Китайский интернет: краткий обзор около-социальных сервисов
Пост является значительной переработкой статьи The Complete Guide to China«s Major Social Media Networks с моими правками, комментариями и некоторыми иллюстрациями. А ещё добавил правильное русское чтение китайских сервисов.
17 апреля 2014 г. китайский аналог Twitter’а — Sina Weibo — вышел на американскую биржу. Благодаря IPO компания привлекла меньше ожидаемого, однако это, безусловно, большой успех китайских социальных медиа-ресурсов. Поэтому стоит сделать небольшой обзор существующих на сегодняшний день китайских социальных интернет-ресурсов. Разумеется, он не претендует на абсолютною полноту и объективность, поэтому смело пишите свои дополнения и замечания.
Платформы и сервисы, о которых пойдёт речь, имеют как настольный, так и мобильный клиент, если прямо не указано другое.Так же следует помнить, что многие иностранные ресурсы — такие, как Facebook, Twitter, YouTube, частично Википедия — заблокироавны в КНР, поэтому местные жители пользуются китайскими аналогами, зачастую не зная о существовании оригиналов. Кроме того, везде существуют списки «плохих слов» (в основном плохих политически), ввод которых блокируется, либо активность таких пользователей тщательно отслеживается. Под Китаем, разумеется, будем иметь в виду его материковую часть, не считая Гонконга, Макао и Тайваня, где цензура компартии не работает.
Категории социальных медиаСуществуют разные категоризации социальных сервисов. Здесь мы разберём их так, чтобы провести аналогию с западными сервисами.Разумеется, каждый сервис, помимо основного функционала, обладает и многими побочными возможностями, поэтом для категоризации сфокусируемся только на основном назначении того или иного сайта\приложения.Обмен сообщениями (IM) Мобильные сети Музыка\Видео Блогоплатформы Микроблоггинг Социальные сети Форумы Отзывы и обзоры Электронная торговля Туристические сайты Знакомства Бизнес-сети Лёгкий блоггинг (Light Blogging) Обмен фото и картинками Обмен видео Энциклопедические сайты «Социальный шоппинг» Обмен сообщениями (IM) Достаточно сложно чётко разделить по категориям сервисы IM из-за их бурного роста, направленных только на мобильных пользователей. Здесь мы постараемся разбить чисто мобильные сервисы и универсальные сети. В качестве «эталонного» сервиса возьмём Твиттер (спорный момент).QQ IM [кью-кью] — www.imqq.com
Tencent QQ — это основной и самый известный (здесь и далее — в Китае, разумеется) сервис для обмена сообщениями. Изначально это была десктоп-платформа для текстовых сообщений. В дальнейшем она обросла функционалом (на подобии знакомой нам ICQ) и вышла на мобильные телефоны. С помощью неё можно не только обмениваться сообщениями, но и планировать события, совершать видео- и аудио-звонки (в т.ч. групповые), слушать музыку, играть в игры. Присутствует даже своя система оплаты игр и сервисов — QQ Coins, а так же сервис микроблоггинга (читать посты могут только те люди, которым ты это явно разрешишь). Стоит так же отметить, что сторонних клиентов не существует, протокол закрыт, а прямо из интерфейса приложения можно пожаловаться на спамеров или личностей, занимающихся пропагандой.
На начало 2013 г. QQ (настольная и мобильная версии) насчитывают 200 миллионов активных пользователей при 623 миллионах зарегистрированных аккаунтов.
Feixin 飞信 [фэйсинь] — www.webim.feixin.10086.cnFeixin — платформа от оператора China Mobile (можно провести аналогию с VoIP-мессенджером от Мегафона, например). Появилась на рынке раньше, чем WeChat (мобильное приложнеие от той же компании Tencent), однако не смогла набрать популярность последнего. У данного сервиса на 2013 г. насчитывается 100-миллионная месячная аудитория, хотя используют его не слишком активно.
Aliwangwang 阿里旺旺 [Али Ван-ван] im.alisoft.comЭто мессенджер для торговой площадки Taobao. Используется для общения продавцов и покупателей. В Китае принято общаться с продавцом перед покупкой товаров (можно сторговаться на бесплатную доставку, или выбить скидку), а продавцы любят дублировать уведомления и рассылать рекламу старым покупателям через личные сообщения, поэтому сервисом пользуются достаточно активно.
