три тысячи долларов), прекрасный маркетинг, но у меня сложилось впечатление, что в данном контексте Sony — одна из многих, но далеко не лидер. В отличие от китайских производителей в этой компании не понимают нужд сообщества, в то время как разработчики из Fiio регулярно постят на тематические форумы и собирают фидбек. Приход крупных вендоров (Sony, Teac, Onkyo, Pioneer) на этот рынок выявил еще одно позитивное изменение: аудитория требует раскрытия технических характеристик, хоть какого-то обоснования высокой цены. Sony в своих материалах по традиции предлагает поверить им на слово про «шелковистые послезвучия», а внутрь лезть не надо. И опять, опять показывает преимущества звука высокой четкости в виде столбиков!
Еще один выдающийся игрок на рынке — бренд Astell&Kern компании iRiver, когда-то известной своими обычными плеерами. Задолго до Sony они разогнали цены на портативный Hi-Fi до небес, первыми предложив устройства за 2000 долларов и более. Их продукты имеют свой уникальный дизайн, многие технические решения они внедрили первыми, но объективные параметры их устройств не всегда идеальные. На фото ниже — уже снятая с производства модель AK380, стоимость — 3500 долларов.
В любом случае ниша качественного портатива превратилась в традиционный бизнес: где роль играет не только талант разработчика, но также дистрибуция и маркетинг. Первопроходцы в этой нише убедили аудиторию, что плеер не обязательно должен стоить дешево. Портативный hi-fi превратился в нечто похожее на ювелирные изделия — вы же не оцениваете их только по объективным параметрам, по размеру и весу драгоценных камней? Но это не единственная применимая здесь аналогия. Имеет ли смысл ноутбук с десктопным процессором? Да, хотя далеко не всего его купят. Зато те, кому он по каким-то причинам нужен (или хочется), готовы будут заплатить за такой эксклюзив дороже, чем обычно, и принесут производителю больше прибыли. А что если два процессора поставить? И видеокарты тоже две, и тоже модифицированные настольные? Если вы допускаете существование такой техники, то и с плеером за 2000 долларов не должно быть проблем.
Собственно, так эти устройства и развиваются: сначала поставили в портативный плеер один качественный ЦАП, который раньше работал только с большим трансформатором от 220 вольт. Отлично, давайте в следующую модель поставим два. Полностью разделим аудиотракт левого и правого канала. Реализуем обработку аудиоданных с безумно высокой частотой дискретизации — вплоть до 768 килогерц. Повысим мощность усилителя, и еще раз, и еще. Вы спросите, зачем это все? Ну, с таким же успехом вы можете сказать, что, при всем уважении, ноутбук с четырьмя настольными процессорами вам не нужен.
Страдания по Android
Аудиочасть портативных плееров развивается по направлениям, указанным в абзаце выше. А вот пользовательский интерфейс вынужденно изменился. Вплоть до 2016 года весь качественный портатив работал под управлением кастомного ПО, набор фич определялся производителем и почти не менялся после поступления в продажу — обновления софта исправляли ошибки. Но с развитием стриминговых сервисов появился запрос на более сложное решение — если у меня есть специализированное устройство для воспроизведения звука, почему я слушаю Spotify на смартфоне? Возникла отдельная ветвь переносного аудиофильства — внешние ЦАП и усилители для смартфонов, например монструозный Chord Hugo:
К таким устройствам можно подключать как специализированный плеер, так и обычный смартфон. Это не совсем удобно: бутерброд из двух разных железок никогда не был элегантным решением. Второй вариант — подключение по Bluetooth, но это тоже странный подход. Зачем городить огород с такой техникой, если на входе все равно сжатый с потерями цифровой исходник? Неизбежным стало появление специализированных плееров с полноценным Android на борту, а на них уже можно установить любое приложение — хоть Spotify, хоть Tidal, хоть клиент для собственного музыкального сервера. Почему это принесло кучу проблем, я покажу на примере плеера Fiio X5 III, выпущенного в 2017 году.
