«Конфискация денег без презумпции невиновности»: ужасы AML/KYC процедур в зарубежных банках
Многие россияне сейчас эмигрируют. Перед кем-то при этом встает задача аккуратного вывода накопленного капитала — так, чтобы не нарушить строгие российские валютные ограничения. Но не все при этом понимают, что «легализация» своих денег в той же Европе может оказаться отдельным нелегким квестом. Про это — сегодняшняя статья.
Замира Гаджиева (жена бывшего председателя Международного банка Азербайджана) не смогла обосновать в 2018 году источник для своей жизни в Лондоне на широкую ногу. Для Замиры всё закончилось плохо. Не будь как Замира!
Месяц назад мы с вами разбирались в нюансах российского валютного регулирования — и для многих стало сюрпризом само существование этих правил, за нарушение которых еще недавно могли оштрафовать на сумму до 100% от «неправильной» операции (сейчас — максимум на скромные, кхм, 40%).
Чтобы вы не думали, что пугающие вещи с вашими деньгами могут произойти исключительно на территории РФ, сегодня мы нырнем в не менее жутковатую тему — европейские практики противодействия отмыванию доходов. Гарантирую, что после прочтения этого текста вас будет прошибать холодный пот при упоминании любой аббревиатуры из трех букв — будь это KYC, AML, SOW или PEP, — и вы начнете уделять сильно больше времени мыслям о документальном подтверждении денежных потоков.
В подготовке этой статьи мне помогала управляющий партнер юридической фирмы FTL Advisers, руководитель международной практики Наталья Пацева.
Наталья Пацева, управляющий партнер FTL Advisers
Все упомянутые в статье кейсы, а также практические рекомендации на их базе, взяты из накопленного опыта Натальи & FTL по сопровождению коммуникации между нашими соотечественниками и разнообразными зарубежными финансовыми институтами. Небольшой спойлер: эта коммуникация оказывалась взаимоприятной далеко не всегда…
Что делать, если ваш банкир ругается тремя буквами
Про парочку самых часто используемых аббревиатур я вам расскажу сразу:
KYC (Know Your Customer, или «знай своего клиента») — это комплекс процедур по идентификации нового клиента, который обязаны проводить практически любые финансовые институты (будь то банки, брокеры или даже, простигосподи, букмекеры) по всему миру. Анонимусы ни на какое открытие счета могут даже не надеяться — с такими запросами вам разве что к крипто-анархистам (да и у этих недолго музыке играть осталось).
Реальное фото: банк делает новому клиенту КУСЬ (именно так в народе нередко называют KYC)
AML (Anti-Money Laundering, или «противодействие отмыванию доходов») — это еще более широкий набор действий, направленных на предотвращение всяких разных грязноватых денежных потоков. Кстати, как работает само отмывание денег, мы подробно разбирали не так давно вот в этой статье.
Одним из различий здесь является то, что KYC — это по большей части разовое мероприятие: банки делают самый основательный КУСЬ один раз при принятии нового клиента. А вот AML — это скорее непрерывный процесс, который может перейти в активную фазу из-за любой операции клиента, которая покажется банку хоть немного подозрительной. Всё это вместе часто называют «AML/KYC процедурами», а ответственен за их проведение так называемый «отдел комплаенса» (regulatory compliance — соблюдение регуляторных требований).
Для кого страшен КУСЬ
Докапывания банков до своих клиентов по части AML/KYC можно разделить на две группы: касающиеся непосредственно самой личности клиента, и связанные с его деньгами. С первой категорией разобраться чуть проще, поэтому давайте начнем с нее.
Итак, банки по всему миру не любят иметь дело с определенными категориями граждан — давайте просто признаем этот факт. В группе риска здесь заведомо находятся: