Как вернуть былую славу 1С? (Make 1C Great Again)

Сегодня компания 1С прекрасно себя чувствует — крепко удерживает лидерские позиции на рынке учетных систем СНГ, продвигает свои облачные решения, покупает новые технологии и целые компании, заключает выгодные союзы с IT-гигантами, правительство РФ включает их в перечень системообразующих компаний. Но надолго ли этот успех? Не перейдет ли в скором времени некогда успешная компания в учебники по бизнесу как яркий пример ошибок роста? И можно ли избежать возникающих проблем?

Данная статья описывает ситуацию, которая сложилась вокруг платформы 1С: Предприятие. Ведь несмотря на покупку известных веб-продуктов (Битрикс, МойСклад, Мегаплан, amoCRM, UMI и т.д.), основной доход для компании 1С уже третий десяток лет продолжают приносить именно продажи и обслуживание решений на платформе 1С: Предприятие.

Содержание


Истоки проблем
Почему специалисты отказываются от 1С
Золотая эпоха популярности 1С
Кто же такие программисты 1С?
Мои пожелания по развитию
Заключение

Истоки проблем или преимущества, которые стали недостатками


1. Встроенный язык — плюс или минус? Как он влияет на качество?
С самого начала продуктовой линейке 1С: Предприятие помогла завоевать популярность и обойти конкурентов существенная «killer-feature» — это возможность гибко подстраиваться под нужды пользователей. Начиная с «Мини-бухгалтерии» 1992 года в продуктах встроен собственный язык программирования, на котором можно при желании расширять базовую функциональность. При этом сперва синтаксис языка 1С мигрировал в сторону популярного в 90-х Visual Basic, а с версии 8.2 и появления веб-клиента начал движение в сторону популярного на текущий день языка JavaScript.

Фирмы-франчайзи (партнерская сеть 1С, которая занимается продажей «коробок» конечному потребителю и оказанием сервисного обслуживания) довольно часто заявляют, что программы 1С — это только «полуфабрикатами» и к ним нужно обязательно брать проекты внедрения. И в этом даже есть здравый смысл, так как в типовые решения включены только нормы законодательства и лишь самые общие «best practice», а следовательно использование продукта в «первозданном виде» скорее всего приведет к отказу от действующих наработанных уникальных процессов (ноу-хау), а следовательно и к добровольной потере конкурентного преимущества. Возможность после покупки «коробки» самостоятельно «доработать» специфический налоговый учет или систему лояльности, освобождала от необходимости упрашивать вендора «реализовать фичу» — покупатель имеет возможность все сделать сам.

И так первым весомым преимуществом стало разделение продуктов для бизнеса отдельно на платформу (среду исполнения, фреймворк) и на конфигурации, с предоставлением покупателям возможности не только изменять купленные решения, но и делать на базе платформы свои собственные наработки, которые далее при желании можно продавать другим. А чтобы сделать бизнес-программирование для «коробок 1С» более доступным, встроенный язык был реализован не только в традиционной для IT английской редакции, но и в понятной многим новичкам русской версии. При чём все типовые конфигурации в рамках СНГ создаются именно на русском! (Тема русского программирования в определенном смысле спорная, но никто не отрицает преимуществ при сопровождении, а главный недостаток можно компенсировать специальной клавиатурой).

Иллюстрация восприятия
image

.
.
И тут возникла первая проблема, которую многие признают, но которой не уделяют особого внимания. Разработчики типовых решений (коробок) настолько «привыкли», что у потребителей их продуктов есть штатные программисты или сервисные компании, которые исправят на месте любые ошибки, что понизили контроль за качеством своей работы. При этом со стороны компании декларируется обратное — якобы усиление качества: первичное сценарное тестирование на стендах с популярными инсталяционными комбинациями, внутреннее использование, бетта-тестирование на клиентах-добровольцах и ранний доступ к тестовой версии. Но то ли действительно все сценарии невозможно предусмотреть, то ли все не так глобально как нам рассказывают…

