Краткая история календаря и фантазии о шестидневной неделе

83c92c7cc70608ba833f1bb3520f9af9.jpg

Привет, Хабр.

Календарная система — одна из тех вещей, что не даёт покоя новаторам уже далеко не первый век. История знает десятки, если не сотни календарей и, наверное, ещё большее число предложений по оптимизации, но раз за разом всё возвращается к устоявшемуся виду, протягивая хвост атавизмов ещё на столетия вперёд.

Сегодня мы взглянем на то, как формировалась привычная нам календарная система, какие предпосылки были у тех или иных особенностей, рассмотрим альтернативные и революционные проекты, принимавшиеся на самых высоких уровнях, а на закуску попробуем посмотреть, как бы мы сами могли подойти к улучшению процесса, и насколько реально это в современном мире.

Историческое развитие

Первейшие напоминавшие календарь записи, которые и по сей день находят археологи, основывались на периоде обращения Луны вокруг Земли, то есть являлись лунными календарями, и датируются десятками тысяч лет до н.э.
О полноценной календарной системе здесь пока говорить не приходится, это лишь отметки отдельных периодов.

Свидетельства же первых календарных систем, которые стали прообразами для прочих, появляются в медном веке на территории Средиземноморья и Ближнего Востока.

Древнеегипетский календарь

Первая известная на сегодняшний день календарная система была введена в додинастический период Древнего Египта (≈4 тысячелетие до н.э.), хотя время появления остаётся спекулятивным.

Появление календаря было связано с гелиакическим восхождением Сириуса, которое предшествовало разливу Нила, губившему несобранный урожай и приносящему плодородную почву. Календарь был солнечным, включал в себя 12 месяцев, которые делились на 3 сезона — половодья, всходов и засухи. Новый год начинался со дня летнего солнцестояния.

Данный календарь, как и подобает солнечному, был стабильным — по 30 дней в месяце с десятидневными декадами. Оставшиеся 5 дней добавлялись к последнему месяцу. Летосчисление велось с воцарения нового правителя.

Несмотря на отсутствие високосных дней, проблема была известна и решалась циклом Сотиса, равного 1460 годам, то есть периоду, за который сдвиг из-за отсутствия високосного дня сделает полный «круг», и начало календарного года снова совпадёт с восхождением Сириуса.

В народе, в религиозных и бытовых целях использовался и лунный календарь, сохранившийся с прошлых времён, но без привязки к основному — солнечному.

Вавилонский календарь

На исходе третьего тысячелетия до нашей эры в Шумеро-Аккадском царстве (царство III династии Ура) использовался шумерский календарь или «ниппурский календарь», по названию города, из которого дошёл наиболее полный вариант с описанием месяцев.

Календарь был лунно-солнечным, состоял из 12 месяцев по 29 и 30 дней, а год начинался с весеннего равноденствия. Деление на сезоны, как и в древнеегипетском, было принято по 4 месяца. Для компенсации разницы с тропическим годом периодически вводился тринадцатый месяц после одного из полугодий.

Вы, конечно, уже обратили внимание, что даже в первейших календарях использовались привычные нам 12 месяцев. Даже солнечный календарь, для дополнительной периодизации внутри года, использовал значение близкое к периоду между новолуниями — синодическому месяцу, который, в среднем, длится 29.53059 суток.

В лунных календарях используется чередование месяцев с разным количеством дней (в классическом, самом очевидном варианте — с 29 и 30 днями) для сохранения одних и тех же фаз Луны в одни и те же порядковые дни месяца.

Солнечные календари отталкиваются от длительности тропического года — 365.2422 суток, а дополнительное деление в них остаётся вариативным, и чаще тяготеет к стабильному календарю — с одинаковым, насколько возможно, количеством дней в месяцах.
Если в лунных календарях основное различие составляет подбор дней в месяцах, то для солнечных самой дискуссионной темой был корректный подсчёт високосных лет для выравнивания тропического года с системой основанной на целых днях.