Baidu Hi 百度Hi [Байду Хай] im.baidu.com/Разумеется, у крупнейшего поискового сервиса в Китае тоже есть свой мессенджер. Это не самое популярное средство общения, но это отражает стремление гиганта к укреплению присутствия во всех основных интернет-сферах.Мобильные сети
Мобильные сети (аналоги WatsApp) WeChat 微信 [weixin], [Вэйсинь] www.wechat.com
Это наиболее динамично развивающаяся платформа Tencent. На сегодня месячная аудитория активных пользователей насчитывает порядка 355 миллионов, при этом около 100 миллионов зарегистрированы за пределами Китая. Помимо отправки сообщений, голосовой и видео-связи (в т.ч. «режим интернет-рации»), приложение может устанавливать игры (и делиться результатами с друзьями а-ля Google Play Games), обладает встроенным подобием Инстаграма (под названием 朋友圈 — «Круг друзей» для обмена фоточками), позволяет вступать в сообщества или подписываться на обновления компаний (QR-коды сообществ расклеены повсеместно). Само приложение бесплатное, обладает встроенными покупками — например, продаются наборы смайликов.
Yixin 易信 [И-синь] yixin.imЗа эту нишу так же борятся China mobile совместно с NetEase. Отличие от WeChat состоит в том, что пользователь приложения может отправлять текстовые сообщения не только таким же пользователям, но и на любой номер сотового телефона.
Momo 陌陌 [Мо-мо] www.immomo.comЭто чисто мобильное приложение, которое позиционируется как средство для поиска друзей, по факту являясь чем-то вроде сайта для знакомств (с известной целью). Приложение использует геопозиционирование для поиска других пользователей вокруг и отправки сообщений.
Laiwang 来往 [Лай ван] www.laiwang.comЭто мессендежр от группы компаний Alibabа — с помощью него компания пытается выйти на рынок мобильных систем передачи сообщений. На сегодняшний день он отстаёт от WeChat (главного конкурента) по кол-ву пользователей и объёму встроенных сервисов.
Музыка\Видео Сервисы для потокового просмотра видео и прослушивания музыки очень популярны в Китае. Существует несколько аналогов YouTube, которые делают неплохие деньги на довольно навязчивой рекламе.Китайские пользователи совершенно не чувствуют себя обделёнными отсутствием YouTube, и на каждом углу можно встретить людей, которые смотрят видео-ролики и сериалы со своих мобильных устройств и компьютеров.Youku 优酷 [Ёуку] www.youku.com и Tudou 土豆 [Тудоу] www.tudou.comЭти два сервиса являются самыми популярными в Китае. С 2012 г. Обе платформы принадлежат Youku. Интерфейс во многом копирует YouTube.
Пользователи имеют возможность загружать видео произвольной длины и делиться с друзьями. У порталов заключены партнёрские соглашения с большинством правообладателей в КНР, поэтому они регулярно выкладывают свежий контент на свои страницы.Правда, нельзя не сделать оговорку: здесь очень строгая цензура на политические темы, поэтому весь контент постоянно модерируется (как в автоматическом — со списком «плохих» слов, так и в ручную). То же самое касается, вринципе, и всех остальных китайских сервисов.
Sohu 搜狐视频 [Соху] tv.sohu.com
Аналогичный сервис, так же весьма популярный в континентальной части Китая. Даже дизайном иконок копирует Youtube.
Xiami 虾米 [сями] www.xiami.com (не путать с Xiaomi — производителем телефонов)Музыкальный сервис от Alibaba, представленный в 2013 году. Весьма популярная музыкальная площадка среди молодёжи.
PPTV — www.pptv.com
Известное p2p-приложение для просмотра видео. Репертуар практически не ограничен — начиная с корейских сериалов (экстремально популярных в Китае), заканчивая новинками Голливуда (лицензионность контента — отдельный вопрос).
Блогоплатформы В Китае присутствует немало копий Google«овского Blogger«а (полностью заблокирован в Китае).Blogbus — www.blogbus.com
Известная платная блого-платформа.
36kr 36氪 («Криптон») www.36kr.comПлатформа для обмена информацией по стартапам. Имнно здесь молодые предприниматели получают информацию о последних трендах в ИТ-сфере.
SocialBeta — www.socialbeta.com
Эта платформа в чём-то копирует mashable.com. Здесь можно найти много информации по социальным сервисам и ИТ.
Sohu blog 搜狐博客 [Соху Бокэ] www.blog.sohu.com
Блоги на платформе Sohu пользуются заслуженной популярностью у китайских интернетчиков.
