Классические айподы. От первого до последнего

10 мая 2022 года компания Apple объявила об окончании производства последнего плеера iPod. После двадцати с лишним лет эта торговая марка отправилась в музей. Для меня настоящие айподы закончились еще раньше, в конце 2014 года, когда из магазинов компании исчез оборудованный жестким диском iPod Classic. Эта статья посвящается классическим айподам, серьезному музыкальному явлению из начала тысячелетия, во многом определившему сегодняшние успехи Apple на рынке смартфонов.

x59zhyznsoqflzfvsaju6f4hodm.jpeg


iPod Classic — это ретроним, определение «большого айпода» с жестким диском, появившееся позднее, когда потребовалось отличать такие устройства от более мелких iPod Mini, Nano, Shuffle. Из всех айподов до недавнего времени дожил только iPod Touch, один из последних «карманных компьютеров», представляющий собой скорее бюджетный айфон без сотового модуля. Именно iPod Classic в моем представлении — это «тот самый», настоящий айпод, переживший семь (или около того) ревизий, но радикально не менявшийся все 13 лет своего существования.
Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме. Заглавное фото взято из этого видео.

История


Самый первый Apple iPod был представлен Стивом Джобсом на мероприятии в октябре 2001 года. Эту презентацию важно посмотреть, чтобы погрузиться в контекст той эпохи. Предположу, что именно на рубеже веков производители компьютерного софта и железа наконец-то собрали вместе все имевшиеся и ранее мультимедийные функции, и начали из них сооружать что-то пригодное для массового пользователя, а не только для энтузиаста. Apple, под руководством относительно недавно вернувшегося в компанию основателя — пионер этого движения. Большую часть презентации Стив Джобс показывает новые фичи в выпущенной годом ранее Mac OS X.

Сейчас эти возможности кажутся банальными, но два десятилетия назад это было не так. Джобс рассказывает как можно быстро и легко копировать фотографии с цифрового фотоаппарата, и раскладывать их по категориям. Как редактировать собственные видеоролики (и записывать их на DVD), собирать музыку на жестком диске, копируя ее с компакт-дисков. Это были ключевые фичи яблочных ПК и ноутбуков. В отличие от устройств на Windows, где нужно было еще софт соответствующий поискать, Apple предлагала готовое решение для домашних нужд. Персональный музыкальный плеер вполне укладывался в эту стратегию. Главной инновацией в первом iPod стал миниатюрный 1,8-дюймовый жесткий диск, разработанный компанией Toshiba. Это позволило сделать плеер не менее компактным, чем модели на флеш-памяти, и сильно меньше, чем распространенные в начале нулевых CD/MP3 проигрыватели. Вот так выглядит такой жесткий диск, позаимствованный мной из более позднего ноутбука Sony, по сравнению с обычным ноутбучным накопителем:

q_mla_qht2i9ylqzsz3oad8jwtq.jpeg


Первый iPod выглядел так:

zrmr73ftnm_owlmpyao-3rh79r8.png


Он был заметно компактнее современных смартфонов, но, по современным меркам, достаточно толстый — 2 сантиметра. Ходит легенда, что Стив Джобс, пытаясь убедить своих инженеров сделать устройство еще меньше по размерам, кидал прототип в аквариум. Аргументом для экономии места стали выходящие из устройства пузырьки. Впрочем, настоящим создателем iPod был скорее Тони Фаделл, который продал Джобсу практически готовую идею, с достаточно хорошо проработанным железом и софтом.

Ключевые особенности первого айпода: механическое колесо для прокрутки списков, совместимость только с компьютерами Apple и поддержка исключительно FireWire для передачи данных. О FireWire Стив Джобс говорит отдельно, сравнивая его с распространенным тогда интерфейсом USB 1.1. USB обеспечивал скорость передачи данных до 12 мегабит в секунду, в то время как FireWire, изначально разработанный в Apple, предлагал скорости до 400 мегабит. Запись на плеер 1000 песен по FireWire, по утверждению Джобса, занимала 10 минут, в то время как по USB такой же объем данных передавался бы 5 часов. Довольно быстро это отставание было нивелировано — уже в 2000 году был финализирован стандарт USB 2.0 со скоростью передачи до 480 мегабит в секунду.