По сути этому китайскому производителю нужно было добыть аппаратную платформу обычного смартфона, добавить особый аудиотракт (где магия происходит!) и допилить прошивку под свои нужды. Смартфонная часть резко поднимает себестоимость устройства. Растет энергопотребление. Появляются определенные программные проблемы: штатные системы Android непонятно что творят с аудиоданными от приложений, а нам нужен контроль и эксклюзивный доступ с выдачей музыки в ЦАП в неизменном виде. Но главное: стоит выпустить любое устройство на базе Android определенной версии с определенным железом, как оно сразу же устаревает и начинает тормозить. Все эти особенности привели к появлению очень странного устройства. С одной стороны — доказанные независимо высочайшие параметры звука, высокая выходная мощность. С другой — устаревшая уже на момент выпуска аппаратная платформа Mediatek с четырехядерным процессором, гигабайтом памяти и Android 5. Если сбросить этот плеер до заводских настроек, он работает более-менее быстро. Стоит зарегистрироваться в магазине Google Play, плеер начинает жутко тормозить — обновляются библиотеки Google, которые уже не уважают настолько слабую платформу. У меня сложилось впечатление, что главным ограничением является объем памяти.
Отчасти проблему решает модифицированное ядро, которое также дает возможность разогнать процессор (но на всех экземплярах это получается). Без него этот плеер можно использовать строго без сервисов Google, и желательно вообще без интернета. С модификацией прошивки можно даже использовать приложения типа Youtube Music, если привыкнуть к лагу в две секунды на любой тап по экрану. Сам дисплей с разрешением 800×480 также маловат для современного интерфейса аппов. В общем — боль, хотя мне удалось реализовать на X5 III сценарий оффлайнового плеера с большим (два слота под карты microSD!) хранилищем и плеером PowerAMP. Добавлю сюда еле слышные, но заметные на чувствительных наушниках наводки от беспроводных модулей и вообще цифровой части плеера. В смартфоне у меня такие же, но здесь же речь идет о дорогом устройстве с упором на звук!
И здесь я возвращаюсь к тому, с чего начал: плеер Fiio M11, дальнейшее развитие X5 III — Android-устройство с умеренно устаревшей платформой Samsung Exynos 7872 (шесть ядер, чипсет для бюджетных смартфонов 2018 года), тремя гигабайтами памяти и Android 7.0. С пятидюймовым 720p дисплеем получается такой средненький смартфон, но вполне пригодный для всего кроме игр. Но внутри — мощный аудиотракт с двумя ЦАПами AK4493, мощным усилителем для наушников (вплоть до 550 милливатт для нагрузки с сопротивлением 32 Ом в балансном режиме), низким уровнем шума и искажений. Пока на этом мои портативно-аудиофильские страдания закончились: данный аппарат предлагает хороший баланс фич, качества звука и стоимости ($500, но уже снят с продаж). К сожалению, следующие модели этого производителя, M11 Pro и M15, повышают цену за счет (теоретического) улучшения аудиотракта, что для меня не является единственным или даже основным критерием.
Fiio M11 — пример современного специализированного аудиоплеера, на данный момент высшая точка развития в этой нише. Есть устройства дороже (иногда — сильно дороже), но различия между ними и этой моделью надо искать с лупой. А теперь попробую сформулировать, что собой представляет эта необычная индустрия, и зачем мне лично все это надо.
Рационализация страданий
Вот почему мне интересен портативный хайфай в целом:
- Этот рынок вырос из желаний пользователей и не был навязан бизнесом. Бизнес потом подключился, конечно, но поначалу запрос на переносное аудио «чуть лучше, чем обычно» был снизу.
- Этот рынок помог развиться небольшим производителям (плееров — преимущественно в Китае, наушников — по всему миру, включая Россию), которые смогли сделать то, что поленились делать крупные производители.
- В нем наблюдается интересное сочетание рационального и субъективного. Для новичка-аудиофила важен процесс вхождения в относительно закрытое сообщество со своими особыми ценностями, получения удовольствия от эксклюзива. Вместе с тем, для тех, кто ищет какие-то рациональные поводы для покупки — они тоже есть, и с точки зрения фич, и по качеству звука.
- Он предлагает мне те устройства, которые я хочу купить. У меня есть возможно устаревшее представление о том, что музыку надо обязательно слушать со специализированного устройства. Вот, пожалуйста, на выбор предлагается масса специализированных штук.
