История совместных поездок в России и зарубежом

6e2aebd246be2b5f53d8ff6efe1e8cd6.jpgПервые прецеденты совместных поездок известны человеку с незапамятных времен (hitchhiking) — автостоп, когда два незнакомых друг другу человека совершают совместную поездку. Водитель, направляясь куда-либо, видит пассажира — человека (hitchhiker), которого выдает жест (поднятый вверх большой палец) и «подбирает» его. Как правило, такие поездки носят бесплатный характер (но не всегда), да и безопасность такого рода передвижений нельзя гарантировать. Однако, они получили распространение по всему миру и находят применение даже сегодня. Пример такой поездки можно увидеть в Американской комедии 2000 года «Road Trip» (дорожное приключение).

1474894148da3b20daf2805dd2ddf380.jpgc2047db5f58e73faa4cb8e21af4f5759.jpg

В 1940-ые годы появилось основополагающее направление совместных поездок — carpooling. Появление было обусловлено нуждами Второй Мировой войны, а затем и в 1970-ых годах в США (нефтяной кризис). Источниками, из которых людям становилось известно о таких поездках, были плакаты, они носили характер массовой пропаганды и служили мотивацией вкупе с лозунгами-призывами сэкономить топливо во благо Родины, сделать вклад в победу в войне и т. д. В связи с приходом в нашу жизнь информационных технологий, закономерно увеличился темп жизни, главным критерием которого стал ограниченный ресурс — время. Пользователю стала важна простота, быстрота и удобство использования сервиса (приложения). Как самостоятельное направление Carpooling мутировал и разделился на множество подвидов:

 Vanpooladf1ebf103c78d32d39e8f49afeddeef.jpgVanpool — совместные групповые поездки от 7 до 15 человек на короткое или дальнее расстояние в пределах определенной социальной группы (школьники, студенты, коллеги и т. д.), носящие, как правило, постоянный характер (по расписанию). Часто такие поездки организуются с помощью экспедиторской системы, имеющей в распоряжении профессиональных водителей и фургоны (микроавтобусы).В качестве водителей могут также попеременно выступать сами коллеги. Плата за услуги перевозки происходит по принципу абонентской платы (сюда включается разделенная между участниками стоимость за оплату бензина, а также абонентская плата по тарифу сервиса, предоставляющего специальное ПО и организующего таким образом поездки). Расстояние таких поездок фиксировано, за рациональную консолидацию членов поездки отвечает ПО. Для vanpool-фургонов как правило в пунктах отправления и назначения резервируются специальные парковочные места, отмеченные дорожными знаками.Такие поездки в России пока не нашли применения, а вот в США ими пользуются давно: — «Шесть месяцев подряд я добиралась на работу два, а то и три часа по ужасным пробкам, при этом платя огромные деньги», — говорит Татьяна, которая переехала в США три года назад и живет близ Лос-Анджелеса. — А потом наткнулась на Vanpool Commuter Assistance Program. Оказалось, что в моем районе нашлось еще 8 человек, желающих ездить совместно. Теперь я плачу в 4–5 раз меньше, а те, кто соглашаются вести машину, вообще не платят.

8c9b2788471510129b1dbaac66074a11.jpg655e17f864ca44613a63b7f4f9a03f16.jpg

Real-Time Ridesharing0e6b5ddd4feba5df0d8336558d879c12.jpgReal-Time Ridesharing — сервисы совместных поездок, логическое продолжение классического carpooling, два и более человека передвигаются в одном автомобиле. Существование данного вида обусловлено удовлетворением потребностей, вызванных высоким темпом жизни человека в современном обществе. Отличительными чертами являются: • Устройства GPS-навигации для определения маршрутов водителя и согласования их с пассажиром; • Мобильные устройства (смартфоны, планшеты) для выполнения запросов путешественников, где бы они ни находились; • Социальные сети для установления доверительных отношений и ответственности между водителем и пассажиром.• Данные элементы координируют работу сервиса в режиме реального времени (в том числе проведение транзакции за поездку и внесение корректировок при оптимизации маршрута).Мотивация использования ridesharing-сервисов опирается на рациональное использование свободных пассажирских мест в частныхавтомобилях (как следствие — снижение количества потребляемого топлива, разделение транспортных расходов междупопутчиками, улучшение состояния дорожного трафика). Поездки могут осуществляться как на короткие, так и на дальние расстояния; как одноразово, так и постоянно; как спонтанно, так и запланировано.На данный момент, как тип совместных поездок, real-time ridesharing способен удовлетворять практически всемтранспортным потребностям быстроразвивающегося современного общества (безопасность, цена, трафик, экология, живое общение).f55484868e45e580cfaedae1c489ae90.jpg

SluggingSlugging — совместные поездки постоянного (commute) характера, происходящие по запросу пассажира, ожидающего на специально отведенном, обозначенном дорожным знаком месте (slug line)Инцидент первой совместной slugging-поездки произошёл около 38 лет назад (в 1975 г.) в Washington D.C. (практически сразу после того, когда были сконструированы и открыты HOV-полосы для carpool- и vanpool-поездок). Главной мотивацией водителей при таких поездках является заполненность своего автомобиля (не менее 3 человек с учетом водителя) для движения по выделенной скоростной полосе — HOV lane (High-occupancy vehicle lane). На таких полосах можно было двигаться со скоростью 65+ миль/час вместо ограничения положенных 55 миль/час. Широко распространены на территории нескольких штатов США (Washington D. C., San Francisco и др.)12a6ebc36be4bcf5edc4f3a693de4986.jpgd51a337690db3ca64b5f00155a508539.jpg