Главное: первый iPod был оснащен жестким диском объемом целых пять гигабайт. Рекламное обещание «до 1000 треков» расчитывалось исходя из весьма приличного битрейта в 160 килобит в секунду. Важнейшим маркетинговым преимуществом iPod была возможность унести с собой вообще всю фонотеку. Давайте прикинем: 5 гигабайт музыки с битрейтом 160 кб/c это примерно 69 часов музыки. У обычного потребителя, не меломана, это и правда соответствовало вообще всей коллекции музыки на CD или кассетах. И все это — за 400 долларов или $660 с учетом инфляции.

Уже в марте 2002 года была выпущена модификация первого iPod с жестким диском на 10 гигабайт. Постепенно плеер стал обрастать не только музыкальными фичами. В частности, была добавлена рудиментарная адресная книга, синхронизируемая с ПК. В июле того же года было представлено второе поколение iPod:

ygdxexzltppu4r9dl5dzb1iuj5s.png


Внешне почти ничего не изменилось, но на самом деле второй iPod серьезно отличается от первого. Механическое колесо заменили на сенсорное. Добавили модель с жестким диском на 20 гигабайт, а базовая версия с 5-гигабайтным HDD подешевела до 300 долларов. Наконец-то появилась поддержка Windows, а значит, Apple пришлось портировать медиакомбайн iTunes на конкурирующую платформу. Стив Джобс тогда назвал iTunes «самым лучшим программным продуктом, когда-либо написанным под Windows».

Не уверен, что iTunes был прямо лучшим, но он точно принес на традиционные ПК частичку неповторимого стиля Mac OS X, который в Windows XP пытались перенять, но вышло своеобразно. В том же году я впервые вижу iPod у коллеги. На тот момент айпод был недешевой игрушкой для меломанов, обычно сочетающих любовь к музыке с пристрастием к технике Apple. Я же c 2003 года ходил с CD/MP3-плеером iRiver, который несколько лучше укладывался в мой скромный бюджет. Третье поколение показали весной 2003 года:

f-ktgpc4-lltkmbmtozbzepu8n0.jpeg


Опять много изменений. Это единственный айпод в котором все кнопки сделали сенсорными. Вместо полноразмерного разъема FireWire 400 впервые появился 30-пиновый разъем, позднее использованый в айфонах вплоть до модели 4S 2011 года. Появилась поддержка USB: выбор интерфейса для передачи данных предоставлялся пользователю, но зарядка — только по FireWire! Вместе с разъемом появилась док-станция, был дан старт многомиллионной индустрии аксессуаров для iPod: портативных и стационарных колонок с соответствующим разъемом, доков в автомобилях, адаптеров для подключения к домашней системе. Спустя год, в 2004-м, я купил этот плеер, в «дорогой» версии с жестким диском на 30 гигабайт. Пришлось осваивать iTunes, актуальной на тот момент четвертой версии. Тогда она у меня работала на десктопе на базе четвертого Пентиума, сейчас же я ставлю ее на ноутбук ThinkPad T43 2005 года выпуска:

-zlysxavvo5sllfkpzaqpsodgq4.png


Изначально iTunes предполагал аккуратное переписывание музыки с собственных компакт-дисков. Вставляешь CD, из интернета добываешь имя исполнителя и названия треков, аккуратно складываешь в коллекцию. С моими хаотичными, переписанными черт знает откуда коллекциями MP3 пришлось повозиться. Расставить теги, исправить проблемы с кодировкой, поправить опечатки.