Конечно, субъективный подход иногда принимает экстремальные формы: это и плееры, отличия которых от телефонного звука вообще ничем не доказаны, и особые провода для наушников, и целый формат представления цифровых аудиоданных MQA, не несущий никаких преимуществ, кроме денег создателям. Это пресловутый шейминг CD-качества, достаточного для абсолютного большинства применений. Это и определенный снобизм у многих участников дискуссии, включая регулярные баны на форуме Head-fi, когда кто-то объективно, с фактами доказывает унылость очередного дорогого изделия. Короче, это особенности скорее не конкретной отрасли народного хозяйства, а человеческого общества вообще.
Я стараюсь оставаться на рациональной стороне, и вот какие я вижу достоинства своего набора аудио-гаджетов:
- Еще лет пять назад аудио-портатив (лучшие его представители) сравнялся по объективным параметрам с домашней техникой. Дальнейшее развитие скорее убирает уже мелкие нюансы, в реально качественных устройствах уводит характеристики за пределы человеческого восприятия. Это действительно можно сравнивать с ноутбуком на десктопном процессоре: да горячо, тяжеловато, но очень быстро. Большое преимущество Fiio M11 по сравнению с более ранними гаджетами из моего арсенала — отсутствие шипения даже на самых чувствительных наушниках. Это совершенно мелкий нюанс, и меня в целом не смущает даже грандиозный фоновый шум аудиокассеты. Но это заметно и очень приятно.
- Высокая выходная мощность позволяет мне слушать музыку на той громкости, на которой я захочу. Правда, для полноразмерных наушников Sennheiser все равно приходится добавлять внешний усилитель, остальные работают и так.
- Поддержка всех разнообразных представлений звука в виде данных. Я не считаю, что аудиозаписи с параметрами 96 килогерц/24 бита или тем более сомнительных преимуществ формат Direct Stream Digital дают мне какие-то преимущества, но раз уж музыка в таких форматах доступна, и я ее покупаю, хочется иметь возможность ее послушать именно в таком виде.
- Возможность иметь большую коллекцию музыки прямо на устройстве (моя цель — две карты MicroSD по терабайту) и получать доступ к стриминговым сервисам.
Закончить этот в целом субъективный рассказ хочется примерами каких-то объективных измерений техники. С этим все достаточно сложно: занимаются измерениями немногие, не все делают это на адекватном оборудовании, еще реже соблюдаются строгие требования к условиям, позволяющие сравнивать разные устройства между собой. Даже если все эти вопросы решены, нужно уметь трактовать результаты, правильно расставлять приоритеты. Основатель форума Audio Science Review последовательно выкладывает замеры техники, поэтому приведу примеры оттуда.
Плеер Fiio M15 (очень дорогой апгрейд моего M11): динамический диазапон 120 децибел при уровне сигнала 4В, выходная мощность 64 милливатта при нагрузке с сопротивлением 300 Ом.
Смартфон LG G7 ThinQ: динамический диазапон 113 децибел при уровне сигнала 1В, выходная мощность 14 милливатт при нагрузке с сопротивлением 300 Ом.
USB-C адаптер для наушников Hidisz S9: динамический диазапон 117 децибел при уровне сигнала 4В, выходная мощность 52 милливатта при нагрузке с сопротивлением 300 Ом.
Здесь я делаю два важных вывода. Во-первых, специализированный плеер имеет определенное преимущество даже со сравнению с хорошим (по части звука) смартфоном, хотя бы по параметру мощности усилителя для наушников. Во-вторых, хороший адаптер для подключения к смартфону (или компьютеру) почти ничем не уступает специализированному плееру. Будучи в 10 раз компактнее, в 13 раз дешевле и работая в паре со смартфоном, который у вас и так уже есть. Качественная техника не обязательно должна быть увесистой или безумно дорогой. Но если очень хочется, пожалуйста, выбор есть. Как это часто происходит, небольшая группа фанатов сдвинула рынок в целом в правильную сторону, и теперь даже в смартфонах аудиотракт гораздо лучше, чем 10 лет назад. У нас есть огромный выбор наушников и других аксессуаров для портативного прослушивания музыки на ходу. Раньше этого выбора не было. Это безусловно позитивный результат того, что кто-то назовет «аудиофилией головного мозга».