Лунно-солнечные календари ставят перед собой ещё более сложную задачу, и пытаются сопоставить эти значения, что отнюдь не тривиальная задача, так как один тропический год содержит в себе 12.36827 синодических месяцев. Для решения этой задачи классические лунно-солнечные календари используют неравные года, оставляя основным периодом месяц. Таким образом обычный год в ЛС календарях содержит 12 месяцев, а для выравнивания цикла тропического и календарного годов периодически вводится тринадцатый. Такой год называется эмболисмическим.

Помимо шумерского существовало множество не сохранившихся локальных календарей, однако на основе шумерского был сформирован вавилонский календарь. Произошло это во время правления первой Вавилонской (аморейской) династии, считается, что при правлении царя Хаммурапи или его сына.
Отсчёт суток начинался с вечера, после захода солнца, отсчёт месяца — с новолуния.

Вавилонский календарь помимо перехода на лунно-солнечную систему, содержит ещё одну интересную особенность — наличие каждого седьмого выходного дня, этимологически предшествующего, по некоторым мнениям, шаббату. По сути, тут мы можем говорить о первых полноценных неделях, хотя и с различиями, по сравнению с современным видом — последняя неделя месяца состояла из 8 или 9 дней, т.е. длилась до окончания месяца, что делало календарь стабильным.

Здесь же возникает и шестидесятеричная система счисления, дошедшая до нас в отсчёте времени, углов, а также прослеживающаяся в культурах Южной и Восточной Азии.

Вавилонский календарь прошёл катастрофу бронзового века, завоевание Ассирией, вхождение в состав Ахеменидской державы, Македонской империи и использовался вплоть до нашей эры, оказав влияние на множество прочих, унаследовавших практически все его положения, включая семидневные недели.
Но давайте ещё немного задержимся во втором тысячелетии до н.э.

Мезоамериканский календарь

В это время, на другой стороне земного шара существовали собственные календарные системы, которые состояли из двух параллельных циклов.

Основным был гражданский солнечный календарь. У майя и ацтеков он включал в себя 18 месяцев по 20 дней и 5 дополнительных дней в году. Был и високосный день каждые 4 года. Также присутствовало понятие недели, состоящей из 5 дней.

Второй цикл — священный. Он был образован из 20 недель по 13 дней.
Раз в 52 года эти циклы совпадали, образуя новый «век».

Количество дней в гражданском месяце и недель в священном «году» обусловлено использованием двадцатеричной системы счисления в культуре майя.
Неправильная расшифровка мезоамериканского календаря длинного счёта привело к ожиданию конца света в недавнем (или уже давнем?) 2012 году н.э.

Календарь инков несколько отличался — 12 месяцев по 30 дней без недель в гражданском, и 328 дней с очень разными месяцами в ритуальном календаре.

Римский календарь

Опуская множество заимствованных и отнаследованных от древнеегипетского и вавилонского календарей, перейдём к, пожалуй, важнейшей точке в календарной истории.

Римская цивилизация без малейших преувеличений стала катализатором новшеств в самых разных областях человеческого развития, и календарная система, прошедшая три вида и две реформы до перехода в «нашу эру», также дошла и к нам.

Римское летосчисление начинается с 753 года до н.э., с легендарной даты основания Рима.

Первоначально, согласно легендам, в римском царстве использовались десять месяцев, начиная с месяца бога войны Марса.
После следовали Aprilis, Maius, Iunius.
Следующие месяцы были числительными — Quintilis, Sextilis, September, October, November, December.

Продолжительность месяцев, наличие интеркаляций, были ли внекалендарные периоды, авторство, и многое прочее остаётся дискуссионным и по сей день.