Проблема плохого кода усугубляется тем, что процедура обратной связи по ошибкам забюрократизирована. Компания 1С сознательно отсекает все варианты коммуникации кроме обращений на «Линию консультации», где на сообщения про обнаруженные ошибки могут не реагировать месяцами (бывали случаи, что по линии консультации отрицался сам факт наличия ошибок, но в следующем релизе «втихую» вносились правки). При этом представителям «поддержки» не важно кто вы — новый пользователь, которая боится нажать незнакомую кнопку; специалист, который знает поддерживаемую систему от А до Я; или представитель официального партнера 1С на показательном внедрении, которое очень важно для продвижения продукта. Так же не важно насколько ошибки критичны и массово встречаются, насколько подробно у вас сделан анализ и что приведено обоснование запрашиваемых правок — всех в общую очередь! А ведь есть еще локализаторы типовых решений для рынков СНГ и мира, а так же разработчики отраслевых решений на базе типовых, качество работ которых зачастую (но не всегда!) еще хуже, а исправления даже зарегистрированных ошибок можно ждать годами. (говорят, что еще существует поддержка КОРП, где все вопросы решают очень быстро, но она действует только в РФ). И это не говоря уже о том, что фирма 1С в лице своей линии консультации не знает своего клиента и весь учет строго в разрезе регистрационных номеров купленных продуктов.

Один из ответов
image

.
.
Побочная проблема — из-за наличия простого ЯП дорабатывать «формочки» и логику документов начинают обычные сисадмины и даже сами пользователи. А если на вход таким джуниорам попадает изначально некачественный код (наличие логических ошибок, неочевидная архитектура, разные блоки единого решения в различном функциональном дизайне), то ничего хорошего на выходе не будет.

2. Достаточно ли много специалистов? Достаточно ли они квалифицированы?
Вторым существенным преимуществом продуктов 1С перед конкурентами было большое количество подготовленных специалистов (программистов, консультантов и просто продавцов), которые прошли обучение в учебных центрах 1С, в классах сети ЦСО (сертифицированные партнеры) или самостоятельно по книгам и примерам. Существование такого огромного (исчисляемого сотнями тысяч) количества доступных кадров (как в плане цены, так и с точки зрения количества) позволяло удерживать для покупателей на низком уровне стоимость владения продуктов линеек 1С: Предприятие, что в свою очередь позволяло вендору поддерживать высокие темпы экспансии на рынке делового ПО. (Для понимания динамики просто посмотрим на кризисный 2008 год, когда по всему миру и особенно в СНГ прокатилась волна «великой рецессии», но фирма 1С, вопреки проблемам рынка, показывала рост 8% от выручки 2007)

Упомянутые выше многочисленные специалисты буквально стали кровью бизнес-империи 1С, ее двигателем развития, одним из ценнейших активов. И потому ситуация, когда «старики» стали уходить, а «молодежь» не спешит интересоваться, стала вызывать некоторые опасения у руководства. Борис Нуралиев (директор 1С) признает наличие кадровой проблемы в интервью журналам и даже рассказывает о нехватке ИТ-кадров во время совещания с президентом РФ В.В. Путиным. Да и руководители партнерских компаний на ежегодных мартовских семинарах уже регулярно жалуются на недостаток «свежей крови»:

Статистика по анкетам
2017-2018
2019

.
.
Стоит заметить, что видя такое замедление темпов прихода новых специалистов, компания 1С не «сидит на месте»: ее учебные центры начинают работать он-лайн, запускается программа «Легкий старт» (работа со школами и ВУЗами), всем желающим предоставлен доступ к продуктам для учебного процесса, проводятся внутренние состязания по программированию и принимается участие во внешних соревнованиях, и даже был создан Молодежный канал 1С на Youtube… Но почему-то все это кардинально ничего не меняет.