Пассажиры, желающие воспользоваться таким видом совместных поездок, заходят на специальные веб-сайты, выбирают ближайшую к ним slug line, приходит в назначенное место и ожидает своего водителя в порядке живой очереди, действует принцип First Come — First Served (первым пришел — первым уехал). Плата за такую поездку не взимается, разделяемые расходы составляют лишь средства, потраченные на дорожные сборы (платные дороги).Такие совместные поездки не требуют взаимодействия со специальным ПО и сервисами, организующими поездки. Вместе с тем, власти полностью снимают с себя какую бы то ни было ответственность за произошедшее, перекладывая её на самих попутчиков, их чутьё и волю случая. В сравнении с hitchhiking — slugging-поездки удобнее; по критерию безопасности же остается много вопросов.9bd277891eaf47048a52953ae58fcf95.jpg7132ec7b950fecc7d793f56a1524d8ef.jpgb8f800c8a90c9fab8a4ff3c437ec88d3.jpg

TaxipoolingTaxipooling — вид совместных поездок, подразумевающий использование такси сразу несколькими (2 или 3) пассажирами одновременно. Выгода от такой поездки ясна — пассажиры разделяют расходы на поездку, а сервис-такси гарантировано имеет клиентов.Взаимодействие пассажиров происходит через мобильное приложение (пользователь выбирает конечный и начальный пункты поездки, задает время поездки, в т. ч. интервал (5, 10, 15, … мин.), через который он ожидает такси; приложение подбирает пользователю необходимый маршрут, отображает подходящий автомобиль и предлагает пользователю поездку). На борту такси стоит аналогичное ПО. Организуется предварительная договоренность в виде мгновенных текстовых сообщений.a35e58937d906acb44eba074c02d989d.jpg88a76c2893dc93b717295ad123580cef.jpg

Стоит отметить, что во многих странах государство активно поддерживает совместные передвижения: выделяют специальные парковочные места для людей, путешествующих в одном автомобиле, в некоторых штатах США можно ехать по специальным дорогам быстрее, при условии, что в машине находится минимум два человека.Российский рынок в данной сфере только формируется, но уже есть поддержка различных структур, например, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере или Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор. С их помощью наша компания «ВПути» разработала сервис совместных поездок с одноименным названием, который относится к наиболее надежному и современному виду, а именно real-time ridesharing. Мы разработали приложения для поиска попутчиков на различных платформах: Android, iOS, Web, а так же для социальной сети Вконтакте. Приложения просты и удобны в пользовании: нужно только ввести свой номер и вам на телефон придет код активации (бесплатно). Дальше вы указываете: водитель вы или пассажир, определяете маршрут, время поездки и приложение автоматически подбирает вам попутчика. Известность такого рода сервисов в России, сравнительно с США и Европой приобрела не столь большие масштабы., но мы стараемся распространять информацию, а наши пользователи делятся в различных социальных сетях своими историями совместных поездок. Вот пример такой истории, присланной пользователем нашего сервиса Натальей: «Хотелось бы поделиться с вами своим опытом одной моей неожиданной поездки с попутчиком! Ехала я из Томска в Яшкино через Кемерово. И на весовом контроле, расположенном недалеко от Кемерово (примерно километров 60), меня тормозит представитель ГИБДД. Я, как любой водитель, «напрягаюсь». Вроде не нарушала, проверки документов не страшусь, но всё равно что-то в душе шевельнулось. Останавливаюсь, открываю окно и, не успев ничего спросить, слышу вопрос: «Вы в Кемерово?» За пять секунд моего молчания в голове пронеслась тысяча мыслей. Из разряда: там заминирован въезд в город, сапёры с собаками, придется вам ехать другой дорогой и так далее всё в том же духе! Я отвечаю в полном замешательстве: «в Яшкино». «Ну, через Кемерово же?», — интересуется он. «Да», — отвечаю я, всё ещё с трудом соображая что же всё-таки происходит. И тут интрига спала ко всеобщей радости. — «Довезете нашего сотрудника в Кемерово?» Я аж растерялась, как оказывается всё было просто! Единственное, что я смогла из себя выдавить от неожиданности: «А он хороший?». «Хороший», — ответил мне гаишник и пошел звать своего коллегу. Сел ко мне в машину мужчина лет 60 и мы двинулись в сторону Кемерово, мило обсуждая царскую Россию и Россию времен правления большевиков. Вот так организовывают совместные поездки представители ГИБДД». А случались ли с вами такие поездки?

56cb57e75cebcf66727ccb12caf5f3ed.jpg

И таких примеров много. Большинство людей узнает о нас с помощью различных интернет-ресурсов и, реже, от знакомых. За прошедший год аудитория наших приложений возросла на несколько тысяч и на сегодня составляет более 11000 человек. Многие люди узнают о сервисе через группы Вконтакте. Изначально группа была в городе Красноярске и Новосибирске. За последний год к нам присоединились: республики Тыва, Казахстан и Татарстан, а также Омск и Архангельская область. Общее количество участников групп на сегодняшний день почти достигло 10000. Сейчас одной из наших главных задач является распространение информации о таком способе передвижения, как совместные поездки в пределах города и между городами.

eb458feb4bb3001a9669bf1cd54f75e4.pngПриложение можно скачать по ссылкам: iOS — bit.ly/1l6b5cC Android — bit.ly/1av6Izz, ВКонтакте — bit.ly/15VucNr.

Будьте в курсе, передвигайтесь по-новому!

© Habrahabr.ru