Космонавтика Африки: от треша к реальности
Наверняка, полвека назад многие усмехнулись, когда узнали, что учитель из Замбии заявил о начале космической программы, набрал отряд «афронавтов» и собрался отправить миссию на Луну с космонавтами, миссионерами и кошками в день провозглашения независимости прямо со стадиона, где происходили торжества. Конечно, ни лунная ни марсианская экспедиции с замбийских космодромов не стартовали. Но за прошедшие десятилетия африканский космос из оксюморона стал реальностью, и даже мечтатели-энтузиасты вместо прожектов стали делать по-настоящему полезные вещи. А еще взгляд на путь в космос далекого континента дает возможность найти новые грани ответа на вопрос «Зачем нам космонавтика?»
Иллюстрация к книге «Афронавты» Кристины де Миддел
Афронавты Нколосо
Осенью 1964 года журналисты компании ITN приехали в Замбию сделать репортаж о человеке, который заявил, что является руководителем космической программы и собирается отправить людей на Луну, а затем и на Марс. Снятое ими видео является наиболее ярким свидетельством.
В конце журналист делает заключение «Для большинства замбийцев эти люди — компания психов, и то, что я увидел сегодня, заставляет меня с ними согласиться». Действительно, бочка, которую руководитель называл ракетой, не оставляла сомнений в том, что никто никуда не полетит. Но история гораздо глубже и интересней краткого резюме, и далеко не факт, что человек в кадре был сумасшедшим.
Эдвард Макука Нколосо прожил яркую и насыщенную жизнь. Родился он в 1919 году в стране, которая называлась Северной Родезией и была колонией Великобритании. Когда началась Вторая мировая война, Эдвард вступил в Северный Родезийский полк, воевавший в Сомали, на Мадагаскаре, Ближнем Востоке и в Бирме, и закончил войну сержантом войск связи. Некоторое время работал переводчиком в правительстве. Открыл школу, которую быстро запретили колониальные власти. Это, вместе с разочарованием в невыполненных обещаниях о независимости страны, толкнуло Нколосо в освободительное движение, участвуя в котором он дважды оказывался в тюрьме — в 1956 и 1957 годах. В начале 60-х Эдвард стал национальным советником Объединённой партии национальной независимости, возглавляемой будущим первым президентом Замбии Кеннетом Каундой.
Эдвард Макука Нколосо
В 1960 году Эдвард основал Национальную академию наук, космических исследований и философии и стал заниматься тем, что называл космической программой: нашел десяток парней и одну девушку по имени Мата Мвамба и устроил им «подготовку» будущих космонавтов из скатывания с горы в бочке, раскачивания на качелях и тарзанке, а также заплывов в другой бочке, которая считалась «ракетой» и даже получила название D-Kalu 1 в честь Кеннета Каунды. В планах был полет на Луну экипажа из Маты Мвамбы и двух кошек, а затем экспедиция на Марс, на котором Нколосо обнаружил примитивные племена аборигенов.
Та самая бочка-ракета
Несмотря на уверенность в том, что частный космический стартап Нколосо технологически обгоняет и СССР и США (Эдвард даже обвинял их в отправке шпионов для воровства технологий), топливо оставалось проблемой. Поэтому для запуска космической экспедиции предлагалась конструкция под названием «муква», которая была, по сути, катапультой. По словам главного конструктора, была успешно достигнута высота три метра, и проводились эксперименты с новыми, более длинными веревками. Несмотря на успехи, Нколосо обратился к США с предложением соединения американских технологий и замбийского знания и проведения совместной высадки на Луну с одним условием — флаг Замбии на Луне должен быть поднят первым.
На 24 октября 1964 было назначено торжественное объявление независимости Замбии. Нколосо предлагал добавить в программу торжеств отправку экспедиции на Марс прямо со стадиона, где происходило действо, но не нашел поддержки в программном комитете празднования. Тем не менее, он посетил мероприятие в парадной форме, а ракету с прочими космическими агрегатами установил на холме неподалеку. Журналисты ITN навестили Эдварда меньше, чем через месяц после этого.
Сложно сказать, когда именно Нколосо остановил свою космическую программу. Запрос в ЮНЕСКО на выделение семи миллионов фунтов остался без ответа, афронавтка Мата Мвамба забеременела, и ее забрали родители, а юноши стали разъезжаться в поисках работы. Но и в преклонных годах Эдвард не отошел от дел — в 1983 году он получил высшее юридическое образование, неудачно баллотировался в мэры Лусаки, столицы Замбии и города, около которого вел свою космическую программу, был назначен президентом Каундой руководить Центром Освобождения Африки, движением борьбы за независимость. В Лусаке базировались борцы за независимость Зимбабве, Намибии и Мозамбика. Общий вектор на науку в жизни Нколосо был несколько подпорчен случаем, когда он защищал местное знахарство, но и здесь причина могла быть скорее политической, в противостоянии распространению христианства.
Эдвард Макука Нколосо скончался 4 марта 1989 года и был похоронен с президентскими почестями. Среди несших гроб был и президент Замбии, а в траурной речи вклад Нколосо в освобождение стран Африки был высоко оценен будущим президентом Намибии.