Для полноты картинки, хочется отметить роль фирм франчайзи в становлении большей части существующих специалистов 1С. Это такие гигантские кадровые кузницы, через которые проходили практически все будущие 1С-фрилансеры и многие будущие штатные «одинэсники». Но в большинстве франчайзинговых фирм нет финансовой возможности оплачивать работникам узкую специализацию, а потому от сотрудника требовалось делать буквально все, и к тому же за малые деньги — это и есть основная причина высокой текучести кадров у партнеров.

И ведь «уметь всё» это не просто какое-то штучные частные требования — эта «мультифункциональность» человека подается рынку как показатель высокой квалификации сотрудников (чем больше сертификатов — тем лучше!). Как результат, на сегодняшний день создано ожидание, что «программист 1С» — это фуллстек-разработчик со знанием нескольких предметных областей и десятка конфигураций для их автоматизации, который должен консультировать, проводить обследований, составлять и согласовывать технические задания, писать инструкций, обучать персонал и поддерживать предоставленные решения в течении гарантированного срока. Многие к такой «великой миссии» оказались не готовы, что возможно так же стала факторами оттока в соседние технологические стеки (менее замороченные, но при этом более денежные), а так же причиной страхов и аргументом для отказа от попыток пробовать технологии 1С.


3. Насколько хороша идея создать разнообразные линейки похожих продуктов, которые несовместимы между собой?
Третьим преимуществом была модульность продуктовых линеек, которая в зависимости от потребностей покупателей позволяла дать им или только бухгалтерский учет, или только кадровый учет с расчетом зарплаты, или только учет складских и торговых операций, или все озвученное вместе. Так во времена 7.7 был Комплексная поставка, которую «нарезали» на Бухгалтерию 7.7, Зарплату и Кадры 7.7, Торговля и Склад 7.7 и ПУБ для производства. С приходом платформы Предприятие 8.0 был создан новый флагман — Управление производственным предприятием, которого в свою очередь «нарезали» на Бухгалтерию 2, Управление торговлей 10, Зарплату и управление персоналом 2. С появлением на платформе 8.2 управляемых форм началось развитие очередного нового флагмана — 1С: ERP, из кодовой базы которого уже по традиции начали создавать Бухгалтерию 3, Управление торговлей 11, Зарплату и управление персоналом 3, которые своим внешним видом отличались от своих предшественников на базе УПП 8, так же как те в свою очередь отличались уже от своих предков на базе Комплексной 7.7. И это названы только основные продукты, помимо которых была всякая мелочь для государственных учреждений и розничной торговли. А еще стоит упомянуть инструменты анализа сводных данных из различных баз 1С — Консолидация с использованием кодовой базы УПП и 1С: УХ соответственно с использование кодовой базы ERP, которую выделили в отдельный продукт — БСП. Более того, относительно недавно специально для автоматизации корпораций была порождена новая типовая учетная система — 1С: УХ ERP.

Такое эволюционное развитие продуктовой линейки в целом могло быть плюсом, если бы между поколениями программ соблюдали преемственность, но методологи компании 1С каждый раз брались за работу очень творчески — вместо простого добавления использования новых технологических возможностей, они переименовывали и полностью перерабатывали структуру хранения данных, порядок ввода информации и ее обработки. Так при переходе с 7.7 на 8.0, а потом с 8.0 на 8.2 кроме визуального интерфейса были изменены принципы складского хранения, взаиморасчеты с контрагентами, предоставление прав доступа и так далее по предметной модели. Пользователи предыдущих версий терялись в новом интерфейсе и допускали множество ошибок — будучи даже сертифицированными «опытными пользователями 1С», они не знали и часто не понимали новые принципы работы, которые методологи придумали якобы для их «удобства». Так же, в каждом предыдущем продукте были свои особые «фишки», которые нравились пользователям и облегчали их работу, но при разработке новых «аналогов» об удобствах забывали, даже не предлагая альтернативы.

