Кэшбэк в кружке робототехники, или как мои ученики зарабатывают на своих навыках
Приветствую всех членов сообщества! Меня зовут Владимир Мозговой. Я являюсь основателем частного центра технического творчества «Robo.Grade» в г. Новочеркасске.
В данной статье я хочу рассказать о своём опыте по привлечению к различным работам своих учеников — детей от восьми до шестнадцати лет. Об успехах и неудачах, о «подводных камнях» в данного рода учебной практике — читайте ниже.
1. В чём идея?
Идея проста и лежит на поверхности. Я и мои коллеги обучаем детвору навыкам, которые реально нужны инженеру для взрослых разработок. Пока в других ЦТТ детей «учат Lego», мы учим их прикладной информатике, пайке, программированию Arduino, схемотехнике и эксплуатации ЧПУ-станков. Это даёт свои плоды. В какой-то момент ученик «внезапно» оказывается в состоянии:
- заменить модуль на смартфоне или починить компьютер;
- настроить простенькое сетевое оборудование;
- переустановить операционную систему на ПК или перепрошить смартфон;
- диагностировать и устранить неисправность ИБП или платы Arduino;
- написать прошивку, реализующую относительно сложный функционал;
- начертить чертёж и изготовить детали на лазере с ЧПУ;
- починить мамину стиралку, мясорубку, мультиварку, etc;
- настроить слайсер так, чтобы сложная модель распечаталась качественно;
- в конце концов — разработать прибор и простейшую сопроводительную документацию к нему.
… в общем, становится реально полезным членом общества. Когда это происходит, ученика работа находит чуть ли не сама.
2. Откуда берётся работа для детей?
Во-первых, несмотря на то, что университет я закончил два года назад, ко мне с завидным постоянством обращаются студенты и преподаватели по вопросам изготовления макетов, приборов, документов к ним и т.д. Поскольку мне заниматься такими вещами уже физически некогда — я такие работы делегирую тем ребятам, которые могут их выполнить. А таковых уже довольно много, и есть даже некоторая конкуренция на этом поле, что ведёт к росту качества исполнения задач.
Во-вторых, в кружке регулярно что-нибудь ломается. Макетные блоки питания, разъёмы на холдерах с аккумами, платы Arduino, принтеры и кулеры, блоки питания и мониторы… Ответственное оборудование чиним мы с преподавателями сами. Но, опять же, времени на всё катастрофически не хватает. И было бы «не счесть потерь», если бы не орда жадных до «Починить!…» механьяков, которую своими усилиями мы вырастили за пару лет работы.
В-третьих, нередко ученики настолько углубляются в изучение какой-то темы, что их знания и опыт уже представляют некоторый интерес и могут быть внедрены в учебный процесс. В таких случаях я поручаю ученикам оформить методички по заданным критериям. Результаты иногда просто невероятные!
В-четвёртых: помощь в проведении мероприятий. Настройка звукового оборудования, раздача листовок, «принеси-подай» — данное поле деятельности традиционно закреплено за учениками любых кружков, не только моего.
За время работы сформировались две группы учеников, которые закрепили за собой «ленное право» быть промоутерами (при этом «ученики» могут уже и не быть учениками). Они сами ищут и информируют меня о том, где в городе намечаются культурно-массовые мероприятия, приходят в офис, берут раздатку и анкеты, и отправляются за заявками. Весьма эффективный способ привлечения клиентов, ибо мотивация таких промоутеров выше, чем у сторонних «наёмников», да и рассказать о деятельности кружка они могут в бОльших подробностях и без подсказок.
В-пятых: Некоторые ученики сформировали себе весьма неплохую репутацию в качестве мастеров по ремонту сложной электроники. Вот весьма любопытный пример. Парнишка 11 лет от роду не побоялся взяться за ремонт портативного ЭКГ, в котором клинило лентопротяжный механизм. Помимо некоторой суммы денег парню досталась ещё и вот такая благодарность: Мелочь, казалось бы, но приятно, когда работу детворы настолько ценят.