Sina blog 新浪博客 [Синьлан Бокэ] blog.sina.com.cnНу и самая популярная блого-платформа — Sina Weibo.
Микроблоггинг Микроблоггинг а-ля Твиттер в Китае невероятно популярен. Конечно, здесь есть и свои отличия — например, для китайцев ограничение в 140 символов не являются такой уж проблемой, поскольку в этот объём с помощью иероглифов можно уместить значительно больший объём информации, нежели в алфавитных языках.Sina Weibo 新浪微博 [Сина Вэйбо] или [Синьлан Вэйбо] www.weibo.comКомпания Sina стала публичной компанией 17 апреля 2014 года. Её наиболее известный сервис — Sina Weibo, аналог Twitter. Ежедневно в сервисе публикуется около 100 миллионов записей. Есть мнение, что Вэйбо может сдать позиции с появлением WeChat, однако нужно учитывать, что аккаунт в Weibo есть практически у всех активных пользователей китайской сети, и списывать его со счетов пока рано.
Tencent Weibo 腾讯微博 [Тэнсюнь Вэйбо] reg.t.qq.comАналогичный сервис от компании Tencent, сильно уступающий в аудитории своему конкуренту из Sina.
Sohu Weibo 搜狐微博 [Соху Вэйбо] t.sohu.comОчередной сервис микроблогов от крупного поисковика Sohu. По популярности так же отстаёт от конкурентов на рынке.
NetEase Weibo 网易微博 [Ван-и Вэйбо] t.163.comПлатформа микроблоггинга от популярного китайского ресурса 163.com
Социальные сети Социальные сети — аналоги Facebook, Вконтакте и пр. Первая в Китае заблокирована с 2008 года, тогда же и получили толчок в развитии аналогичные китайские сервисы.QZone (QQ 空间) qzone.qq.comСеть QQ Zone является частью сервисов компании Tencent. При наличии аккаунта в QQ IM, сетью можно пользоваться сразу. Присутствуют группы, встроенный микроблоггинг, фото-альбомы, возможность прослушивания музыки и просмотра видео.
Renren 人人网 [Жэнь-жэнь Ван] («сеть множества людей») www.renren.com
Renren — как и Вконтакте, начинала с копирования Facebook. Правда, в отличие от отечественного сервиса, во многом копирование (с китайской спецификой) продолжается до сих пор.
Сервис так же помогает в поиске друзей по месту проживания, учёбы или работы. Из особенностей следует отметить, сеть позиционирует себя как «социальная сеть с реальными именами», а поскольку целевая аудитория — жители КНР, то регистрация возможна только с иероглифическим именем (причём не длинее, чем обычные китайские имена — транскрипцию длинного русского имени типа 弗拉基米尔, например, система не примет), а в разделе «место рождения» перечислены только китайские провинции.Сегодня популярность сети идёт на спад, но аудитория по прежнему составляет примерно 194 миллиона человек, из которых треть посещает сеть с мобильных телефонов. Основная аудитория — школьники и студенты, которые после окончания учёбы уходят в другие сети.
Pengyou 朋友网 [Пэнъё Ван] («сеть друзей») www.pengyou.comPengyou — ещё одна популярная китайская соцсеть. На сегодня аудитория порядка 200 миллионов пользователей, упор так же делается на реальные имена и на добавление реальных друзей. Как и в Facebook, пользователи могут подписываться на странички компаний.
Kaixin001开心网 [Кайсинь-ван] («сеть счастья») www.kaixin001.comKaixin 001 принадлежит Oak Pacific Interactive, владельцу Renren. Успех сети не в последнюю очередь обязан копированию флеш-игр из Facebook, благодаря чему за сетью закрепилась репутация игровой площадки.
Форумы Форумы (которые в Китае называют исключитель «BBS») пользуются значительной популярностью.Tianya 天涯 [Тянь-я] («край света») www.tianya.cn/bbsДанный форум предоставляет сервисы BBS, блог-платформу, микроблоггинг, фото- и видео-обменную площадку. Форум является одним из популярнейших в континентальном Китае, к его помощи прибегают даже политические деятели и чиновники.
Liba 篱笆网 [Либа-ван] www.liba.com и KDSlife www.kdslife.comЭти два форума ориентированы на шанхайскую аудиторию — здесь освещаются события города, происходит общение местных жителей.
Autohome 汽车之家 — www.autohome.com.cnКак и следует из названия — форум, посвящённый автомобильной тематике. Публикуются фотографии на авто-тематику, объявления о покупке или продаже, новости из мира автопрома.