Но страдали не только конечные пользователи продуктовых линеек, но и программисты, которым нужно было внедрять и сопровождать новинки — все три линейки (7.5/7.7, 8.0/8.1 и 8.2/8.3) хоть и используют одни и те же ключевые слова внутреннего языка разработки, но архитектурно настолько кардинально отличаются, что теперь уже не платформа 1С: Предприятие, а кодовая база конкретных решений становится фреймворком, обособленной «экосистемой», который следует изучить, и под который нужно нарабатывать новый практический опыт. Чтобы возникло понимание у читателей, которые не знакомы с миром 1С приведу аналогию с веб-разработкой: пусть язык 1С — это JavaScript, тогда базовые библиотеки платформы — это jQuery, кодовая база конфигураций на базе УПП — это производительный и надежный React, а база для решений на ERP — это универсальный Angular.

Поскольку ни пользователи, ни специалисты не спешили добровольно переходить на новые программы, то в компании 1С с целью стимулировать продажи стали объявляли предыдущие продукты устаревшими и назначать даты снятия с поддержки. А так как старые и новые продукты были похожи только названием и автоматизируемой областью и для перехода нужно было создавать новую базу, в которую следовало переносить данные (так же можно было «накатить» обновление прямо на рабочую базу, по после такого не гарантировалось сохранение данных и дальнейшая работоспособность), то к такому «повороту» многие покупатели продуктов 1С оказались не готовы. Дело в том, что многими уже были вложены тысячи долларов в доработки купленных типовых «коробок» и эти доработки прямо сейчас приносят бизнесу ощутимую экономическую отдачу. Но несовместимость решений для разных версий платформ делали невозможной банальное копирование наработок — каждая доработка старого поколения программ должна быть переосмыслена и реализована «с нуля» в новой конфигурации за аналогичный бюджет (даже еще за большие деньги, так как от специалиста требуется знать и понимать уже одновременно две системы). Многие, кто вложились в свою работающую учетную систему, категорически не желали повторять именно «с нуля» весь путь доработок для новой версии. А из тех, кто был готов платить, многие были не готовы к смене «парадигмы» и необходимости изучать новую методологию.

Лично в нулевых сталкивался с десятками компаний, которые решались на смену 7.7 на 8-ку только из-за технологических ограничений старой платформы, но при этом мало кто хотел переучиваться — большинство задания на проектах запуска звучали как «повторите нам все как было в 7.7». И как закономерный результат, до сих пор решения на линейке 7.7 стоят во многих магазинах и у многих торговых компаний (да что там стоят — решения на 7.7 даже до сих пор продаются!), а от относительно свежих решений, созданных за полтора десятилетия на базе УТ10 и УПП, не просто не отказываются, но продолжают их развивать и зачастую они хорошо дадут форы всем «новомодным управляемым поделкам» на базе ERP.


4. Развитие платформы 1С: Предприятие подчинено плану или сиюминутным задачам?
Платформа разработки — это великолепная вещь и востребованный продукт. С каждым витком развития количество и качество функционала увеличивалось, и продукты конкурентов на этом фоне уже не очень убедительно выглядят. Но есть стойкое ощущение, что у продукта нет «Дорожной карты продукта» (Роадмап), в которой описана стратегия и этапы развития. Популярное «Зазеркалье» — это ведь не про планы, а про уже разработанный и оттестированный факт, который согласован руководством и поставлен в очередь на включение в будущий релиз.

Кроме сотрудников 1С никто не имеет шансов предсказать состав ближайших релизов — каждый раз аттракцион из фич для веба и мобильников, новых диаграмм и даже развития языка запросов. При смене минорных версия могут делать глобальный рефакторинг со сменой базовых библиотек и кардинально менять интерфейс. Да, что там смена минорных версий — в новые билды старых версий задним числом добавляют функциональность, которая меняет процедуры и регламенты обслуживания продуктов (к примеру, функция восстановления забытых паролей).

Никто не будет отказываться от нового функционала и все ему рады, но хотелось бы какой-то предсказуемости и упорядоченности!