Так что, как видите, история гораздо сложнее ярлыка «псих». В чужое сознание заглянуть невозможно, но у меня есть несколько версий, почему Нколосо занимался своей космической программой.
- «Зов Спутника». Огромное количество людей заболело космосом на фоне первых космических успехов. Но если условный Хомер Хикэм в американской глубинке мог строить модельные ракеты и заниматься настоящей наукой, пусть и на школьном уровне, а в итоге вырваться из дикого шахтерского поселка, получить образование и стать инженером NASA, то в Замбии возможность заниматься космонавтикой была только в мечтах.
- Карго-культ. На островах Меланезии аборигены видели, как белые люди строят бетонные полосы, на которые железные птицы привозят удивительные товары с неба, и подумали, что если они сделают свои «взлетные полосы», то смогут приманить самолеты с дарами небесных духов. Если у передовых держав есть свои космические программы, хоть что-то должно быть у молодой Замбии.
- Политика и пиар. Активизм Нколосо мог привлекать к себе внимание — «это не дикари, у них есть даже космическая программа, справедливо дать им независимость.»
- Психология. Нам это может быть сложно понять, но людям, живущим под колониальным управлением, было важно доказать, что они ничем не хуже «белых господ» и могут иметь свое государство, науку и космическую программу.
Несмотря на очевидную несостоятельность космической программы Нколосо, его помнят, и доброй памятью. Катание в бочках воспринимается как наивная, но правильная мечта о науке и прогрессе. И в российской истории есть личность не сильно далекая от Нколосо — за несколько дней до казни, в тюрьме, народоволец, революционер и участник покушения на Александра II Николай Иванович Кибальчич описал проект летательного аппарата с ракетным двигателем. Концепт был не реалистичен, но Кибальчич по праву занимает место как в политическом, так и в космическом пантеонах.
Нколосо помнят и за пределами Замбии. В 2012 испанская журналистка и фотограф Кристина де Миддел написала о нем книгу, в 2014 вышел фильм, где есть в том числе и интервью с сыном Эдварда. А еще можно посмотреть концептуальную короткометражку.
Новые герои
Африканская «космонавтика» отметилась и в другом культурном продукте с того же континента. В широко известном мошенничестве, так называемых нигерийских письмах, попадался даже сюжет о забытом на секретной советской космической станции космонавте. Сюжет настолько абсурден, что, вполне возможно, это шутка, а не настоящее письмо от мошенников, но нигерийские спамеры заслуженно получили Шнобелевскую премию в 2005 году, персонажи в письмах колоритные и не слишком далеко отстоят от «забытого космонавта».
Меня зовут Бакаре Тунде, я брат первого нигерийского космонавта, майора ВВС Нигерии Абака Тунде. Мой брат стал первым африканским космонавтом, который отправился с секретной миссией на советскую станцию «Салют-6» в далеком 1979 году. Позднее он принял участие в полете советского «Союза Т-16З» к секретной советской космической станции «Салют-8Т». В 1990 году, когда СССР пал, он как раз находился на станции. Все русские члены команды сумели вернуться на землю, однако моему брату не хватило в корабле места. С тех пор и до сегодняшнего дня он вынужден находиться на орбите, и лишь редкие грузовые корабли «Прогресс» снабжают его необходимым. Несмотря ни на что, мой брат не теряет присутствия духа, однако жаждет вернуться домой, в родную Нигерию. За те долгие годы, что он провел в космосе, его постепенно накапливающаяся заработная плата составила 15 000 000 американских долларов. В настоящий момент данная сумма хранится в банке в Лагосе. Если нам удастся получить доступ к деньгам, мы сможем оплатить Роскосмосу требуемую сумму и организовать для моего брата рейс на Землю. Запрашиваемая Роскосмосом сумма равняется 3 000 000 американских долларов. Однако для получения суммы нам необходима ваша помощь, поскольку нам, нигерийским госслужащим, запрещены все операции с иностранными счетами. Вечно ваш, доктор Бакаре Тунде, ведущий специалист по астронавтике.
А уже в 21 веке может показаться, что история Нколосо повторяется: В 2011 году по СМИ прошла новость про угандийца Кристофера Нсамбу, который строит шаттл на заднем дворе дома своей матери.
Шаттл Нсамбе, фото AFP
Аппарат под названием Skyhawk создавался для суборбитальных полетов до границы космоса, по разным источникам, чуть ли не из имеющегося под руками мусора. И внешний вид ничуть не противоречил этой информации. По фотографиям совершенно четко видно, что космоплан к полету не пригоден, отсутствуют даже управляющие поверхности. Что уж говорить про отсутствие двигателя, шасси, расчетов и испытаний. Но в этот раз история ушла дальше бочек.
Премьер-министр Уганды Амамба Мбабази (в центре) и Кристофер Нсамба (справа, в черном)
Через два года, в 2013, Нсамба снова появился в новостях, но уже как создатель спутника. Аппарат оснастили солнечными панелями, GPS и камерой. Кристофер рассказал, что успешно провел испытания спутника в вакуумной камере, проверил раскрытие парашюта сбросом с самолета и убедился в работоспособности системы связи на больших расстояниях. В планах была отправка в космос в этом спутнике мыши, но нехватка денег, даже несмотря на грант от правительства и поддержку почти тысячи человек, не позволила запустить спутник.