Maopu 猫扑 [Маопу-ван] www.mop.comMop.com — один из наиболее популярных китайских форумов. Известен как музыкальный интерактивный портал, а так же как местная родина мемов и интернет-сленга (сравните с Лепрой).
Baidu tieba 百度贴吧 [Байду теба] tieba.baidu.comЧасть поискового сервиса Байду. Является онлайн-сообществом для обсуждения тех или иных вопросов (есть определённое сходство с «Mail.ru ответы»).
Отзывы и обзоры Китайские потребители достаточно активно оставляют комментарии о тех или иных товара и услугах. Ниже перечислены сервисы, которые позволяют оставлять такие обзоры и делиться с другими пользователями.Dazhong Dianping 大众点评 [Дачжун Дяньпин] www.dianping.com/citylistДанный сервис помогает в поиске ресторанов, баров, магазинов, фитнес-цетнров и прочих заведений. Здесь пользователи могут оценивать места и оставлять свои впечатления от посещения. Можно искать через выбор города и категорию, либо через обычное поле поиска.
Douban 豆瓣 [Доубань] www.douban.comDouban начинал как ревью-сервис для книг, фильмов и музыки в 2005 году (известные нам аналоги — Imhonet, kinopoisk). На сегодня сервис превратился в весьма популярную социальную сеть. Наибольшей известностью пользуется среди образованного городского населения (студентов и «белых воротничков»). По состоянию на 2013й год кол-во зарегистрированных пользователей составляет порядка 72 миллионов при 200-миллионной посещаемости в месяц.
Заметным отличием от прочих социальных сетей является то, что не обязательно иметь аккаунт для использования её ресурсов. Другими словами, для простых посетителей доступны рейтинги фильмов, книг и музыки, а после регистрации становятся доступными рекомендации и социальные функции.
Gewara 格瓦拉生活 [Гэвала Шэнхуо] или [Гевара Лайф] www.gewara.comПомимо оценок и рейтингов, платформа позволяет бронировать билеты на культурные и спортивные мероприятия (концерты, чемпионаты), а так же билеты в кино. Да, сайт называется Гевара, без Че, но про него.
Douban movie 豆瓣视频 [Доубань Шипинь] movie.douban.comСервис от Douban, заточенный на фильмы (функционал схож с Геварой).
Xiachufang 下厨房 [Сячуфан] («готовить еду на кухне») www.xiachufang.comСайт, посвящённый готовке. Рецепты, советы, информация о продуктах — всё здесь. Имеется как настольная, так и мобильная версия. К чести создателей портала, интерфейс для Китайского интернета выглядит чисто и лаконично. Автор оригинальной статьи говорит, что сайт поможет избежать поедания крысы в китайской забегаловке, ведь с помощью него можно готовить дома. Учитывая моноязычность портала, для иностранца это сомнительной полезности совет.
Jiepang 街旁 [Цзе-пан] («улица») jiepang.comJiepang копирует функциональность Foursquare — можно чекиниться и делиться с друзьями, создавать группы по интересам. Мобильное приложение присутствует на iOS и Android.
Liuliu 遛遛 [Лю-лю] («прогулка») liuliu.coЭто недавно появившаяся мобильная (iOS) социальная сеть для владельцев домашних животных — любитеи собачек и кошечек делятся фотографиями своих питомцев, могут организовывать совместные прогулки, а так же искать для них новых хозяев или партнёров для случки (как бы смешно это ни звучало).
M-time 时光网 [Шигуан-ван] www.mtime.comРевью-портал кинофильмов, аналог заблокированного в Китае IMBD.
Электронная коммерция Онлайн-шоппинг в Китае невероятно популярен. Покупки в сети совершают как минимум 300 миллионов человек, при общем количестве пользователей — 618 миллионов. Крупнейшим игроком на этом рынке является компания Alibaba, но и у неё есть конкуренты.Taobao 淘宝网 taobao.comВсем известный Таобао — крупнейшая торговая площадка на подобии eBay, принадлежит Alibaba. В качестве продавцов выступают как крупные фирмы (в основном — на специальном разделе Tmall.com), так и частные лица — порог вхождения в этот бизнес для китайцев довольно низкий, что, впрочем, сопровождается экстремальной конкуренцией. Не малую роль в популярности и доступности совершения интернет-покупок играет сверх-развитая сеть служб быстрой доставки — низкие цены на доставки по стране плюс высокая скорость исполнения заказа. Так же грамотно построена система оплаты, при которой деньги за товар продавец получает только после подтверждения получения от покупателя — до этого момента деньги удерживает платёжная система Alipay.
