KnowledgeConf: Настало время делиться знаниями
KnowledgeConf — новая конференция в семействе Ontico, мы хотим собрать на одной площадке тех, кто постоянно или время от времени занимается фиксацией, структурированием, организацией хранения и актуализацией знаний в технологических компаниях. Поговорим о том, как снижать риски потери уникальных знаний, как переиспользовать решения, как улучшать автобусный фактор, как быстрее онбордить новых сотрудников.
Для IT компаний знания и интеллектуальные ресурсы — это плоть и кровь, бизнес большинства из них основан на уникальных подходах, процессах, зачастую неявных и не зафиксированных. Хранение знаний в головах разработчиков, на белых досках в переговорках, в кухонных разговорах может неплохо работать, спору нет, но с ростом компании, с уходом людей, проработавших в ней десяток лет, с масштабированием команд, риски от неявных знаний и не выстроенных процессов их хранения становятся заметны все больше.
KnowledgeConf 2019, профессиональная конференция по управлению знаниями в IT компаниях пройдет 26 апреля 2019 на площадке ИнфоПространство в центре Москвы.
Что такое вообще знания, что за абстракция, спросите вы. Да, речь действительно идет не об алгоритмах, архитектурных паттернах или командах в системе контроля версий.
В каждой компании даже универсальные подходы и алгоритмы встраиваются в процессы по-новому, в каждой команде технические знания наслаиваются на процессы — внутренние ограничения ядра системы, когда по тем или иным причинам конструкции не используются, не компилируются и т.д., использование гибридных версий и приложений, причудливые процессы планинга, релиза, тестирования, в конце концов — стайлгайды, именование переменных и сущностей. Сюда же можно отнести и знания об инструментах: даже у одних и тех же отличаются настройки, область и специфика применения, знания о точках контакта и взаимоотношениях в командах и многом другом.
Даже общеизвестные процессы и методологии, такие как написание автотестов, scrum, agile планирование, детализация задач, работа с системой контроля версий — в каждой компании отличаются из-за сложившихся годами процессов и специфики бизнеса.
Далее идет большой пласт неявных знаний в головах опытных разработчиков, знания о когда-то принятых решениях, о костылях, которые зарыты в системе, legacy-код, который привычен для тех, кто давно работает (его никто не трогает), но в определенный момент при уходе или отпуске сотрудника он стреляет. А оказывается «здесь нужно было всегда делать так, и нормально работало».
Еще есть знания о допущенных ошибках и выученных уроках. Ну и собственно знания о бизнесе компании, которые чаще всего относятся к уникальным. Особенно если ваша компания работает на каком-то новом поле, отрасли, сегменте рынка.
А в чем же профит? Как обосновать владельцам бизнеса, что это нужно, ведь как-то же работает и ладно.
Это можно сделать через потенциальные потери и управление рисками. Мне на глаза попал отчет компании Panopto — Workplace Knowledge and Productivity Report 2018.
Это результаты опроса более 1000 американских работодателей, которые рассказали о том, какие проблемы испытывают с передачей знаний и их потерей.
42% опрошенных сотрудников признались, что обладают уникальными, нигде не зафиксированными знаниями. 81% при этом согласились, что расстроены тем, что в компании есть уникальные знания, которыми с ними не делятся, это влияет на их работу и на оценку прозрачности принимаемых решений и текущих процессов.
В компаниях с низким оборотом 23% сотрудников признаются, что им сложно или практически невозможно получить доступ к информации, которая им нужна, чтобы выполнять свою работу лучше. В компаниях с высоким оборотом этот процент взлетает до 38.
В результате, среднее время, которое новичок проводит в поиске ответов на вопросы в неделю — 12,7 часа, это 50 часов в первый месяц работы.
Авторы отчета даже подсчитали потенциальную экономию от более эффективного обмена знаниями на основе данных о простое или неэффективной работе: для компании с 17,7 тысячами сотрудников и средней заработной платой в 47 долларов в час она составит 42,5 миллиона долларов США в год, для компаний с 1000 сотрудников — 2,4 миллиона долларов США в год. Более эффективный онбординг новичков позволит компании с 17,7 тысячами сотрудников экономить 4,5 миллиона долларов ежегодно.