А еще очень круто, что разработчики платформы прислушиваются к пользователям и берут в работу предложения, которые им присылают на адрес community@1c.ru. Но это игра в одни ворота — с регулярностью в 1–2 недели на протяжении года в открытых источниках появляется мини-отчет «Очередные предложения отправлены нашим разработчикам». Но какие именно предложения приняты разработчиками, а какие отброшены остается тайной. Так же «просителям» отказано в информации о том, сколько раз до них это уже безрезультатно «просили» другие неудачники.

Судя по холиварам в официальном телеграмм-канале состав отправленных пожеланий имеет примерно такой вид:

  • вы совсем забросили развитие конфигуратора со своим EDT, вернитесь и дайте нам фичы, из-за которых приходится использовать Снегопат;
  • вы слишком медленно развиваете EDT, давно пора отключить никому не нужный Конфигуратор и всех насильно перевести на новую IDE;
  • половина клиентов сидят на обычных формах, а там куча недоработок — хотим улучшений;
  • половина клиентов все еще сидят на обычных формах, давайте их запретим и всех насильно переведем на управляемые, а то сложно учить две разные версии платформы;
  • в языке не хватает ООП, дайте возможность создания своих абстрактных классов и хотим множественное наследование;
  • в языке не хватает функциональщины, мы хотим нормальные лямбды, а не мучатся с вашими описаниями оповещений;
  • в языке не хватает возможностей реактивного и параллельного программирования;
  • нужен «синтаксический сахар», надоело писать отдельно пустой конструктор массива, а потом десяток операций добавления, а использование сравнения через оператор OR уже сидит в печенках вместо красивого и лаконичного IN;
  • очень нужны Пауза () и котангенс в языке запросов!!!
  • а давайте, чтобы в платформе можно было писать на JavaScript;
  • нет, давайте, чтобы в платформе можно было писать на Python;
  • а давайте сделаем новый язык программирования и чтобы несовместимый с существующим!

Как известно, из всех этих предложений на сегодняшний день реализовано только последнее про новый язык программирования — Исполнитель. И слава всем богам, что только это! Так как реализация настолько противоречивых пожеланий чревата массовыми возмущениями сообщества, а так же еще большим усилением фрагментации продуктовых решений и пользовательского опыта. Но дать всем единое виденье развития продуктов и инициировать среди энтузиастов «мозговой штурм» уже в его рамках, компания 1С почему-то не хочет.

5. Выход на международный рынок — экспансия или тайное проникновение?
Возможности для выхода на международный рынок были понятны еще в 90-х, когда наши предприниматели отправились покорять «Запад» и для учета стали ставить знакомую им 1С7.7. Сама платформа локализирована уже на 22 языка мира. В платформе на уровне метаданных добавлен язык интерфейса для возможности локализации пользовательского интерфейса на произвольные языки и доработан язык программирования (добавлены мультиязычные строки, числа прописью и т.д.). На сегодняшний день даже реализована поддержка письма справа налево. Для поддержки иностранных пользователей и внедренцев был запущен сайт 1C: Developer network, где можно скачать документацию, учебную платформу и пообщаться с англоговорящими представителями 1С на форуме. Совместно с компанией Rise разработаны курсы подготовки специалистов 1C на английском языке.

Перспективы «завести трактор» и уехать покорять мир со знаниями «родного» языка 1С вместо «буржуйских» PHP и JavaScript стала для многих «сладкими грезами». Удачный заход на международные рынки тут же вызвал огромный спрос на курсы 1С-программирования и даже переходы с PHP и Java, чтобы успеть до индусов и китайцев забить новую нишу. Но почему-то массового спроса до сих нет (редкие пресс-релизы) и предложения работы «программистом 1С с релокацией» поступают только из Вьетнама и ОАЕ…

Почему все так медленно на самом деле известно всем тем, кто попытался (раз, два) и я не буду останавливаться на таких банальщинах как конкуренты, маленькие бюджеты на продвижение и языковой барьер. Есть и более глобальная причина — особый статус вендора внедряемого продукта.