Jingdong 京东 [Цзиндун] JD.com
JD.com (бывший 360Buy) вторая по популярности площадка после Taobao. В первую очередь является B2C-площадкой с хорошо отлаженной логистикой. Интерфейсы всех подобных сайтов в Китае схожи до степени смешения, сравните с Таобао.
Dazhong Dianping 大众点评 [Дачжун Дяньпин] www.dianping.com/citylistКроме системы оценок и отзывов, о которой упоминалось выше, на портале присутствуют элементы электронной торговли и продажа купонов.
Jumeiyoupin 聚美优品 [Цзюмэй Юнпинь] bj.jumei.comПортал для популярных в Китае коллективных покупок и распространения купонов, аналог Groupon и Купикупон. Основной товар — косметика.
Meituan 美团 [Мэйтуань] bj.meituan.comРекомендательно-оценочный сервис для заведений общепита — ресторанов, столовых, баров и т.п., предоставляет информацию по скидкам и акциям.
Suning 苏宁易购 [Сунин] www.suning.comSuning — крупная сеть магазинов электроники, которая так же обзавелась возможностью покупки товаров через интернет.
Туристические сайты Средний класс в Китае медленно, но верно уходит от групповых турпоездок к индивидуальному планированию. Это привело к появлению сайтов а-ля TripAdvisor.Qunar 去哪儿 [Цюнар] («куда едем?») qunar.comОчень известный в Китае комплексный портал, предоставляющий услуги по поиску билетов (авиа, ж\д), бронированию гостиниц, покупке входных билетов на туристические или развлекательные комплексы, и пр. Аудитория — порядка 75 миллионов посещений в месяц (по данным 2013 г.)
Ctrip 携程 [се чен] ctrip.comКрупный, теперь уже международный портал, на котором можно купить авиа- и ж\д-билеты, забронировать гостиницу и прочие сопутствующие услуги. Кроме китайского, сайт полноценно работает на русском, английском и основных европейских и азиатских языках. Сейчас в компании работает около 20 тыс. человек. Аудитория — порядка 60 миллионов зарегистрированных пользователей.
Qiongyou 穷游 [Циюн] www.qyer.comФорум о путешествиях вырос до крупного портала с большим кол-вом возможностей для планирующих поездки, в том числе есть возможность брони билетов и поиска гостиницы. На сайте довольно развитое сообщество, которое активно делится советами и рекомендациями.
Mafengwo 蚂蜂窝 [Мафэнво] www.mafengwo.cnСервис для путешественников, насчитывающий более миллиона путеводителей от самих юзеров. Сайт содержит информацию о местах, рейсах, страховке и всём, что связано с туризмом.
Lǘpingwang 驴评网 [Люпин-ван] www.lvping.comПортал называет себя «персональным путеводителем». На нём можно найти билеты, отели и прочие сервисы (но непосредственно покупка происходит на сайтах партнёров).
Baidu travel 百度旅游 [Байду Люёу] lvyou.baidu.comТуристический сайт от поискового гиганта Байду.
Знакомства Сайты и платформы, приведённые ниже, могут значительно отличаться между собой, но всех их объединяет назначение: знакомство с новыми людьми.Jiayuan 世纪佳缘 [Цзяюань] www.jiayuan.comJiayuan — крупнейший сервис знакомств онлайн. Позиционируется как «своднический» сайт, который создаёт семейные пары, поэтому отношения «на раз» здесь не приветствуются. Компания присутствует на NASDAQ.
Baihe 百合 [Байхэ] www.baihe.com и Zhenai 珍爱网 [Чженьай-ван] www.zhenai.com — аналогичные сайты.
Momo 陌陌 [Мо-мо] www.immomo.comМобильное приложение для поиска новых знакомств поблизости. Очень популярно у экспатов в Китае и у китайских студентов.
Бизнес-сети Резюме, объявления о работе, хэдхантинг, рабочие знакомства — в общем, LinkedIn-подобные сервисы.Dajiewang 大街网 [Дацзе-ван] www.dajie.comКрупная сеть для поиска работы, размещения резюме и вакансий. Основная аудитория студенты и недавние выпускники. Помимо работы, здесь можно найти компании для прохождения практики. Присутствуют сообщества на подобии LinkedIn.
Jingwei 经纬实业 [Цзинвэй] mobile.jingwei.comТак же аналог LinkedIn от создателей социальной сети RenRenWang, ориентирован на мобильное использование.