Круто, но зачем целая конференция?
Опыт других конференций показал, что то на TeamLead Conf, то на Highload++ появляются доклады и целые группы докладов про хранение, индексирование, поддержку артефактов знаний в IT командах и целых компаниях. На этом поле лишь у единиц компаний есть единая и выстроенная система управления знаниями, а уж специалист по управлению знаниями — это очень редкая птица.
Гораздо проще представить ситуацию, когда каждая команда разработки, поддержки, тестирования, инфраструктуры копает свой кусок и придумывает свои практики. Даже в рамках одной компании можно встретить подобное (однажды у нас c коллегой так родился целый доклад на TeamleadConf — мы даже не знали, что делаем почти одно и то же в разных подразделениях), а подумать о том, чтобы делиться практиками между компаниями. Да ну не, не бывает такого.
А ведь у кого-то получается даже неплохо. Нам хотелось бы вывести эти практические кейсы наружу, и поделиться друг с другом опытом, наработками, граблями, выйти за рамки наших «уютных адочков» и сделать что-то крутое и полезное.
IT — это довольно молодой рынок, по сравнению с, например, реальным сектором экономики, добывающими, производящими, финансовыми компаниями. Там системы управления знаниями стали налаживать аж с ранних двухтысячных, когда слово миллениал еще никто не знал, люди звонили друг другу по телефону (!) и назначали встречи. Но и у них есть своя специфика, в частности, множество инициатив по управлению знаниями и по формированию лучших практик идут сверху, а не снизу, имеют безусловную поддержку и финансирование со стороны высшего руководства. Мы пригласим на конференцию представителей и этих компаний, потому что нам есть, чему у них поучиться.
Кому это вообще может быть интересно?
Мы собрались программным комитетом и проанализировали, каким типам компаний и зачем может быть интересна тема управления знаниями. Пишите, если нашли в ней свой случай, и делитесь другими идеями в комментариях.
Тип бизнеса | Зачем им управление знаниями? | Как правило хотят… |
---|---|---|
Компания-интегратор | — Фиксация договорённостей с клиентом и уменьшение рисков — Масштабируемость команды |
ТЗ |
Продуктовая компания, PaaS | — Переиспользование выработанных решений — Снижение рисков при увольнении и онбординге нового сотрудника — Масштабируемость проектов (если знания хорошо сохранены и быстро передаются, легко набирать новых сотрудников) |
Функциональные требования и детализованные описания бизнес-задач Посмотреть на эту тему: С той стороны зеркального стекла: взгляд на документацию с точки зрения бизнеса Максим Строев |
Заказная разработка, devshop | — Уменьшение рисков во взаимоотношениях с клиентом — Уменьшение стоимости погружения в новую предметную область |
Детализованное описание задач |
Сервисная компания | — Уменьшение времени погружения нового сотрудника — Уменьшение стоимости погружения в новую для сотрудника предметную область или специфику клиента |
Инструкции «Как это сделать» |
Приборостроительная компания | — Фиксация причин выбранных технических решений, приводящая к ускорению проектов по модернизациям — Уменьшение рисков от потери «уникальных инженеров» — Ускорение внедрения продуктов в производство и упрощение переезда на новые производственные площадки |
Фиксация архитектуры системы, описание протоколов, альбом технических решений, карты производственных партий |
Команда конференции
Теперь настало время представить вам нашу команду, тех, кто отвечает за контент конференции, за ее качество, за формирование программы.
Родион Нагорнов, Руководитель группы обучения и сертификации, Лаборатория Касперского.
Рандомный факт: Два раза пел в «Олимпийском».
Игорь Цупко, Head of R&D, Флант.
Рандомный факт: первые строчки кода написал в 4 года. Это был рисунок котика на QBasic.
Светлана Новикова, Специалист по управлению знаниями в команде разработки компании IPONWEB.
Рандомный факт: Попробовала более 140 сортов сидра и веду о них Инстаграм-аккаунт с обзорами. По первому образованию политолог. Даже чуть не защитила диссертацию по политическим наукам.
Константин Медведев, Руководитель отдела сопровождения продуктов в Тион.
Рандомный факт: Работаю с 6 утра, езжу на Москвиче 412 и мне норм.
