Клуб $40,000 и бизнес, построенный на продаже open-source железа

Это не перевод, это топик по материалам новостиЯ уже писал пост про этих ребят из Колорадо. Сегодня они опубликовали новость. Новость, скорее, нерадостную, но, я думаю, когда по осени посчитают цыплят, окажется, что она все-таки позитивная. Дело в том, что они достаточно крупно облажались… Sparkfun производит устройства MicroView — кампания на кикстартере собрала весной более полумиллиона долларов. Делают они их партиями по 128 штук, в процессе производства выпустили новую версию прошивки, собрали ее, прогнали все тесты, и спокойненько начали шить все новые устройства новой версией и отправлять клиентам. Все замечательно, только вот в какой-то момент выяснилось, что при попытке обновления прошивки на устройстве, программатор отмораживается и говорит, что устройства он не видит. Очень быстро выяснилось, что в прошивку забыли зашить бутлоадер, а так как сами им не пользуются (шить через бутлоадер — очень долгое удовольствие даже на маленьких партиях), то этого никто не заметил. При наличии SPI-программатора да или просто Arduino, ошибка исправляется за 10 минут.

Пока они пытаются выяснить, сколько же устройств без бутлоадера они отправили, но по предварительным оценкам выходит, что 1934 устройства. При цене стоимости устройства в $30 и с учетом доставки в любой конец планеты — получается, что компания потеряла $58,020. Постойте-постойте, как это — потеряла? Бутлоадер же шьется за десять минут при наличии минимальных навыков работы с Arduino??!!

А вот дельше интересно. Спаркфан — компания, зарабатывающая на продаже open-source железа. Т.е. для любого их продукта прям у них на сайте можно скачать все схемы, сметы, скетчи и прочее и сделать такой же продукт самому. Китайцы копируют все мгновенно — проходит всего 12 недель с момента выхода нового продукта до появления таких же продуктов на ebay и aliexpress. И выживает Спаркфан за счет постоянного притока новых продуктов и высочайшего клиентского сервиса (т.е. мгновенная отправка заказа и поддержка). И вот Спаркфан считает, что даже пошаговый туториал, объясняющий людям, работающим с Ардуино, как в этой самой дуне восстановить бутлоадер — это недостаточно хороший сервис. Именно поэтому компания разошлет всем, кому было послано бракованное устройство, точно такое же, совершенно бесплатно, и очень извиняются за то, что это займет до трех месяцев. И они очень рекомендуют попробовать всем перепрошить уже полученное ими устройство. Те, у кого этого это получится — молодцы и второй, в любом случае высылаемый им дистплей, просят рассматривать как компенсацию за неудобство.

В комментариях посыпались слова благодарности и многочисленные вопросы — почему спаркфан поступает именно так, а, например, не отзывает всю партию (ведь все устройства можно перепрошить и заново продать!) или почему они просто не вышлют людям программатор и т.д. Ответы компании очень интересные (просто соберу интересные комменты от сотрудников):

Возможно, выслать программатор проще. Но мы не хотим заставлять наших клиентов исправлять то, что мы сломали. Слишком многие из них не знают, как это исправить и им просто нужен работающий модуль. Проблема еще в том, что все заказы были сделаны через Кикстартер и поэтому у нас не очень много информации о них. Мы призываем всех попробовать прошить бутлоадер самостоятельно. И не надо нам ничего присылать обратно — мы в любом случае вышлем вам второй модуль. На вопрос об отзыве: Вы удивитесь, сколько стоит доставка. Отсылать от нас — еще ничего, но вот покупать возвратные наклейки — это реально дорого. Плюс не забывайте, что надо платить людям, которые будут принимать эти посылки и работать с ними, вести учет — кто отослал обратно модуль, а кто — нет. И еще: кроме того, что оплата возврата — это дополнительные затраты, так еще и доставка в некоторые уголки мира стоит дороже, чем сам модуль. Кроме того, это займет по крайней мере год, чтобы получить все модули назад. А так, мы сделаем новую партию и, надеюсь, исправим нашу ошибку для каждого заказчика в значительно меньшие сроки. Занимательная матиматика, не правда ли? Вот так почитаешь, и в очередной раз и подивишься и задумаешься о вселенской несправедливости — вроде и труда больше нужно вложить в железо, и ошибку исправить значительно сложнее, а, судя по всему, концы с концами сводить — непросто.

Что там было в заголовке-то про клуб $40,000? А это у них есть такой клуб, куда автоматом зачисляется любой, чья лажа тянет на убыток в районе $40т :-). И в камментах минимум двое состоящих в клубе отметились, да и другие сотрудники отписались, кто и как облажался (например:, а я вот в первый рабочий день грохнул, сам не знаю как, продуктовую страницу). Прям вспоминается график уборки у нас в кружке, где завсегдатаем был некто Рома — причины, за которые ему влепляли недели уборки, читать без слез было невозможно: поджег мусорный контейнер, прикуривал от токарного станка, стирал брюки в ацетоне и т.д.

Ну и напоследок добавлю, что основатель компании — очень активный участник open-source коммьюнити, член ассоциации open-source hardware (OSHA). Тем, кто владеет английским, стоит послушать его выступление в конгрессе США по вопросу защиты интеллектуальной собственности. Пост доступен здесь, а запись выступления — тут (с 43 минуты). Тезисно — компании 11 лет, начал он ее в колледже, сейчас в ней работает 150 человек, годовой оборот 28 миллионов долларов, вся документация доступна на сайте, через 12 недель после выхода нового продукта появляются в продаже более дешевые клоны, компания не занимается никакой защитой интеллектуальной собственности, стратегия — постоянный выпуск новых продуктов. Год назад они производили семьдесят тысяч единиц продукции в неделю, в их каталоге более 450 разных продуктов, а всего за десять лет разработали и произвели более семисот продуктов. Мне, говорит Нат, некогда ждать патента. Патент только отвлекает нас от главной стратегической задачи — постоянной инновации. Останавливать пиратов нет смысла — покажите мне любую анти-пиратскую технологию и я вам покажу десятки пятнадцатилетних детей, которые сломают ее не задумываясь. Лучшее качество и лучшая поддержка — вот как мы продаем продукты. В этой бизнес модели вообще нет ничего нового. Кроме того, более половины нашей прибыли приходит из-за рубежа. Представьте себе, что значит попытаться привлечь к ответственности нарушителей патента в более чем ста странах! Для примера Нат показывает их продукт — Фио (Хорошая штука, кстати! С зарядкой для липоли и коннектором для XBee). Через пару месяцев продукт был скопирован китайцами, причем не просто скопирован, а значительно улучшен. Вместо того, чтобы биться на полу в истерике, ребята взяли наработки китайцев и выпустили свою новую версию. Китайцы уже не продают Фио, а Спаркфан — все еще да. Как бизнесмен, говорит Нат, я могу сказать конгрессу, что вы вряд ли сможете сделать для нас что-то более плохое, чем ужесточить законы, связанные с защитой интеллектуальной собственности. Взамен он предлагает защитить небольшие конмании от нападок больших корпораций, и изменить срок защиты, предоставляемой патентом с тем, чтобы этот срок лучше отражал скорость технологической эволюции (с 20 до 5 лет).

Сегодняшняя новость от Спаркфана, по-моему, как нельзя лучше иллюстрирует описанный в выступлении подход.

© Habrahabr.ru