Лёгкий блоггинг Лёгкий блоггинг — промежуточное звено между полновесными блогоплатформами и микроблоггингом. Популярны у креативной молодёжи.Qing 轻 [Цин] («лёгкий, лёгкость») qing.blog.sina.com.cnQing — лёгкий хипстерский блогосервис от компании Sina. По степени интеграции с другими сервисами в чём-то похож на Я.ру.
Renren Xiaozhan 人人小站 [Женьжень Сяочжань] zhan.renren.comПлатформа от создателей социальной сети RenRenWang — призвана расширить присутствие RenRen в различных сферах деятельности. Целевая аудитория — офисные работники.
Wuming Xiaozhan 无名小站 [Умин-сяочжань] («безымянный полустанок») www.xiaozhan.ccСвоеобразный блогосервис, ориентированный на поклонников популярных аниме-сериалов (типа One Piece, Naruto и т.п). Содержание блога соответствующее.
Diandian 点点网 [Дяньдянь] www.diandian.comБлогоплатформа, где основной, но не единственнй контент — картинки. Близок к Tumblr, который в КНР заблокирован.
Обмен фото и картинками Обмен фотографими и картинками принципиально от западных сервисов не отличаются — инстаграмо-подобные сервисы переживают бурное развитие. Некоторые из этих платформ имеют общие черты с лёгким блоггингом.Huaban 花瓣 [Хуабань] huaban.com и Duitang 堆糖 [Дуйтан] www.duitang.comСервисы для обмена картинками а-ля Pinterest.
Papa 啪啪 [Па-па] papa.meГибрид Instagram и мобильного мессенджера с китайской спецификой.
Обмен видео Weishi 微视 [Вэйши] («микровидео») weishi.comПолный аналог Vine, владелец — Tencent, исключительно мобильное приложение. Можно записывать видео до 8 секнду и делиться с друзьями.Энциклопедические сайты Для нас это Wikipedia, но в Китае (где она частично забанена) существует немало своих локальных ресурсов.Baidu zhidao 百度知道 [Байду Чжидао] («Baidu Know») zhidao.baidu.comСамая популярная онлайн-энциклопедия. Интегрирована с поисковым сервисом, и, как и Википедия, пополняется пользователями. Правда, редакторами выступают, в том числе, и китайские цензоры.
Guoke 果壳 [Гокэ] www.guokr.comСпециализируется на естественно-научных и технических статьях. Популярна среди студентов. Работает по принципу «вопрос-ответ», что роднит сайт с Гугл.ответы и подобыми.
Zhihu 知乎 [Чжи-ху] («Знаете ли вы?») www.zhihu.comПохож на Quora, но с ориентацией на ответы, а не обсуждения. На конец 2013 г. аудитория насчитывала около 10 миллионов активных пользователей.
Aiwen 爱问网 [Айвэнь-ван] (иногда «iAsk») www.ai-wen.netПростой сервис вопросов-ответов от Sina.
«Социальный шоппинг» Нижеперечисленные платформы — нечто среднее между сайтами с обзорами товаров и интернет-магазинами. Можно назвать это «магазинами с элементами социальных сетей».Большой популярностью пользуется у женщин со средним достатком. На таких сайтах присутствуют сообщества, где пользователи помогают друг другу выбирать товары, а сами лоты поступают от сторонник магазинов (Taobao, JD и т.п.). При выборе товара покупатель переходит на сайт-магазин.Эти порталы зарабатывают на рекламе, а так же на комиссионных отчислениях самих продавцов.Meilishuo 美丽说 [Мэйли-шуо] www.meilishuo.comMogujie 蘑菇街 [Могу-цзе] («улица грибов») www.mogujie.comDongxi 东西文库 [Дунси-вэньку] dongxi.netGuoku 果库 [Гокэ] www.guoku.com/selectedВсе эти порталы схожи с fancy.com или ru.itao.com — позволяют искать интересные товары, делиться с друзьями, ставить оценки, и, в конечном итоге, покупать.
Weitao 微淘 [Вэйтао] we.taobao.comПросто мобильная версия Таобао с неплохим функционалом (включая поиск товаров по штрих-коду).
__
Разумеется, новые сайты и сервисы появляются каждый день, другие теряют популярность, а китайский интернет — совершенно необъятная вещь, в которой циркулирует пол миллиарда пользователей — всего не перечислишь. Обязательно пишите в комментариях, если вам есть что добавить (или если заметили смешное название сайта).