Николай Волынкин, Технический писатель в Plesk.
Рандомный факт: С конца 15 года работаю модератором в русскоязычной ветви StackOverflow.
Максим Цепков, Архитектор и бизнес-аналитик, CUSTIS.
Рандомный факт: В институте писал многопользовательский редактор файлов на Фортране на БЭСМ-6 и элементарные функции для советского варианта суперкомпьютера Cray. Люблю ездить на лошадях, стараюсь дважды в неделю это делать.
Дмитрий Симонов, Основатель dsimonov.consulting.
Рандомный факт: Поработал во всех компаниях «большой тройки»: Яндекс, Rambler, Mail.ru.
Максим Бабич, Основатель Cloveri.
Рандомный факт: Иногда в свободное время пасу овец вместе со своими собаками-корги.
Блиц-интервью с членами Программного комитета конференции
Расскажите в двух словах о том, чем занимаетесь помимо конференции, на работе, в общественной деятельности.
Светлана Новикова, IPONWEB (nerazzgadannaya): Я налаживаю процессы автоматизации выгрузки и публикации документации (в широком смысле, сюда входят и описания процессов, внутреннего устройства системы, видеокурсы для новичков, контрольные тесты) в команде UI разработки. Работаю над системой онбординга новичков в команде вместе с тимлидом, слежу за тем, чтобы в команде не было неявных знаний, чтобы ребятам было удобно ими делиться, чтобы обновление артефактов было встроено в общие процессы разработки и релиза. Еще я иногда организовываю митапы, дискуссии вокруг этой тематики и веду канал об управлении знаниями в IT.
Максим Бабич, ФНС (WebByte) Помогаю более осознанно развиваться IT-специалистам и IT-командам с помощью моделей компетенций. Строю информационные системы в ФНС, повышающие качество и скорость получения госуслуг.
Родион Нагорнов, Лаборатория Касперского (KnowledgeManager): Собственно говоря, управление знаниями и есть моя работа. В «Лаборатории Касперского» я занимаюсь этим уже 5 лет и не планирую останавливаться. Помимо этого, в мои обязанности входит менеджмент нашего комьюнити и курирование поддержки клиентов в соцсетях.
По образованию я инженер САПР (Бауманка), разработчик на C#, VB#, к счастью, избравший после университета другую сферу деятельности :) В общественной жизни активно не замечен, в свободное время занимаюсь семьей и путешествиями.
Константин Медведев, Тион: Я руковожу отделом поддержки продуктов со стороны R&D компании Тион. Управляю документацией, базой знаний на продукты. Обучаем саппорт, продажи, маркетинг, решаем проблемы с продуктами, собираем идеи, консультируем коллег по техническим вопросам. А еще я создаю и двигаю вперед сообщество приборостроителей Новосибирска Конвеерум. Мы обсуждаем разработку, поддержку, производство и управление знаниями.
Николай Волынкин, Plesk (nick_volynkin): Я работаю техническим писателем в Plesk. Пишу документацию для разработчиков и сам разрабатываю инструменты для документации на Python. Веду канал в Телеграме про документацию вообще, подход «документация как код» и немного про управление знаниями. С конца 15 года я работаю модератором в русскоязычной ветви StackOverflow. Сейчас на сайте пятеро модераторов, их выбирает сообщество, работа это добровольная и неоплачиваемая. Зато она очень интересная: видны потоки знаний в сообществе разработчиков, видны проблемы в них, и на эти проблемы можно повлиять.
Ещё я вместе с коллегами организовывал несколько митапов международного сообщества Write the Docs: в Москве, Питере и Новосибирске. Думаю, что митапы очень важны. Они помогают людям знакомиться и обмениваться идеями. А ещё это кузница докладчиков на большие конференции, такие как KnowledgeConf.
Игорь Цупко, Флант (may-cat): Я в огне IT «по-серьёзному» более 10 лет. Начинал разработчиком, сейчас помогаю масштабироваться компании Флант и, в том числе, на практике решаю ребусы по управлению знаниями.
Сергей Заика: Lamoda (fewald): Я старший разработчик системы управления заказами в Lamoda. Занимаюсь разработкой, проектированием, а ещё onboarding«ом, on-call дежурствами и расследованием инцидентов. Иногда успеваю выступать.