Во время царствования Нумы Помпилия календарная система была реформирована под греческим и этрусским влияниями.
Добавилось два месяца в конец года — Ianuarius и Februarius. Также был добавлен классический лунно-солнечный тринадцатый месяц — Mercedonius, который вводился по решению великого понтифика, чем нередко пользовались в целях продления или сокращения срока консулов в должности.

Для отсчёта времени внутри месяца использовались понятия «календы», «ноны» и «иды», обозначавшие 1, 7 и 15 дни месяца, соответственно, в месяца с 31 днём, и 1–5–13, в месяца с 29 днями.
Для циклов меньше месяца использовались нундины — восьмидневные периоды, для обозначения рыночных дней.

В 46 г до н.э. по эдикту Юлия Цезаря была проведена новая реформа, результат которой мы сегодня знаем как «юлианский календарь». Это важнейшая точка в современной календарной истории, потому давайте остановимся на каждом пункте подробно.

Количество дней в году и месяцах было приведено к сегодняшнему виду

Это изменение важно тем, что оно берёт основу лунно-солнечного календаря, где разность дней была обусловлена привязкой к лунному циклу, и месяца с 29 и 30 днями сменяясь «балансировали» синодический месяц, а для коррекции с тропическим годом использовался мерцедоний.

Но календарь после юлианской реформы — исключительно солнечный, где разность дней в месяцах не создаёт никакого баланса, так как строго привязана к 12 календарным месяцам, и по определению не соответствует 12.36827 лунным циклам. Таким образом, сохраняя несбалансированность лунно-солнечного календаря была потеряна и его лунная составляющая.

Введены високосные годы

При приведении прошлой вольной системы к строгому виду была учтена необходимость ввода високосных лет. Дополнительный день был добавлен к последнему месяцу в каждом четвёртом году.

Первоначально не планировалось добавлять полноценный день, а удвоить существующий. В качестве этого дня было выбрано 24 февраля. В римской традиции этот день назывался «шестым днём до мартовских календ», а его добавочную половину стали называть «вторым шестым», что на языке носителей звучало как «bis sextus», откуда, через посредство греческого, пришло и в русский, в качестве слова «високосный»

Дополнительный день — в конец года. Максимально логично, не так ли?
Напомню, что год начинался в марте. Но есть один нюанс…

Начало года перенесено на 1 января

В причинах этого решения обычно указывают сложившиеся в разных сферах традиции начала отсчёта года в январском стиле, возникшие ещё после реформ Нумы Помпилия, а также стремлением согласовать нарушения в тропическом и календарном циклах, вызванные прошлыми вольными интеркаляциями.

Но, вне зависимости от причин, это изменение не затронуло порядковые названия месяцев и пункт реформ из прошлого параграфа. Таким образом високосный день оказался в начале года, а месяца от квинтилиса до декембера стали отставать на два месяца от собственных наименований.

Но не все месяца были обделены.

Quintilis переименован в Julius

Считается, что это было личным указом диктатора по сакрализации своей личности, хоть нельзя и исключать инициативы приближённых, но, так или иначе, месяц рождения известнейшего политического деятеля Рима был переименован в его честь. Забегая наперёд, в 8 году до н.э. таким же образом и Sextilis сменит название в честь месяца наиболее значительных побед Октавиана Августа. Позднее подобные изменения будут предложены к сентябрю и октябрю (в Германик и Домициан), но последние не прижились.

Широко распространена легенда о том, что первоначально август состоял только из 30 дней, а февраль из 29/30, но с изменением названия месяца была изменена и длительность, забрав день у февраля, дабы месяц Августа соответствовал по длительности (значимости) месяцу Юлия Цезаря. Не считается достоверной.

Переход на семидневную неделю

Этот пункт не совсем корректен, так как не является документированной частью реформ, но примерно в этот период произошла замена восьмидневного базарного цикла на доминирующую в регионе с вавилонских времён семидневную неделю.

Интересная этимология

Долги в Древнем Риме платили во время календ, а долговая книга, называлась — calendarium.

