Конец эры консалтинга

Не секрет, что элита аналитиков — в консалтинге: стратегическом (Bain,  BCG, McKinsey), учёте и аудите (PWC,  Deloitte,  KPMG,  EY), аутсорсинге (Accenture).

Но вот незадача — рост выручки этой восьмёрки замедлился:   20% (2021), 13% (2022), 5% (2023). 

991f451daeb1addbe66b124d04aa6167.png

Выручка сокращается — консультантов сокращают (нанимают менее активно, консультанты начинают простаивать в проектах). 

В статье The Economist выделяет три причины:

1.     Геополитика

Мировой консалтинг даёт рекомендации по стратегическому развитию бизнесам и целым странам, но это может сильно контрастировать с национальными интересами США. 

Например, стратегия развития для Китая, созданная McKinsey в 2015 году, предлагала ставку на электромобили и искусственный интеллект — чем Китай и воспользовался.

А стратегия развития Саудовской Аравии через фонды, спонсирующие развитие, например, гольфа в США, — это укрепление «мягкого влияния» на власть.

Консалтинг оказывается в двусмысленном положении: делая конкурентам Америки лучше, оказывает своей alma mater (весь мировой консалтинг —  американский) «медвежью услугу». К тому же, страны теперь защищают свои национальные интересы и боятся внешних советов.

2.     Спад интереса к ESG 

Мировой консалтинг существенно вложился в ESG — парадигму управления, включающую экологическую (Environmental), социальную (Social) и управленческую (Governance)  ответственность.  Это новые критерии при оценке бизнеса и инвестировании, для которых создан огромный фронт методологической и консалтинговой работы. 

Мировой консалтинг стал market maker (т.е. создал целый новый рынок) через парадигму ESG. Одна проблема — плата за «экологию» происходит в виде роста цен и снижения конкурентоспособности — не все на это готовы. 

3.     Консалтинг запаздывает к возможностям ИТ 

Если раньше фронт работ консалтинга включал помощь клиентам к переходу от устаревших платформ к новым технологиям, то с бурным развитием технологий:

·      консалтинг уже не является носителем передовых знаний,  

·      рекомендации по самим критериям выбора платформ — например, опыта внедрений, оказываются долгими, дорогими, устаревшими, и предвзятыми,

·      компании сами могут решить задачи развития, приобретая технологии, а разработчики — обладают видением и навыками, которые они применят в своих продуктах и с удовольствием готовы помогать клиентам без дорогого консалтинга как посредника.

По словам Павла Дурова, новый функционал в Телеграм появляется с такой скоростью, что официальные релизы за ними просто не успевают.

Идея McKinsey делать консалтинговый чат-бот к искусственному интеллекту любопытна, но она несколько обесценивает работу консультантов и всегда будет стратегически запаздывать по отношению к возможностям AI.

Пока открыта остается вопрос к Gartner, Forrester — насколько они могут оставаться непредвзятыми и быстро адаптироваться к рынку.

Таким образом, не консалтинг, а технологические компании стали задавать видение, тренды и технические возможности для реализации.

Для справки, в России после 2022 года консалтинг переименовался:

·      Bain,  BCG, McKinsey — образовали «Яков и Партнёры»,

·      PWC — стал «Технологией доверия»,  

·      Deloitte — «Деловые Решения и Технологии»,  

·      KPMG — «Кэпт»,

·      EY — «К1»,

·      Accenture — «Аксеникс».

© Habrahabr.ru