Для уже тогда внушительной коллекции музыки это заняло немало времени. На скриншоте выше показано скорее исходное состояние: мешанина треков, некоторые с тегами, некоторые вообще без них, разные форматы. На тот момент уже существовал инновационный (и первый по-настоящему популярный) магазин цифровой музыки, встроенный прямо в iTunes. Но я им до айфонной эпохи не пользовался. Осваивать iTunes поначалу многим было трудно. Одна распространенная ошибка — случайно не снять галочку при установке, после чего iTunes начинает пожирать музыку на жестком диске и утаскивать ее к себе в папку, раскладывая там файлы как попало. Едем дальше, четвертое поколение, июль 2004 года:

u1kycuh5qiklxeds13hxc9coipo.png


Жесткий диск до сорока гигабайт. Полностью сенсорное управление в третьей версии (надо сказать, достаточно неудобное) поменяли на сенсорное колесо, под которым спрятаны физические кнопки перемотки, воспроизведения и перехода в меню. Эта конфигурация уже не поменяется до самого последнего iPod. Осенью того же года представляют iPod Photo, все то же самое, но экран цветной. Также выходит версия U2 Edition:

hyn3s0bdomzitkgqkq-_9zb7r9i.png


В октябре 2005 года выходит плеер пятого поколения iPod Video, и на этом эволюция классических айподов, в целом, заканчивается. Диагональ экрана увеличили до 2,5 дюймов, для этого слегка уменьшили диаметр колеса управления. Разрешение экрана — 320×240 точек. 17 лет назад считалось вполне нормальным смотреть видео на таком экране, а большой жесткий диск теоретически позволял унести с собой приличное количество фильмов.

Здесь заканчивается вменяемое разделение айподов на поколения (хотя оно и до этого было сломано цветным iPod Photo, который тем не менее относится к четвертому поколению). Оригинальный iPod 5 имел жесткий диск на 60 ГБ. В сентябре 2006 года, не меняя ничего принципиально, объем увеличили до 80 гигабайт, и очень часто плееры этого года относят к «поколению 5.5». В этом поколении была также добавлена поддержка игр.

В сентябре 2007 года выходит плеер, который впервые получает название iPod Classic, чтобы отличать его от всех остальных. Полностью переделан интерфейс, добавлен красивый режим «перелистывания обложек альбомов», аналогичный представленному в тот момент в плеере iTunes. Эта модель шестого поколения выпускалась с жесткими дисками на 80 и 160 гигабайт. Можно считать этот плеер последним поколением классических айподов, но в 2008 и 2009 были сделаны небольшии ревизии железа. В 2008 году была реализована поддержка гарнитур с разъемом TRRS, совместимых с iPhone. В сентябре 2009 года была выпущена обновленная версия на 160 гигабайт, в которой была внедрена полноценная поддержка 48-битной адресации при работе с жестким диском. И вот ее часто относят к седьмому поколени, уже точно последнему. Следующие пять лет модель на 160 гигабайт по цене 250 долларов выпускается без изменений. За 8 лет активной эволюции емкость айподов выросла в 32 раза, толщина уменьшилась в два раза, появился цветной экран, добавлена возможность воспроизведения видео.

Личный опыт

khjdarnugucqsaewosdao5f-bgk.jpeg


Айпод третьего поколения я в итоге продал, предпочел ему гораздо более компактный плеер с 8 гигабайтами флеш-памяти. Но в 2009 году я купил тот самый «последний айпод» седьмого поколения, которым активно пользовался до 2012 года. Меня привлекала та самая мантра Стива Джобса: «унеси с собой всю музыку». Фонотека на тот момент у меня почти вся была в формате Apple Lossless, а ее объем был сильно больше 160 гигабайт. Но в iTunes есть очень удобная фича, автоматически перекодирующая музыку при копировании на iPod. Выбрав формат AAC с битрейтом 160 килобит в секунду, я смог уместить на айподе все 20 с лишним тысяч треков, и еще осталось место.

8atzar-v05ukafbdte_n8a1lvmy.jpeg


Несмотря на эти большие изменения принципы взаимодействия с плеером почти не изменились. Ключевым нововведением было то самое вращающееся, а позднее сенсорное колесо, позволяющее одной рукой быстро прокручивать длинные списки исполнителей или треков в плейлисте. Нужно хотя бы раз попробовать, чтобы понять, насколько крут такой способ взаимодействия с устройством. С тех пор «музыкальный плеер» стал лишь одним из многих приложений в смартфоне. Пользоваться этим софтом тоже удобно благодаря большому экрану. Но не хватает этой специализации, заточенности на одну единственную задачу: быстро искать музыку в большой коллекции.