Латинские названия дней недель дошли до наших дней через германцев, потому несколько изменились по звучанию, но не по смыслу.
Diēs Lūnae — Monday (Mōnandæg) — День [персонифицированной в качестве богини] Луны
Diēs Mārtis — Tuesday (Tīwesdæg) — День [бога войны] Марса/Тюра
Diēs Mercuriī — Wednesday (Wōdnesdæg) — День Меркурия/Одина (несоответствие «должностей»)
Diēs Iovis — Thursday (Þunresdæg) — День [бога грома и молний] Юпитера/Тора
Diēs Veneris — Friday (Frīgedæg) — День [богини любви] Венеры/(Фригги/Фрейи)
Diēs Sāturnī — Saturday (Sæternesdæg) — День Сатурна (не изменён)
Diēs Sōlis — Sunday (Sunnandæg) — День [персонифицированного в качестве бога/богини] Солнца

Первоначальные названия даны по халдейскому ряду — последовательности видимых невооруженным глазом небесных тел Солнечной системы, расставленных по возрастанию средней скорости видимого движения относительно звёзд. Халдейский ряд проник в европейскую культуру из Древней Месопотамии, где применялся для астрологии, а позднее в магии и оккультизме.

Григорианский календарь

В юлианском календаре была допущена ошибка счёта високосов, из-за чего календарный и тропический годы снова расходились между собой.

Реформа включала в себя только исправление этой ошибки, добавив к изначальному правилу «каждый четвёртый год» дополнительные — «но не сотый» и «но четырёхсотый».

Введённая папой римским Григорием XIII в 1582 г. реформа не была первой — до него это также пытались осуществить папы Павел III и Пий IV. Но только григорианская оказалась успешной, хотя и не сразу.

Распространение григорианского календаря

Переход на данную календарную систему продолжается и по сей день. Основная масса стран и территорий осуществили переход до первой трети прошлого века. Последними стали Китай — в 1959, и Саудовская Аравия — в 2016.

Но всё ещё есть страны, где григорианский календарь официально не принят, а множество стран наравне с ним используют и национальные системы.

Отличия национальных календарей нередко заключается всего в трёх пунктах — начале летосчисления, начале нового года, введении дополнительных эпох.
Хотя, конечно, есть и особенные.

Календарная система на территории России

С 988 г. на Руси использовался византийский календарь, совпадающий с юлианским, но с иным началом летоисчисления — с 5509 г. до н.э., в качестве года «сотворения мира».

Использовался мартовский стиль — начало года считалось с 1 марта. Однако на Руси одновременно с мартовским стилем в ходу были также византийский сентябрьский (с 1 сентября, на полгода позже мартовского) и ультрамартовский, который является переносом сентябрьского стиля на мартовский не на полгода назад, а вперёд.

В 1492 году сентябрьский стиль становится основным и полностью вытесняет прочие.

1700 год, по реформе Петра ӏ, начинается в январском стиле (с 1 января) по летоисчислению в соответствии с христианской традицией.

Григорианский календарь приходит только после революции, в 1918 году.

Проекты пяти- и шестидневок

В 1929 году в СССР предпринята попытка ввести календарь-табель с пятидневной неделей.

Его отличительной особенностью было то, что каждый день недели имел свой цвет, который обозначал выходной день для рабочих, причисленных к этому цвету.
Но прочих изменений в нём не было, он являлся больше табелем, чем календарём.
В то же время использовался и стандартный григорианский.

Табель был крайне непопулярен, так как у людей не совпадали выходные дни, что было огромным недостатком.

В 1931 году были внесены изменения — пятидневки были заменены шестидневками, с единым выходным днём для всех.
В таком виде календарь просуществовал 8.5 лет, после чего всё же был возвращён к семидневному варианту.