Напомню, что сейчас в мире тренд на конкуренцию методом санкций. Свежий пример — ТикТок, который запрещен в США и Индии за успешность большую, чем у местных национальных компаний. А ведь бизнес приложения от 1С — это намного более серьёзнее чем короткие смешные ролики. Стоит начать наступать на пятки SAP в Евросоюзе и тут же окажешься в «списке Навального».

Отличным шансом научится справляться с подобными вызовами могло стало введение частичных санкций против 1С в Украине (запрещена экономическая деятельность вендора и крупнейших партнеров, наложен запрет на госсакупки продуктов, но продукцией пользоваться разрешено). Далеко не все так печально как у китайских компаний в США.

И что в результате? Как же решили отработать кризис в Украине, чтобы потом масштабировать опыт на любую страну мира? Для украинских пользователей создан локализированный клон сайта ИТС — its.1c.ua, а для скачивания обновления типовых и отраслевых продуктов сделали зеркало releases.1c.eu (обратите внимание на европейский домен, в то время как Молдова/Болгария/Литва/Латвия/Эстония по прежнему должны переходить на releases.1c.ru, но при этом Грузия и Кыргызстан могут пользоваться европейской ИТС по адресу its.1c.eu). Произвели ребрендинг «сеть 1С-франчайзи», которую переименовали в САБ (сообщество автоматизаторов бизнеса), платформу 1С переименовали в BAF (фреймфорк для автоматизации бизнеса), а линейку продуктов »1С: Предприятие» переименовали в BAS (системы автоматизации бизнеса). Что особо не помогло и переименованные продукты пополнили санкционный список.

А что бы ориентироваться на официальном сайте, теперь пользователям нужно стать полиглотом
image

.
.
Была ли реорганизация сети, оптимизация процессов обслуживания? Ничего не изменилось! Кроме падения качества услуг. Линия консультации все чаще не знает как отвечать на вопросы. Обновления старых регламентированных отчетов делается в последние дни и в шаге от штрафов. Новые отчеты вообще отказываются разрабатывать и поддерживать — рекомендуют массово переходить на стороннее ПО — Фридо.
Новость
image

.
.
Короче, локомотива структурных изменений из «украинского кейса» не получилось. Как и практического примера для подражания в критический момент для европейских и американских бизнес-партнеров, который мог бы им внушить уверенность и придать больше энтузиазма рисковать. А без риска, как известно, нет развития.

Утверждение, что упомянутые преимущества отягощены проблемами и перестают быть драйверами роста для фирмы 1С, является только моим частным мнением, которое скорее всего не совпадает со мнением руководства фирмы 1С и с позицией большинства ей партнеров. Уверен, что они верят в отсутствие достойных конкурентов и в обреченность на бесконечный успех. Прямо как в свое время Карфаген и Византия, Рейх и Халифат, ICQ и MySpace…

Но что если прямо завтра на рынок зайдут новые амбициозные стартапы или у старожилов откроется второе дыхание, и с ними начнется настоящая конкуренция, в которой 1С нужно будет каждый день доказывать свое лидерство? Будет ли легко доказать превосходство, если к тому моменту растерять свой главный актив — программистов. Ведь даже сейчас, в «сытные годы», на многих форумах и в чатах по 1С тематике, хотя бы раз в месяц, но задают вопросы в духе »Какой язык или технологию нужно изучать, чтобы спрыгнуть с 1С? ».

Прыг-скок-соскок или почему специалисты отказываются от 1С?


Иногда можно искренне порадоваться за людей, которые прекращают работать с 1С, когда уход связан с их профессиональным развитием. Это может быть карьерный рост — когда наиболее опытные программисты сначала становятся руководителями групп внедрения или разработки, а потом окончательно переходят на руководящие должности. Так же могут быть варианты ухода в узкую специализацию — программисты 1С, которые по своей сути «мастера на все руки», становятся чистыми сисадминами, DBA, консультантами или даже техническими писателями. Или они с головой уходят в предметную область, в которой у них после многолетней автоматизации накоплена значительная экспертизы (бывшие «специалисты 1С» становятся ИТ-директорами, главбухами, финдирами и т.д.).