Дмитрий Симонов, dsimonov.consulting (dsimonov): Веду техдирский канал, в котором собираю заметки, «грабли» и забавные случаи из собственной работы, систематизируя знания о работе технических директоров.
Максим Цепков, CUSTIS: Более 30 лет занимаюсь заказной разработкой для корпораций и банков как разработчик, архитектор и бизнес-аналитик в CUSTIS. Верю, что автоматизация делает жизнь лучше и открывает новые возможности. Параллельно в последние годы работаю как независимый консультант по agile, бирюзовым организациям, спиральной динамике и другим практикам нового менеджмента в IT и за ее пределами.
Что значит управление знаниями для вас и почему это важно?
Николай Волынкин: Всё начинается с простой идеи: знания — это актив компании, который приносит ей прибыль. Управление знаниями повышает прибыль и снижает риски от срыва сроков, автобусного фактора, ошибочных решений и ценных идей, которые не дошли до реализации.
Родион Нагорнов: Могу назвать 3 основных профита: страховка от потери знаний и опыта при уходе специалистов; ускорение обучения новых сотрудников; возможность на базе имеющихся знаний создавать совершенно новые продукты, подходы и решения. Разумеется, плюшек намного больше, но эти три всегда выделяю особо.
Максим Бабич: Управление знаниями и управление на основе знаний — путь к ускорению решения бизнес-задач и снижению риска потери ключевых специалистов.
Константин Медведев: Для меня управление знаниями — смесь из людей, процессов и подходов, направленных на генерацию, распространение и поддержку актуальности знаний о продуктах компании и тонкостях применяемых в них технологий. Важно, потому что без этого любая модернизация = разработка с нуля, и любое увольнение инженера = разработка с нуля.
Максим Цепков: С управлением знаниями столкнулся в 2010 году на конференции KM Russia, с удивлением обнаружил, что это вполне отдельная сформировавшаяся дисциплина, практики которой интересно применить в IT. Особенно меня поразил тезис, что устная традиция — вполне законный способ работы со знаниями, и соотнесением устной традиции и документированного знания необходимо управлять.
Игорь Цупко: Это травма детства, наверное. Я очень рано столкнулся с неподдерживаемым, непонятным кодом, противоречащими реальности и здравому смыслу «доработками», неумением людей выражать свои мысли.
И если ваша компания растёт — проблемы коммуникаций и маленького bus factor начинают отвлекать вас от по-настоящему важных вещей, распылять концентрацию и волю.
Дмитрий Симонов: Управление знаниями для техдиров считаю ключевым моментом, позволяющим обеспечивать профессиональный рост всех своих коллег, акцентирующих до сих пор своё мнение исключительно на ежедневной рабочей практике.
Сергей Заика: Для меня, в контексте корпорации, управление знаниями это прежде всего обмен экспертизой. Корпорации большие и нужный эксперт может работать в другой стране, давно уволиться или сидеть за соседним столом. Когда управление знаниями налажено, каждый эксперт оставляет за собой «след» артефактов, по которым, в идеале, можно понять требуемое, даже не прибегая к нему напрямую.
Зачем вы решили войти в Программный комитет?
Светлана Новикова: Я хочу сделать конференцию с глубокими и качественными докладами. Такую, чтобы хотелось самой быть на всех докладах, ходить, общаться, залипать на стендах. Лучший способ этого добиться — поучаствовать в организации. Кроме того, это много новых классных знакомств, обмен опытом.
Родион Нагорнов: Последние годы много выступал сам, посещал конференции в качестве слушателя, но что стоит внутри, за бейджем организатора, не видел. Когда поступило предложение поучаствовать в ПК, согласился сразу же. Тем более, предполагалось, что основная ЦА — люди, связанные с разработкой. Поскольку сам я собираю знания именно у разработчиков, и мы частенько не сразу понимаем друг друга, стало безумно интересно посмотреть на мою работу с другой стороны, понять, как разработчики видят нас, сотрудников управления знаниями. Ну и, возможно, суметь донести до них со своей стороны, что мы делаем полезное дело, в том числе и для них самих (даёшь KM в массы!), а не просто отвлекаем от работы глупыми вопросами. Надо сказать, что ожидания уже оправдались.