Особенности прочих календарей

Несмотря на единое наследие календарей, некоторые из них имеют свои уникальные особенности. Мы уже выше прошлись и по трёхсезонным календарям, и двойным циклам, и упомянули двадцатидневный месяц. Стоит упомянуть ещё несколько особенностей:

  • В индийских календарях используется деление на 6 сезонов по 2 месяца

  • В непальском и тамильском календарях есть месяцы с 32 днями

  • Календарь Бахаи построен вокруг числа 19 — в нём 19 месяцев по 19 дней (361 день) и циклы по 19 лет

  • Французский республиканский календарь — уникальный проект. В качестве календаря был использован древнеегипетский образец солнечного календаря с 12 месяцами по 30 дней и декадами по 10. Но вместе с этим также была приведена к десятеричному виду система времени — 10 часов по 100 минут по 100 секунд, с «ускорением» секунды на 15.(740)%. Обсуждать жизнеспособность не приходится, эта реформа, как и её отмена, была больше политическим жестом, нежели действительной реформой. Но в качестве недостатков, которые бы в любом случае погубили систему — слишком длинные декады вместо недель, предложение дать каждому дню года собственное название, и десятеричный счёт времени. О последнем можно написать ещё не одну статью, это весьма интересный концепт, но в рамках данной реформы это изменение было чересчур неожиданным, глобальным и неподготовленным, хотя таковым и задумывалось, кроме последнего пункта.

Проекты календарей

Недостатки текущей календарной системы — не выдумки недовольных новаторов, а признанная проблема, над решением которой думала также и ООН в 1957. Конечно, альтернативные проекты предлагались и ранее, но, к сожалению, только на уровне рассуждений.
В числе самых известных из таких проектов:

  • Календарь Гильбурда — 12 месяцев, 4 сезона, 30 дней в месяце, 6 дней в неделе. Дополнительные дни расширяют последние недели каждого чётного месяца, кроме декабря в невисокосные годы

  • Календари Конта и Котсворта — 13 месяцев по 4 семидневные недели

  • Симметричный календарь — 12 месяцев по 28 и 35 дней, семидневная неделя

  • Календарь Армелина — 12 месяцев, 4 сезона (квартала), каждый первый месяц квартала — 31 день, прочие — 30.

Пофантазируем?

Вы уже видели название статьи, но давайте подойдём к этому плавно.
Для начала стоит подытожить, что же не так с нашей календарной системой:

  • несогласованность дней недели с датами

  • несогласованность систем отсчёта дат и времени (1-indexed и 0-indexed)

  • несогласованность форматов дат

  • целочисленное несоответствие недель месяцу и году

  • неодинаковая продолжительность месяцев, кварталов и полугодий

  • високосный день смещает 83% дней года

  • религиозный подтекст и исторический «хвост»

  • простое количество дней в неделе

И что же мы можем изменить?

Тут мы начинаем, пусть и рационально, но, всё же, фантазировать.

Конечно же мы не будем менять количество дней в году и систему отсчёта високосов, и вдаваться в прочий абсурд.
Точно стоит рассмотреть для изменения лунно-солнечные атавизмы в солнечном календаре, позицию високосного дня в году и количество дней в неделе.
Допустимо менять количество месяцев в году и количество дней в месяце.

Ну и давайте начнём с недель. Неделя — главная величина календарной системы, из числа не имеющих астрономической привязки, или хотя бы намёка на неё. Семидневный период, это полностью искусственный конструкт, который, как мы читали выше, сформировался тысячи лет тому назад, после чего заимствовался в каждую новую систему, и сейчас дополнительно подкрепляется религиозными мифологемами и верованиями (не касаемся вопроса первичности, хотя тоже весьма занимательная тема).

Чем же плоха семидневная неделя? 7 — простое число, целочисленно не совпадающее ни с длительностью месяца, ни с длительностью года. Здесь наш календарь становится несогласованным, и получает первые предпосылки к нестабильности.