Но, к сожалению, чаще уход специалистов от работы на платформе 1С: Предприятие вызван не профессиональным ростом, а разочарованием в 1С. При этом со стороны иногда кажется, что они «меняют шило на мыло», так как их новый технологический стек предназначен для решения того же класса задач, с которыми они работали на 1С (переход на CUBA Platform, Salesforce или Odoo).

Но в двойне обидно, когда уходят не безликие статисты, а неравнодушные люди, которые активно участвовали в жизни сообщества. Предлагаю рассмотреть два таких известных и показательных примера — Илья Леонтьев и Кирилл Власов (Neikist).

Илья стал известен благодаря своему каналу на Youtube — Илья Леонтьев Про 1С. Поскольку ролики от 1С, мягко говоря, вгоняют в грусть, то ниша влогинга пустовала. На своем канале он освещает большой охват тем — от подготовки к 1С-сертификациям и описания функционала до философских бесед о сути профессии. Но недавно у него выходит шокирующее виде о его решении уходить от 1С на Java-программирование (или возможно на Python). Как причина указывается, что программирование на платформе 1С не ценится в тех странах, куда он собирается эмигрировать. Кстати, на различных форумах и в чатах многие тоже указывают в качестве причини ухода отсутствие спроса на 1С в Европе и в США (даже если не собираются уезжать).

То самое видео

У Кирилла на первом месте был не поиск богатого заказчика, а именно претензии к технологичности. По публичной сетевой активности было видно, что человек активно «горел» 1С — на различных площадках (в том числе на хабре и тостере) помогал другим советами, выступал адвокатом для 1С в полемиках с хейтерами, тестировал новую функциональность, а затем обсуждал ее в чатах с другими энтузиастами. Но если осмотреться по современному ИТ-миру, то эта «новая функциональность» от 1С оказывалась не совсем «новой». Мир разработки 1С не может похвалится гибкостью и содержит массу нелогичных ограничений. Удивляет, что существуя в мире альтернатив, которые значительно дружелюбнее для разработчика, компания 1С продолжает свой вектор развития платформы, который уже давно морально устарел (комментарий №1, комментарий №2). Кирилл ушел от 1С на мобильную разработку Kotlin под Android и не жалеет.
История от первого лица
image

Можем послушать даже еще более удивительные истории! Мой друг, довольно толковый парень, с которым мы вместе в нулевых переводили с 7.7 на 8-ку крупного дистрибьютора FMSG (шесть филиалов в разных регионах, свои склады, агенты с КПК, собственные магазины с торговым оборудованием, отчетность по брендам и т.д.), так тот вообще завязал с программированием и несколько лет назад уехал в ЕС дальнобойщиком. А в украинском чате недавно рассказывали историю одной украинской кофейни, которая вынуждена была перейти на облачное решение, после того как не смогла найти себе разработчика 7.7 на поддержку системы, создатель которой уехал в Польшу собирать клубнику.
На том же месте в тот же час, но не про 1С
Просто для контраста две истории успеха о девушках, которые могли пойти работать с 1С, но к счастью этого не сделали:

1. Сестра подруги моей жены после окончания иньяза поняла, что быть переводчиком не для нее, и поступила на курсы программирования Java (курсы, Карл!). После курсов ее взяли на работу программистом в одну из киевских аутсорс-компаний и по итогам года она уже получала 2000$ (там очень оценили ее знание языков и возможность напрямую общаться с заказчиками из Италии и Франции). В эти же дни я получал в месяц около 800$, несмотря на окончание факультета информатики в техническом ВУЗе, наличия десятка сертификатов и обладание десятилетним стажем разработки ПО экономической направленности.