Помимо этого источниками заказов служат родители учеников. Кому-то что-то надо выгравировать или вырезать, кому-то — наладить компьютер или зарядку для аккумулятора, кому-то — напечатать деталь от миксера. Сисадмину нашему, увлечённому оптимизацией инфраструктуры, также нужны падаваны для всякого рода прозвонок/обжимок… Всего и не перечислить.
3. В чём польза для учеников?
За работу детворы я расплачиваюсь деньгами. Всё это делается по договорённости с родителями учеников, которые пока ни разу против не были. Оплата исчисляется пропорциональную затраченному ребёнком времени, качеству исполнения задания и срочности работы. Иногда ученик вместо денег просит какую-нибудь запчасть со склада, что тоже я считаю вполне приемлемым.
Возникает первый резонный вопрос: законно ли? Формально, трудовыми данные отношения не являются, так как появляются не регулярно, и их возникновение вполне проходит по графе «кэшбэк» в расходах. Тем более что трудовых отношений с детьми до 14 лет просто быть не может.
Второй вопрос: этично ли? Тут я с уверенностью могу сказать, что более чем. Вспоминая себя и своих товарищей в возрасте 10+, я прекрасно помню, что уже тогда возникала потребность купить новое железо на комп или ещё на что-то собрать денег. Как правило, в нашей местности доступная для тинейджера работа была из серии вскопать/прополоть огород, тюки с сеном на сеновале разложить, вычистить стойла с животными, дрова нарубить, кирпичи на стройке «потягать» и т.д. Оплата труда в единицу времени колебалась в районе двухсот пятидесяти рублей за сутки довольно таки непростого труда.
Когда я затевал данный «кэшбэк-сервис» в своём кружке, моей целью было показать детям, что работая и головой, и руками, можно зарабатывать быстрее и больше. Некоторые дети на тот момент уже пробовали работать промоутерами в рекламных агентствах или мойщиками на автомойках. И для них становилось откровением, что «просто написав программу» можно получить за пару часов ту же сумму, что за два-три дня раздачи листовок.
Помимо заработка имеются ещё два ключевых фактора, определяющих пользу от такой «подработки».
Первый: дети приучаются к мысли о том, что труд может быть и оплачиваемым, и что заработать им уже по силам. Я считаю, что необходимо приучить их к этой мысли с ранних лет — ведь многие думают, что они слишком маленькие, чтобы зарабатывать. Как только дети устраняют в себе эту установку, их прогресс в освоении прикладных навыков становится просто колоссальным.
Второй: актуализация навыков через такой вид активности, как ОПЛАЧИВАЕМЫЙ труд — наверное, самая эффективная методика, какая только может быть. Навык без применения очень быстро забывается. А вот навык, на котором ты заработал денег на новый комп, забудется едва ли.
4. Дальнейшее развитие идеи подработок для детей
Во всей этой практике довольно примечательным является случай, когда двенадцатилетний парнишка решил построить полноценный бизнес по производству изделий на лазерном станке и 3D-принтере. Он создал себе логотип, придумал имя бренда и запустил рекламу своих услуг на Авито, а затем начал формировать портфолио в инсте. И дело у него пошло — заказов не то чтобы много, но они есть, и на покушать-сходить_в_кино у него деньги всегда имеются.
Сейчас «нано-бизнесы» такого рода ведут почти все ученики, которые освоили векторную графику даже на самом дилетантском уровне. Мной и преподавателями этот «движ» никак не регламентирован, и детвора просто развлекается.
На фоне всего этого возникла мысль, что хорошо бы обучать способных и амбициозных детей основам финансовой грамотности и управления проектами. Дело в том, что глядя на работу «бизнеса» двенадцатилетнего мальчишки, я подмечал все те же проблемы и ошибки, которые были у меня при запуске кружка. И, по-моему, было бы реально полезно с детьми пробовать «поиграть» в бизнес на инженерных навыках.
На сей момент это — лишь идея, которая только-только оформляется в отдельную методичку (кстати, было бы интересно в комментариях услышать мнение читателей о том, какие вопросы на таких курсах следует освещать в первую очередь — пишите, буду рад подискутировать на эту тему). Но чуть позже это будет вполне себе полноценный учебный курс с вполне практическим уклоном.
5. О чём надо помнить при работе с детьми?