xjvadk2okwqc5-ijxrurmj0l6o0.jpeg


На моем iPod лежит коллекция, последний раз обновлявшаяся в 2011 году. Тогда я активно использовал простейшие, но эффективные инструменты меломана. Если мне вдруг очень понравился какой-то новый трек, я присваивал ему рейтинг в пять звезд, а это автоматически добавляло его в плейлист «Top Rated». При следующей синхронизации на компьютер переносились и эти оценки, и количество воспроизведений каждого трека. Получалась сводная статистика по прослушиванию цифровой музыки, которой мне сейчас слегка не хватает. Это реализуемо при помощи сервисов Last.fm и Libre.fm, но вместо одного устройства у меня теперь два, на каждом штук пять приложений для стриминга и прослушивания оффлайн. Тот случай, когда количество не совсем перешло в качество.

zs2pvbh5yicbv4345fesvpuwtza.jpeg


Мой iPod долго лежал без дела, и со временем превратился в персональную капсулу времени. В плейлисте любимых песен частично знакомые мне треки, но иногда попадаются те, про которые я совсем забыл. Я бы рад подкинуть на плеер новую музыку, но не могу: фонотека на iPod привязывается к конкретной инсталляции iTunes, на конкретном компьютере. Привязать плеер к новому ПК можно только после удаления всей фонотеки и синхронизации заново. Можно воспользоваться сторонними программами, обходящими ограничения Apple, но мне проще оставить как есть.

Моддинг
Мне повезло, и мой аппарат уже в достаточно почтенном возрасте имеет живую батарею и живой жесткий диск. Они часто выходят из строя. Это чинится: iPod — плеер старой школы, в нем нет практики приклеивания компонентов намертво друг к другу. Но это все же изделие Apple, поэтому ради красоты разборка устройства — достаточно сложное занятие. Нужно аккуратно отгибать края задней крышки, пока не выйдут из зацепления все расположенные внутри защелки. В процессе крышка, как правило, гнется.

ktg7wj8gnib7daf4wjyirjrmlog.png


После разборки можно не только поменять батарею на новую, но и заменить жесткий диск на флеш-память. Первые эксперименты подобного типа использовали карты Compact Flash, а сейчас можно приобрести платы-адаптеры для карт MicroSD. На фото выше — самый сложный вариант такого адаптера SD-IDE с поддержкой четырех карт памяти. Теоретически это позволяет реализовать в айподе хранилище до 2 терабайт, но на практике лучше этого не делать: софт не справится. Но и софт тоже можно поменять.

yyi2imrtyyguxinlmeqz14tzyom.jpeg


RockBox — проект по созданию опенсорсной прошивки для плееров, основанный еще в 2001 году. На тот момент существовал еще один производитель «продвинутых» плееров — компания Archos, которая, на удивление, смогла превзойти в Apple по части закрытости своих устройств. Вплоть до того, что жесткий диск в HDD-плеерах Archos нельзя было поменять на любой другой, а только на приобретенный у вендора. Со временем в рамках проекта была создана альтернативная прошивка для айподов (а также для многих других плееров), которая была доведена практически до идеала. Rockbox позволяет кастомизировать интерфейс, дает поддержку форматов, которые Apple никогда не поддерживала (например FLAC), а главное — позволяет закидывать музыку на плеер старым-добрым методом, перетаскиванием папки в проводнике. Без всяких iTunes.

Аудиофилия
Во времена iPod также происходило активное развитие идеи «качественного» или, если хотите, «аудиофильского» портатива. Если в начале нулевых большинству было достаточно, что плеер «просто работает», в конце десятилетия некоторые пользователи захотели большего. Начались попытки определить, какой айпод лучше звучит. Есть распространенное мнение, что поколения 4–5.5 звучат лучше, потому как в них используется ЦАП фирмы Wolfson. А позже применялся ЦАП Cirrus Logic, который (если верить форумам) звучит не так.