2. Другая украинская девушка получила диплом по международным отношениям, после которого сначала работала моделью и участвовала в киносъемках. Осознав, что в кризис лучше заняться «вАйТи», они с мужем пошли на полугодичные курсы тестеров, где их обучили языку С (без плюсов). С этим скромным опытом они уехали в Кремниевую Долину, где их несколько месяцев никто не хотел брать даже на бесплатную стажировку, так как у них не было ни технического образования, ни понимания ООП и ФП, ни опыта веб-разработки, ни опыта мобильной разработки. Но они участвовали в хакатонах, ходили на собеседования и менее чем за год эта девушка уже фуллтайм-разработчик в Linkedin и «рубит бабло» несмотря на массовые сокращения во время карантина — история от первого лица.


Факты упрямо говорят, что есть серьезные проблемы с удержанием кадров и привлечением новых специалистов к программированию на 1С?… Такое ощущение, что все моментально забыли, а откуда появилось такое крупное сообщество. И действительно, откуда?

Золотая эпоха 1С или почему программирование на 1С было популярным


Девяностые для стран exUSSR стали новый уникальным временем. Больше не было генсеков и прочих самодуров из партийной номенклатуры, которые спускали сверху плановые «пятилетки», в рабочие часы устраивали в магазинах облавы на тунеядцев и преследовали за доходы «не трудового происхождения». Люди массово покидали заводы/фабрики, где им стали задерживать выплаты, и пробовали открывать свои собственные предприятия, для которых понадобились специалисты по бухгалтерскому учету. А когда массово пришли дешевые персональные компьютеры, тогда возник устойчивый спрос на бухгалтерский софт.
Бухгалтер, милый мой бухгалтер
В 1991 году выходит клип на песню Алены Апиной «Бухгалтер», в которой она говорит о том, что можно мечтать выйти замуж не за мажоров и не за иностранцев, но даже за простого Бухгалтера. И люди не просто подпевали, но и заносили взятки в приемные комиссии бухгалтерских техникумов, чтобы дать детям выгодную профессию. До самого начала нулевых среди родителей было мнение, что профессия «бухгалтер» для их детей будет намного более хлебная, чем какой-то «программист».

Сейчас считается, что в 90-е никто не считал деньги и это не совсем верно. Возможно экономисты и финансисты не сильно пользовались спросом, но бухгалтера требовались для каждого официального бизнеса. Дело в том, что в странах СНГ не самое простое в мире трудовое и налоговое законодательство. Вы думаете, что так легко насчитать зарплату, заплатить налоги и сдать отчетность? По правилам бухгалтерского учета на предприятиях должны были быть гросбухи с балансами, журналами-ордерами, шахматками, карточками счетов, оборотными ведомостями и прочим множеством отчетов, которые делались вручную с единой целью — избежать ручных ошибок. С зарплатой все тоже сложно, особенно если у вас работают ветераны, профессора с учеными степенями и прочие товарищи с многочисленными надбавками, выплачивать деньги которым нельзя до вычитания суммы налогов — каждый фонд по отдельности от своей индивидуальной базы (кто-то считал от всего начисленного, кто-то игнорировал некоторые надбавки, кто-то от суммы за вычетом предыдущих налогов), со своими минимальными ставками и со своими правилами (кто-то формулой с процентом, кто-то по прогрессирующей ставке).


Напомню основные исторические моменты, которыми девяностые года ХХ века кардинально отличались от наших дней. Интернет уже появился, но был полупустым и скучным местом (по современным понятиям). Популярная нынче профессия веб-программиста тогда еще не существовала, хотя энтузиасты уже создавали первые динамические сайты на Perl (язык PHP был только в разработке, а его ставшая популярной версия 4.0 появится только в 2000). Так же напомню, что в те годы понятие «телефоны» означало аппараты в прихожей (или в переговорных пунктах), которые подключены кабелями к телефонной сети, у большинства из которых не было даже экрана на жидких кристаллах. В те дни не было и намека на современную индустрию мобильной разработки — первые т

© Habrahabr.ru