Даже сквозь асфальт прорастают незабудки

Это было похоже на взрыв. Куча заточённой энергии в одно мгновение вырвалась наружу, но вместо разрушения началось созидание. Мне доводилось видеть многое, но что бы увидеть такое своими глазами. Это странное ощущение, когда ты стоял в кабинете обычной школы с обычными детьми, но вдруг оказался среди бушующего океана. Потом в класс забежала директор, какое-то время она стояла рядом со мной, наблюдая за всем этим. «Молодец Викторович» — сказала она и ушла. После этого, все следующие уроки программирования в начальной школе проходили именно так. Даже когда в классе были закрыты окна, проходящие по тротуару мимо школы люди слышали их.
image
Началось все с того, что приехали ноутбуки. На каждый из них была установлена Ubuntu, а вслед за ней и Scratch. 10 ноутбуков — это лучше чем 10 учебников. Но все равно, я был страшно зол. Тогда я был вечно злым, для этого было слишком много поводов. Но вот настало утро, пришли второклассники. Они видят, что в кабинете возле стен стоят 10 парт, на каждой включенный ноут, а на экране какой-то кот, с которым, наверняка, можно что-то сделать. Включаю проектор, показываю как соединяются блоки, царит какая-то нереальная тишина. Вот готов простенький скриптик, заставляющий кота бегать, нажимаю зеленый флажок для запуска. И вдруг началось именно то о чем я писал выше.

В первое мгновение раздался дикий, громкий смех. Дети показывали на стену пальцем, что-то друг другу кричали. Потом, я по видимому исчез. Нафиг нам разрешение, дисциплина, тишина. ЕСТЬ КОТ!!! С ним надо что-то делать! В третьем мгновении, они уже сидели кучками за ноутбуками, там где кот побежал, снова раздавался громкий смех. Потом кто-то крикнул «Смотрите че мы сделали!». Все ломились туда посмотреть, потом обратно, что бы поскорее сотворить то же самое. И так без конца.

Только потом, я узнал о Сугате Митре, индийском учителе, который выяснил, что дети могут учиться сами, надо только организовать среду и немного помогать. В принципе так и было, хотя, даже не смотря на защищенный диплом по самоорганизации, я сначала так и не понял с чем имею дело. Что-то показываешь в начале урока, маленько в ходе самого урока. Правда надо было орать. Вытащить из Потока целый класс не так-то просто. Вторая половина — творчество, что бы получить »5» надо было намутить что угодно, лишь бы это было что-то прикольное. Надо сказать, что программирование на Scratch это наичистейшее творчество. Те кто ходил в музыкалку — мутили со звуком, те кто любил рисовать — те больше рисовали. Большинство всегда стремилось вперед, сделать что-то посложнее. Разумеется кто-то просто очень весело проводил время, но даже у этого веселья был пускай наипростейший, но все же творческий контекст.

Поток… было довольно много случаев, когда дети телепортировались из этого мира. Они не слышали и не видели ничего вокруг: ни звонка, ни того что в кабинет уже заходит другой класс. Можно было орать, грозить чем угодно, но это на них это не действовало. Один раз закончилось слезами. Потом после уроков приходили, доделывали. Зачем? Для кого-то это как воздух.

Через несколько месяцев становилось попроще. Иногда царила такая странная тишина. Как буд-то бы где-то рядом бесшумно крутится огромная турбина, которой хоть и не видно, но как-то чувствуется ее мощь.

В армии я много читал, даже слишком много. Поэзия, проза, фантастика, классика. Но мне все равно трудно описать это странное явление точнее. Точнее мне даже не хочется вникать в психологию, биологию поведения, социологию или что-то еще. Есть какая-то сила, которая у каждого ребенка, у каждого человека проявляется по разному. Просто, наверное, Scratch оказался чем-то наиболее универсальным для этой силы. Так что ничего особо удивительного тут нет. Однако, величина этой силы просто поражает. До сих пор.

Можно сколько угодно закатывать в асфальт эту силу. Заливать бетоном. Засыпать радиоактивным пеплом. Но это не тот масштаб. С таким же успехом можно пытаться тушить Солнце.

Знание об этом очень помогает мне.

© Habrahabr.ru