Шестидневная неделя

Из возможных альтернатив семидневной недели не имеет смысла рассматривать больше 9 и меньше 5 дней, эти значения слишком далеки от периода, которым было бы удобно пользоваться.
В этом диапазоне безальтернативно лучшим значением является 6:

  • у 6 удобная пара делителей

  • 6 согласована с системой времени (24 часа, 60 минут и секунд), таким образом она интуитивнее для оперирования в быту

  • шестидневная неделя автоматически подразумевает перход на четырёхдневную рабочую неделю, что является мягким компромиссным и более явным вариантом между поднявшимся в последние годы предложением четырёхдневной рабочей недели и стандартной пятидневкой (71.43% — 66.(6)% — 57.14%)

  • на основе шестидневной недели легко формируется стабильный и согласованный солнечный календарь.

И вот мы с вами пришли к календарю Гильбурда, и многих других безымянных новаторов разных времён. Только я бы предложил нам оспорить расширение чётных месяцев «лишними» днями, что мешает согласованности календаря и сместим их в конец года, по принципу дополнительной почтинедели.
Упоминание советского революционного календаря тут будет не совсем к месту, так как стабильности счёта он не предлагал, только шестидневные недели.

Итак, у нас уже готова система стабильного и согласованного солнечного календаря без лунно-солнечных атавизмов, с улучшенными неделями и корректными позициями високосных дней.

Продолжим фантазировать.
На основе шестидневной недели формируется ещё и альтернативный стабильный солнечный календарь. 6×6*10+5(6) — т.е. 6 дней в неделе, 6 недель в месяце, 10 месяцев в году, + добавочная новогодняя неделя (полноценная в високосные годы).
Или чуть наоборот — 6 месяцев по 10 недель, так месяц будет недалеко от двух лунных циклов, хотя у нас, конечно, солнечный календарь, и никакой привязки к лунному циклу.

В этом варианте мы избавляемся ещё от одной системы счисления, и у нас остаются только 6 и 10. Может ещё и разряд сократим?

Давайте согласуем календарную систему с 0-indexed системой времени. Теперь у нас все периоды обозначаются одним разрядом — 0–6, 0–6 и 0–9. Для явной записи любого дня в году теперь достаточно одного трёхзначного числа без разделителей, в формате месяц_неделя_день, или наоборот.

Так как система новая, без исторической преемственности, её проще согласовать между странами и регионами, для единого формата записи и счёта.

И у нас ещё осталось летосчисление. Можем позволить внести изменения и в него. Было бы правильно привязать новый год к астрономическому явлению, например, к зимнему солнцестоянию. И отметить новое начало отсчёта — это же главное и любимое изменение в любом календаре. Но мы это сделаем не потому что можем, а из рациональных соображений — для экономии 2–3 разрядов для записи современных дат.

Пока хватит. Вроде бы неплохо вышло.
Но пора и вернуться к действительности.

Главным недостатком любой новой системы, какой бы замечательной и удобной она ни была, являются поистине колоссальные сложности перехода.
Мы здесь фантазируем, а не говорим серьёзно только потому, что переход на любую новую систему крайне сложен, как с точки общечеловеческого неприятия нового, так и из-за требования огромных изменений в каждой сфере человеческой деятельности. И с каждым годом, если не днём, любой подобный переход становится всё более фантастическим.

Сейчас, наверное, самое удобное время для подобных рассуждений: повышенное внимание к четырёхдневной рабочей неделе, которая может повлиять на восприятие иной продолжительности календарной недели; общемировые события, а, как известно, перемены влекут за собой новые перемены; да и просто время последних шансов на изменения.

Мы все привыкли к существующей календарной системе, и, возможно, даже не задумывались о её недостатках, пока не стали специально на них смотреть, но от этого они никуда не деваются.

Исправить наш календарь было вполне возможно в 1793, 1931 и 1957. Возможно ли это ещё сегодня — сказать сложно.
Но, может, это всё-таки не фантазии?

© Habrahabr.ru