Краткая история необычных музыкальных форматов

История форматов звукозаписи не исчерпывается виниловыми пластинками, компактными кассетами, CD и потоковым аудио. Сегодня речь пойдет про другие интересные носители.

razkg32ptfbpbsue_eb3a-dws64.jpeg
Фото Andshel / CC

Магнитная звукозапись: телеграфон и магнитная лента


Принципы магнитной звукозаписи первым обнаружил американский инженер Оберлин Смит. Самостоятельно прототип звукозаписывающего устройства Смит разработать не смог, поэтому в 1888 году он поделился находкой с научным сообществом. Первым успешным применением его идей стал телеграфон — устройство для записи звука на стальную проволоку, разработанное датчанином Вальдемаром Поульсеном десять лет спустя.

После удачной демонстрации устройства на Всемирной выставке 1900 года Поульсен запустил производство аппарата — телеграфон предлагали использовать как автоответчик. Однако европейский рынок на это отреагировал холодно, а в США использовать телеграфон по назначению запретили телефонные компании.

В 1910-х годах бизнес Поульсена обанкротился — устройство не выдержало конкуренции с доступными фонографами. Про телеграфон забыли на несколько десятилетий.

Неожиданная популярность пришла к нему в 1940-е годы. Во время Второй мировой войны носитель оказался идеальным для создания аудиозаписей в полевых условиях — проволока выдерживала перепады температуры и была устойчивой к механическим воздействиям.

После войны проволочные диктофоны приобрели популярность среди гражданского населения. Их использовали композиторы и музыканты. Люди без профессионального интереса к аудио записывали на них радиотрансляции, выступления артистов и голоса близких людей.

К началу 1950-х технология вышла из массового употребления. У неё были важные недостатки: при прослушивании проволока часто рвалась, а качество записи уступало катушечным магнитофонам, которые к тому времени стали значительно дешевле.


Как и многие другие звукозаписывающие устройства, катушечные магнитофоны начали завоёвывать рынок аудио с профессионального сегмента. Массовая популярность бобинников началась в 1950-х годах и продлилась 20 лет — с появлением кассет интерес к технологии спал. Удобство использования оказалось для потребителей важнее качества звука.

Но, в отличие от проволочных диктофонов, катушечные магнитофоны сохранили популярность в профессиональных кругах. Те, кто могут позволить себе этот дорогостоящий формат, продолжают его использовать, а остальные — эмулируют «пленочный» звук.

Среди недавних релизов, записанных, сведенных и отмастеренных на бобинах — работы Стива Альбини и Джона Фрушанте.

zlmtyqh4cyzpmigfuaq3a5u5tga.jpeg
Фото Wolle5810 / CC BY-SA

Формат популярен и среди меломанов, как близкий к звучанию студийных мастер-лент. Но ассортимент бобин в продаже крайне мал. Новые делают на заказ, а стоят они целое состояние.

Механическая звукозапись


Уже в начале XX века музыка начала распространяться на пластинках, и со временем они стали лидирующим механическим аудиоформатом. Но существовали и альтернативные устройства для механической записи и воспроизведения звука.

Одно из них — шоринофон, созданный советским изобретателем Александром Шориным в 1929 году. На 35-миллиметровую киноплёнку резцом наносилась звуковая дорожка. Заменив резец на иглу, результат можно было прослушать.


Портативный вариант устройства использовали для записи звуковых эффектов в кино. Например, во время съемок фильмов Дзиги Вертова и Абрама Роома с его помощью были записаны звуки цехов и городских улиц. Также шоринофоны привлекли внимание радиопрофессионалов. На них записывали концерты и спектакли для последующей ретрансляции. Массовым шоринофон стать не успел: его серийное производство началось в 1940 году и прекратилось годом позже, с началом войны. После окончания Второй Мировой внимание публики переключилось на магнитофоны.

В середине 1930-х немецкий инженер Карл Даниель создал ещё одно портативное устройство для механической звукозаписи — тефифон. Носителем в тефифоне были картриджи с поливинилхлоридной лентой, на которую нарезались звуковые дорожки. Как и шоринофон, аппарат и записывал, и воспроизводил аудио.


На рынке тефифоны появились в конце 1940-х годов. Однако им не удалось затмить популярность пластинок. Первой причиной было отсутствие записей популярных исполнителей: крупные лейблы не издавали музыку на картриджах. Владельцам тефифонов приходилось довольствоваться записями малоизвестных музыкантов.

Вторая причина — в локальности явления. До 1963 года тефифоны продавались только в Германии. Когда устройства вывели на американский рынок, было уже поздно — всего через год в продаже появились популярные кассеты формата 8-Track.

Но и тефифон не был последним механическим аудионосителем. В 1950-е появились гибкие пластинки (flexi disc). Тогда рынком доминировали пластинки из шеллака — тяжелые (в среднем 300 граммов) и хрупкие, как стекло. Новые пластинки весили в 60 раз меньше и были устойчивы к механическим воздействиям. Более того, их себестоимость была значительно ниже. Из-за этих достоинств гибкие пластинки начали распространяться как приложения к журналам и газетам. В этом качестве носитель был популярен вплоть до 1980-х годов.

6md5drxcy_lsftrinqj6m6xk11y.jpeg
Фото Swtpc6800 / PD

Например, в 1979 году гибкие пластинки с записями «песен» китов стали дополнением к выпуску National Geographic, который привлекал внимание к проблеме браконьерства. Носитель использовали и для хранения софта: в 1970-х на нём рассылали игры и программы для ZX Spectrum и Commodore 64.

В 1990-е интерес к гибким пластинкам почти пропал, и в 2000 году их выпуск прекратился. Однако виниловый бум последних лет воскресил формат. Синглы на гибких пластинках выпустили такие музыканты, как Джек Уайт и Tame Impala.

Один из самых «молодых» механических форматов — 8ban, представленный в 2004 году. Под таким названием компания Bandai продавала компактные «вертушки» на батарейках, предназначенные для воспроизведения миниатюрных пластинок собственного производства. На одностороннем носителе из жесткого пластика помещалось четыре минуты моноканального аудио. За пределами японского рынка продукт не рекламировался, а его целевой аудиторией были любители аниме.

Пластинки 8ban производились всего год, но успели привлечь внимание группы The White Stripes. В 2005 году американцы выпустили бокс-сет с семью 8ban-синглами — популярными песнями прошлых лет и эксклюзивным новым треком.


Дополнительное чтение — посты из нашего «Мира Hi-Fi» и Telegram-канала:

1osf72wkwrjhzpl2bwl5hcmwnbq.pngТраутониум: немецкая волна в истории синтезаторов
1osf72wkwrjhzpl2bwl5hcmwnbq.pngВинил вернулся, и он разный
1osf72wkwrjhzpl2bwl5hcmwnbq.pngВосемь аудиотехнологий, которые попадут в зал славы TECnology в 2019 году
1osf72wkwrjhzpl2bwl5hcmwnbq.pngЧто нужно знать перед тем, как начать карьеру в аудиоиндустрии
1osf72wkwrjhzpl2bwl5hcmwnbq.pngКак превратить компьютер в радио
​​​xq5o_rmc8w8juvbckkxdgn5adaw.pngДжонни Транк выпустил книгу о флекси-дисках
​​​xq5o_rmc8w8juvbckkxdgn5adaw.pngБьорк выпустила девять студийных альбомов на кассетах

© Habrahabr.ru