Я придерживаюсь мнения, что почти все айподы звучат хорошо. Редкие исключения — это например iPod третьего поколения. В ней применили такую схему усилителя, что на популярных наушниках с низким импедансом выходит недостача басов. Можно говорить о том, что мощности iPod иногда не хватало для наушников с высоким сопротивлением или низкой чувствительностью. У многих iPod желательно не использовать встроенный эквалайзер, так как при его активации не понижается исходный уровень сигнала. В результате при попытке усилить басы или другой диапазон частот происходит так называемый цифровой клиппинг, и музыка играет с искажениями. Айподы не идеальные, но с подходящими наушниками мой аппарат последнего поколения звучит прекрасно.

Скучное настоящее
Начиная с 2014 года большинство потребителей переехали на стриминговые сервисы, к которым iPod Classic оказался не приспособлен. Требовательным меломанам с конца нулевых предлагаются устройства (в основном китайских производителей) с характеристиками, значительно превышающими таковые у iPod, и адекватные цифровым изданиям музыки в форматах высокого разрешения. Какое-то время производители альтернативных плееров пытались повторить формулу успеха iPod, иногда до степени смешения. Вот, например, китайский плеер Fiio X5 II, также оснащенный вращающимся колесом. Механическим, как у первого плеера Apple!

2pkcxhsru2mc0uit4ci3pbhajxm.jpeg


У меня есть такой плеер, и по нему хорошо видно, что просто повторить предложенную кем-то схему недостаточно. Колесо у плеера Fiio достаточно надежное, но вот добиться похожей отзывчивости на его вращение в софте у них не получилось: вечно промахиваешься мимо нужного исполнителя в списке.

nt91yait8zgqwobblaxrk37izx8.jpeg


А на фото выше вы можете сравнить iPod седьмого поколения с моим актуальным «аудиофильским» плеером Fiio M11. Он, в отличие от iPod, может обеспечить достаточную громкость даже на больших наушниках, которые с айподом играют слишком тихо. Он поддерживает форматы высокого разрешения, и его характеристики соответствуют требованиям для таких форматов. Но с точки зрения софта это просто средненький Android-смартфон без сотового модуля, iPod Touch, который сильно греется.

В нашем скучном настоящем сплошь большие сенсорные экраны. В нашем ностальгическом прошлом были прекрасные специализированные устройства, к которым мгновенно привыкаешь, и потом не расстаешься годами. Я стараюсь не переоценивать прошлое, и признаю: никогда я раньше не имел такой простой и удобный доступ к любой музыке, в любой момент, на любом устройстве. Что касается наушников, то я бы вообще сказал, что их золотой век, эпоха доступных и максимально качественных изделий, только начинается. У многих Android- и Apple-приложений прекрасный интерфейс. Но иногда не хватает вот этого максимального удобства в ущерб универсальности. В iPod удалось нащупать этот «user experience» сразу, с первой же модели, потом его только улучшали. Это редкое устройство, сделанное достойно, выделяющееся даже среди очень серьезных конкурентов.

nksvnudhqv6locpb-dfczu7aiwu.png


Apple и лично Стива Джобса часто обвиняют в том, что они ничего принципиально нового не придумывают, а лишь красиво упаковывают имеющиеся технологии. Плееры с жестким диском действительно были и до iPod. Можно долго про это спорить, но нельзя не оценить немного другое достижение Джобса. Он сделал верную ставку на iPod, принял решение вовремя, и заработал на этом очень много. Статистика выше (взятая отсюда) показывает, насколько важным был айпод для Apple.

В 2006 году он принес компании 40% выручки, и хорошо продавался вплоть до 2011 года. Он скорее всего и обеспечил финансовую подушку, необходимую для самой серьезной трансформации Apple, когда эта чисто компьютерная компания задумала сделать сотовый телефон. Без него вряд ли бы получилось бросить огромные ресурсы на такую сложную задачу. Нельзя было просто так взять и сделать iPhone, нужно сначала на него заработать. Может быть iPod и был переходным устройством на пути к смартфону, но мы в результате получили отличное семейство плееров, с выдающимся дизайном и характеристиками, которое многие пытались повторить, но далеко не у всех получилось. Приятный, пусть и слегка устаревший девайс, с невероятно удобным интерфейсом.

© Habrahabr.ru