Константин Медведев: Хочу пообщаться с Олегом Буниным про конференцию для приборостроения ;).
Игорь Цупко: Мне хочется сделать глубокую конференцию, без маркетингового буллшита и спикеров, принятых в программу «за красивые глаза».
Николай Волынкин: Это слишком интересно и полезно, чтобы оставаться в стороне. А ещё все люди услышат доклады только 26 апреля (а те, кто не придут на конференцию и того позже), а я уже успел послушать несколько и даже применил кое-что в работе.
Максим Цепков: С интересом принял приглашение войти в ПК KnowledgeConf. Управление знаниями в IT-проектах — актуальная и часто проблемная тема. И я надеюсь, что на конференции соберутся вместе доклады по практикам управления знаниями в разных проектах — я их слышу на разных конференциях, бывает много интересного, а тут они соберутся все вместе.
Сергей Заика: Интересно познакомиться с «кухней» конференций с другой стороны.
Какие доклады вы хотели бы видеть на KnowledgeConf?
Светлана Новикова: В первую очередь, хотелось бы увидеть кейсы, применение конкретных подходов и инструментов в разных командах — разработка (документация как код), тестирование (хранение тест-кейсов и чек-листов), инфраструктура (выученные уроки, информация об инцидентах, архитектурные реестры), поддержка (развитие базы знаний технической поддержки), продуктовые команды.
Родион Нагорнов: Лично мне безумно хотелось бы увидеть доклад про то, что управление знаниями — это не нужно, это зря и вообще только ресурсы тратить :) Опять же, чтобы понять доводы коллег, которые в наше время так считают, и, возможно, суметь что-то изменить в их взглядах.
Константин Медведев: Приборостроительные, но таких пока нет. Доклады, которым аплодируют не потому, что это принято. Доклады, которые запомню и расскажу по прилёту в Новосибирск. Доклады, после которых захочется повторить положительный опыт и не захочется пробовать повторять отрицательный.
Николай Волынкин: Хочу доклады о том, как управление знаниями помогает компаниям расти, стремиться к совершенству и становиться лидерами. О культуре эксперимента и обмена знаниями.
Игорь Цупко: Рассказывающие о технологиях управления знаниями. О том, как ваши выстраданные решения привели к переменам, переосмыслению и к росту бизнеса.
Дмитрий Симонов: На KnowledgeConf ожидаю докладов по ассортименту всех действий по управлению знаниями. Мне кажется, для самой первой конференции по управлению знаниями будет победой именно такой законченный перечень.
Сергей Заика: Практические. Я думаю, что управление знаниями это бесконечно несовершенная область, всегда можно «сделать лучше». Все с ней сталкиваются (при смене проекта и найме сотрудника) и все как-то решают. Вот это «как-то» хотелось бы обсудить.
Какие у вас лично критерии отбора докладов?
Светлана Новикова: Чего мы хотим: актуальные, живые, глубокие и интересные доклады. Когда мы это хотим: всегда!
Родион Нагорнов: Люблю сторителлинг, а не отчеты для топ-менеджмента. Уверен, что любой доклад может быть интересен, если он содержит четкую идею, которую спикер хочет донести до аудитории, еще неплохо, если спикер обладает хорошими ораторскими навыками и изъясняется доступным языком, презентация не является стенограммой доклада (спикер не читает со слайдов), а доклад решает реальные проблемы, с которыми сталкиваются люди в реальных компаниях.
Игорь Цупко: Во-первых, доклад должен попасть в нашу аудиторию. Если тема доклада слишком узкая — мы с докладчиком вместе ищем способы её расширить.
Во-вторых, доклад должен быть не банальным. К примеру, преподносить как ноу-хау идею хранения документации в git в 2019 году уже поздновато, нужно идти сильно глубже. Разумеется, докладчики не всегда в курсе трендов: если человек упорно и тяжело работает — ему некогда следить за модой. Поэтому работа с докладчиками индивидуальна, и мы ищем способы помочь с этой непростой проблемой каждому.