Во-первых, о том, что дети — это дети:)
В чём это проявляется? Чаще всего в том, что чувство ответственности у них пока не сильно развито. И взявшись за работу, они запросто могут «слиться» с формулировкой «это скучно», даже при солидном гонораре.
Отсюда вытекает задача контроля исполнения и тщательного подбора исполнителя. Я не говорю, что со взрослыми не так, но с детьми, которые подрабатывают, контроль нужен х10, особенно когда они подряжаются выполнять заказы от сторонних клиентов, а не «поручения по кружку» (в таких случаях вообще следует быть готовым подхватить заказ и завершить его вместо исполнителя-ребёнка).
Во-вторых, опять же, проблемы воровства. Получив некоторый кредит доверия от преподавателя, а также начав на постоянной основе выполнять поручения, некоторые ученики не могут совладать со своими инстинктами. Показательным является пример одного из главных героев моей дебютной статьи.
В-третьих, когда дети работают на территории кружка, нередко приходится проверять, не оставили ли они за собой беспорядок. Для тех, кто сейчас подумал, что я не понимаю сути своей работы, поясню. Одно дело когда занятия проходят по расписанию — там да, тотальный контроль, и детвора за собой убирает в любом случае. Но бывает такое, что примчится ученик с круглыми глазами и воплем «Уменязаказ! Можно мне в мастерскую?!». И получив одобрение, он занимается своей работой, а я — своей. И если затем не проверить, всё ли убрано — не редко оказывается, что совсем не всё. Отчасти тут помогают видеоотчёты родителям. Но такой вид контроля всё равно отнимает время, а придумать какое-то более эффективное наказание за оставленный бардак я пока не смог — сказывается мой совсем небольшой опыт работы в других компаниях.
Исходя из этого вырисовывается уже несколько более глубокая проблема: в подобного рода «практическом обучении» как таковое обучение отходит на второй план, при этом на первом плане оказывается воспитание. Пожалуй, приведу показавшуюся мне интересной мысль, за авторством Олега Новосёлова, о различии этих понятий:
Суть процесса обучения — дать знания. Суть воспитания — побороть влияние вредных инстинктов.
Это я к чему. Взявшись за обеспечение способных учеников работой, я едва ли сильно облегчил себе жизнь. Напротив: несмотря на отличные, порой, результаты, тот самый «контроль х10» тянет довольно много энергии. Быть менеджером десятков проектов сразу — весьма проблематично. Держусь, порой, только на мысли о том, что я выполняю свою педагогическую работу максимально эффективно, и это даёт не иллюзорные плоды уже сейчас.
6. Вопросы, которые для меня остались покуда открытыми
1. Самый больной — эффективный менеджмент проектов. Пока обходились с детьми вотсапом, яндекс-диском и гугл-документами. Опять же, исходил из целесообразности показать им эти инструменты. Но для большого количества проектов эти сервисы уже не подходят — глаза у меня разбегаются за всем следить. Битрикс я пробовал год назад внедрить в организацию (чисто для сотрудников), но он не прижился. Может кто-нибудь что-нибудь ещё посоветует?
2. Контроль расхода материалов на складе. Пока что он не большой, несколько сотен позиций, но уже возникали неприятные моменты, когда какие-то запчасти заканчивались внезапно. Была идея повторить органайзер с голосовым управлением, и на его основе складской учёт автоматизировать, но может кто-то что-то более удобное и простое в исполнении подскажет?)
3. Организация хранения долгосрочных разработок. Есть идея, но нет денег купить большой стеллаж с кучей запираемых ячеек («сумочницу»), и всем ученикам, которые работают над проектами, выделять свою персональную ячейку. Так и проекты теряться не будут, и всё всегда будет понятно где лежит. Но пока так и не собрался, да и не нашёл пока, где такое можно по адекватной цене отыскать…
Ну и напоследок, чтоб статья не заканчивалась такими мрачноватыми аккордами неразрешённости проблем, хочу поделиться фоткой талисмана всея кружка,
Плюс в карму со всех, кто узнал персонажа, и прочитал эту фразу полным задорного пафоса голосом Александра Фильченко)
Когда он мне сие вручил, я прям +100 духом был!
На этом вроде всё… Добро пожаловать в комментарии!