Китай вводит экспериментальную систему распознавания лиц при оплате проезда в метро

image

Поднебесная — весьма высокотехнологичное государство. Да, страну ругают за наплевательское отношение к неприкосновенности частной информации, которая собирается самыми разными методами. Но с этим вряд ли можно что-то поделать в ближайшем обозримом будущем.

Пока же Китай вводит самые разные системы идентификации граждан. Какие-то из них объединены в единую сеть, какие-то — пока нет. Среди прочих систем можно вспомнить видеонаблюдение за учениками в школах с привлечением ИИ к анализу поведения детей и подростков, распознавание лиц для обнаружения нарушителей ПДД, распознавание лиц полицией, систему социального рейтинга и многое другое. Сейчас добавилась еще одна система — распознавание лиц в метро. Технология используется для быстрого проведения платежа за проезд.
Система работает не везде, пока что пилотный проект запущен лишь в подземке Шэньчжэня. И здесь не одно технологическое новшество, а сразу несколько. Кроме, собственно, распознавания лиц в метро работает и мобильная сеть пятого поколения — без нее данные просто не успевали бы передаваться на удаленные сервера, где информация обрабатывается.

Так вот, жителю Шеньчженя для оплаты проезда нужно подойти к специальную дисплею и постоять пару секунд, пока система идентифицирует личность. Правда, перед этим необходимо создать эталон — фотографию, которая будет служить компьютеру ориентиром. Пассажир делает эталонное фото, оно загружается в базу, а дальше система сможет этого человека распознавать каждый раз, когда он спускается в метро.

Также необходимо указать имя и привязать проездной счет, с которого будут списываться средства. Пока что неясно, насколько сложная эта система — скорее всего, техническая инфраструктура именно такая, как и описано выше. Дисплей с камерой, которая фиксирует лицо → сервер с эталонной фотографией → счет, к которому эта фотография «привязана».

Работает все это быстро, так что даже если все пассажиры подземки захотят использовать новую систему, столпотворение не возникнет. Пара секунд — и пассажир может идти на станцию.

Проект, о котором идет речь, разрабатывался совместно с Huawei — эта компания создала ПО, которое является основой системы. К сожалению, неясно, будет ли эта система расширена на все метро Шэньчжэня (пока что она работает лишь на нескольких станциях), не говоря уже о других городах Китая.

Как и говорилось выше, распознавание лиц для Поднебесной вовсе не новинка. К примеру, даже в KFC используется такая система, она работает начиная с 2017 года.

Интересно, что Китай впереди планеты всей по уровню развития мобильных платежей. Около половины граждан используют свои телефоны и смартфоны для проведения микроплатежей. Осуществляются они посредством процессинга WeChat Pay или Alipay. Некоторые жители вообще не используют наличку, так что Центробанк Китая даже предупредил магазины, чтобы те и не думали отказываться от приема платежей в виде кэша, в противном случае компании грозит крупный штраф. А проблема в том, что покупатели просто не оставляют наличные деньги, так что сдачу давать просто нечем.

qqg0i7eriq4febfjqqehire4fnw.png
bv1yywjgl2_cbtzvvtk4rup2jz8.png

© Habrahabr.ru