А с 2016 года Кристофер Нсамба занялся разработкой инкубатора для выхаживания недоношенных детей. В 2019 году появилась информация, что инкубатор успешно работает и уже спас жизни более двух сотен младенцев.
История Нсамбы весьма поучительна. Несмотря на то, что в развитых странах уровень его технологий есть у студентов или даже школьного кружка, увлечение космосом позволило человеку приносить реальную пользу обществу в сфере хайтека.
Ну и не стоит забывать, что именно в Африке родился и вырос Илон Маск, который переехал в Канаду в возрасте 17 лет и имеет три гражданства — ЮАР, Канады и США.
Космонавты
У Африки формально есть даже свой космонавт. Первым и пока единственным гражданином африканской страны, побывавшим на орбите, является Марк Шаттлворт, родившийся в ЮАР и имеющий также гражданство Великобритании. Марк стал вторым космическим туристом и провел восемь суток на МКС, заплатив 20 миллионов тогдашних долларов (примерно 29 миллионов сейчас). А если вам вдруг стало интересно, кто был первым чернокожим на орбите, то этот вопрос не так прост. Первым лицом африканского происхождения в космосе является Арнальдо Тамайо Мендес, афрокубинец, полетевший по программе «Интеркосмос» от Кубы на станцию «Салют-6» в 1980 году. А еще спустя три года на «Челленджере» полетел Гайон Блуфорд, гражданин США, ставший «первым негром в космосе» для американцев.
Шаттлворт на МКС
Астронавтом по американской классификации (подъем выше 80 км) является уроженец ЮАР Майкл Мелвилл, пилотировавший суборбитальный космоплан SpaceShipOne в 2004.
Но есть и более печальные истории. Мандла Масеко, также гражданин ЮАР, летчик и диджей по совместительству, выиграл билет в космическую академию по рекламной акции производителя парфюмерии. Ему посчастливилось провести неделю в космическом центре им. Кеннеди, совершить там затяжной прыжок с парашютом и познакомиться с невесомостью в самолете-летающей лаборатории. Увы, шансов на полет за пределы земной атмосферы у него не было никаких — для полетов предполагалось использовать космоплан XCOR Lynx, компания-разработчик которого обанкротилась в 2017. Летом 2019 Масеко разбился на мотоцикле.
Скучная реальность
Несмотря на весь веселый и не очень треш выше, у стран Африки есть вполне настоящая космическая отрасль. Формально первым африканским спутником стал Nilesat 101, созданный и запущенный Европейским космическим агентством в 1998 году по заказу Египта. Несмотря на то, что он не был сделан и запущен самостоятельно, в Египте были построены две наземные станции для работы с ним, на которых работал местный персонал, а компания Nilesat успешно работает до сих пор и предоставляет услуги спутникового телевидения уже с другими аппаратами. А вот SUNSAT, запущенный в 1999, был сконструирован и произведен в Стелленбосском университете ЮАР. Легкий, всего 64 кг, спутник с простым оборудованием, построенный в условиях нехватки и денег и рабочих рук, успешно проработал 696 суток и обогатил команду бесценным опытом.
Фотография южной Африки, сделанная SUNSAT, взята с официального сайта спутника
В 2002 и 2003 в космос отправились спутники Алжира и Нигерии, созданные британской компанией SSTL и относящиеся к одному созвездию DMC спутников дистанционного зондирования Земли для мониторинга чрезвычайных ситуаций. В 2017 году с МКС запустили кубсат Ганы GhanaSat-1, разработанный при помощи японского технологического института Кюсю, помогающего странам создать собственный первый спутник, а в 2018 со станции запустили похожий и тоже созданный при помощи Японии спутник Кении 1KUNS-PF. Анголе не повезло — ее первый спутник, Angosat-1, созданный в РКК «Энергия», вышел из строя практически сразу после запуска, но его потерю, судя по информации в СМИ, компенсируют ретрансляционные мощности российских спутников.
Существует даже идея создания Африканского космического агентства. В 2012 году она была озвучена на встрече министров коммуникации и ИТ африканских стран. На тот момент инициатором был президент Судана. В районе 2015 года большой интерес проявлял Египет, предлагавший расположить у себя штаб-квартиру агентства. Называлась дата официального открытия 2023 год, но, судя по отсутствию свежих новостей, большой активности в этом направлении нет. А жаль — успешный опыт Европейского космического агентства говорит о том, что сотрудничество стран в исследовании и прикладном использовании космоса может приносить большую пользу.
Заключение
История космонавтики Африки показывает, что для любой страны нормально проявлять интерес к высоким технологиям, в том числе и космосу, причем по вполне прагматичным причинам — развитие образования и науки, появление квалифицированных инженеров и ученых приносит прямую пользу, даже если космические энтузиасты переключаются со спутников на инкубаторы.