Николай Волынкин: Больше всего я ценю доклады, которые меняют мировоззрение. Когда потом ещё месяц думаю над докладом, а потом ставлю себе новые цели на ближайшие несколько лет. Например, чуть больше года назад я послушал доклад Максима Строева из Zodiac Interactive. Максим рассказывал про управление знаниями и его значение для бизнеса. И вот я настолько проникся, что теперь делаю конференцию про управление знаниями.
Максим Бабич: Хороший доклад описывает «что делать», «как сделать» и «кто делает».
Если раскрыты все три стороны — отлично. Если одна или две — стоит подумать еще.
Максим Цепков: Для меня важно, чтобы доклады, во-первых, создали у участников отдельный фокус в мышлении — управление знаниями. А, во-вторых, дали практические методы, которые можно попробовать уже не следующий день после конференции.
Кто аудитория конференции, кому она будет полезна?
Светлана Новикова: Если вы посмотрите на состав Программного комитета, то поймете, что мы ожидаем увидеть настолько же разнообразную аудиторию.
Николай Волынкин: Руководителям от тимлида до собственника бизнеса, которые хотят выстроить в компании процесс непрерывного совершенствования, как завещал дедушка Элияху Голдратт.
Игорь Цупко: Сотрудникам IT компаний, которые понимают необходимость фиксировать и передавать знания. Которые не хотят сидеть как «собака на сене» на сакральном знании, а понимают кумулятивный эффект от умения говорить, слышать и фиксировать знание. Это не обязательно топ-менеджеры, knowledge sharing начинается с junior разработчика, который правильно комментирует свой код. Сотрудникам не-IT компаний, которым уже давно знакома тема knowledge management и не хватает «глотка свежего воздуха». Таким глотком могут стать идеи и решения от IT компаний, молодых, наглых и умелых.
Дмитрий Симонов: Аудитория конференции, конечно, очень широка — от небольших компаний до самых крупных, потому что до сих пор системный подход к управлению знаниями, несмотря на обилие профессий продакт-менеджеров, проджект-менеджеров, аналитиков, реализован только в очень узком наборе компаний.
Максим Цепков: Это будет интересно аналитикам, архитекторам, руководителям проектов, разработчикам — в общем, широкой аудитории, потому что проблемы потери знаний об актуальном устройстве проектов, быстрого включения нового члена команды актуальны для всех.
Родион Нагорнов: Думаю, что конференция будет интересна тимлидам, руководителям команд разработки и СТО, в разрезе того, стоит ли вообще заниматься КМ, как начать, кто может помочь. Также, безусловно, она должна быть интересна представителям HR, Learning&Development, специалистам по управлению знаниями, чтобы увидеть, как понимают управление знаниями носители экспертизы, которых мы пытаемся вовлечь в процесс обмена знаниями. Ну и третья сторона — производители ПО для управления знаниями — кто знает, вдруг именно на этой конференции они услышат «ту самую» killer feature, которой не хватало их софту, чтобы взлететь на рынке, или найдут клиента своей мечты.
Сергей Заика: Я ожидаю две страты: tech-компании и учёные knowledge-engineering. Первые осознали проблему и заинтересованы в эффективных решениях, инструментах и даже, возможно, готовы вкладываться в разработку. Вторые знают «что» и «как» и будут рады внедрениям и коллаборации.
Дайте совет будущим посетителям конференции.
Родион Нагорнов: Рекомендую просто быть открытыми любым идеям, пытаться сразу перенести опыт спикера на свой личный кейс, чтобы понять, как можно адаптировать услышанное в вашей компании. Ну и не сидеть в девайсах во время докладов — пропустите все самое интересное:)
Светлана Новикова: Общайтесь, используйте это время для налаживания связей, общения с экспертами, делитесь контактами. Давайте создадим сообщество!
Константин Медведев: Задавайте вопросы спикерам, хвалите хорошие доклады и критикуйте не очень хорошие доклады, попробуйте то, что услышите на конференции, и приходите рассказывать о том, что попробовали, на конференцию в 2020 году.
Максим Цепков: Держите оба фокуса: попробуйте построить целостную картину управления знаниями и одновременно ищите в докладах практики, уместные в вашем проекте, в идеале — здесь и сейчас.