Кейс-Позор: как Яндекс учитывает Конверсии от ботов
В этой статье я продемонстрирую ботов, которые совершают конверсии. Покажу как нейронка Яндекса на них обучается, мы увидим как Директ списывает цену за конверсию, совершенную ботом. На кейс я потратил примерно 10000 рублей — все эти 10000 рублей съели боты.
Если вы запускали рекламу, видели пустые клики, а на твои аргументы поддержка утверждала, что все пользователи разом «отвлеклись», то этот кейс для тебя — здесь от них потребуется другое пояснение.
Для реализации кейса нам нужен:
Сайт, желательно на конструкторе, чтобы руками лезть в код и css;
Текстово-графическая кампания со стратегией «Максимум конверсий» или «Максимум кликов»
Как будем ловить ботов?
Идея простая: на сайте создаём блок с скрытыми ссылками и формами. Скрытая ссылка — это ссылка, цвет которой совпадает с цветом фона. По такой ссылке сможет кликнуть только бот. Да, можно допустить, что найдется и настоящий пользователь, который будет нервно кликать по пустоте, но вероятность такого поведения ничтожна.
Готовим сайт
Для кейса я взял свой сайт-лендинг: https://killbot-group.ru/ . Сайт на тильде, под него уже есть созданные рекламные кампании, поэтому подготовка займёт мало времени.
Начнём с создания блока с скрытыми ссылками и скрытой формой. Обязательно создайте много скрытых ссылок — не менее 10-ти, чтобы увеличить вероятность клика бота по ним. Так же можно добавить ссылки на e-mail и телефоны. Этот блок мы поместим на главную страницу сайта:
Блок с скрытыми ссылками и скрытой формой
Далее создадим скрытую страницу. На эту страницу можно будет попасть нажав на скрытую ссылку. Я создал такую скрытую страницу: https://killbot-group.ru/hidden:
Скрытая страница — на неё сможет попасть только бот
Создаём цели в метрике
В метрике нужно создать цель «посещение скрытой страницы» (для моего случая, это если url содержит hidden);
В метрике нужно создать отдельную цель на отправку скрытой формы или использовать «автоцель: отправка формы» и скрыть остальные формы с сайта.
Мои цели в метрике
Выставляем настройки кампании Яндекс Директ
Кампания должна быть РСЯ. В поисковой рекламе не все ниши кишат ботами, чтобы там повторить кейс нужно угадать с нишей — я этим сейчас не занимался. Ранее, по запросу «Продвижение сайтов», нельзя было в поиск зайти — пару дней висишь нормально -, а потом твой сайт опционально добавляли для скликивания .
Отключите корректировки ставок, если они есть, — чтобы охват был больше и результат быстрее.
Можно включить автотаргетинг, так же для увеличения охвата. Но и без него для ключа типа «купить подогрев сидений на ЗАЗ-966» будет много кликов.
Можно создать объявление по типу: «продажа подогрева сидений на ЗАЗ-966», (кто не знает: ЗАЗ-966 — Запорожец).
Настройки стратегии, выставляем «Максимум конверсий». Можно выставить «Оплата за клики» — результат получите быстрее, или «оплата за конверсии» — результат ждать дольше, но деньги за конверсию все равно спишутся. Я использовал обе эти стратегии.
Обязательно для стратегий укажите цели, которые могут совершить только боты.
Скриншоты стратегий, что я использовал в кейсе. Стратегии обучаются на кликах ботов.
Мне возразят:»А что ты ожидаешь? — ты ставишь цели, которые выполнят только боты — вот Директ тебе и пригнал ботов. Супер машина! »
Mой ответ:»Проблема в том, что стратегия обучается на кликах ботов, а это значит, что если клик бота учтён, то стратегия найдет похожего бота для следующего клика. А это уже актуально для любых целей.»
Всё готово! Осталось нажать на ссылку «Запустить»:
Результаты работы кампаний со скрытыми целями
Общий результат по 3-м запущенным кампаниям на скрине ниже:
Прокомментирую по кампании 110945672 — это компания с оплатой за конверсии. Обратите внимание, что её ctr в 3–5 раз выше, чем у других кампаний. Значит Яндекс заранее знает какой бот наиболее вероятно отправит форму (в этой стратегии только одна цель — отправка форм).
Учтенные конверсии других кампаний — это посещение скрытой страницы. Ниже скрин со статистикой одной из кампаний.
Статистика по кампании 110953324. Некоторые клики Яндекс отсеял -, а толку? стратегия обучается на ботах.
Запись конверсионного визита в Яндекс Вебвизоре:
Посмотрите запись одного из визитов в Вебвизоре.
За эту конверсию Яндекс снял 2000р. И, самое интересное, что автоцель Яндекса «Отправка формы» — даже не валидирует форму — фиксируется только факт нажатия кнопки. Ну,… хотя бы факт нажатия клавиш учитывали бы — эта же информация доступна. Или пишите пояснение, что автоцель отправки формы включает и мусор и пустые данные — чтобы пользователи знали.
Общие выводы
Было потрачено 9644 рубля. Было сделано 87874 показа и 605 кликов, из них 28 конверсий — это именно те, кто кликнул по скрытой ссылке.
Из 605 кликов:
не более 255 настоящих — это именно те, кто использует настоящий браузер, а не бот-софт с подменой фингерпринта; По хорошему, в этих кликах нужно глубже покопаться, но не буду тратить время.
168 ботов, которые честно подменяют фингерпринт и честно стараются быть похожими на настоящих пользователей;
135 визитов, с 0-вым временем на сайте — про эти клики нет возможности сказать боты они или нет, так как все скрипты сайта за это время прогрузится не успели;
47 визитов без классификации — это или повторные визиты, или визиты с 0-м временем, или боты, которые вырезают скрипты для ускорения своей работы;
Для не обученной стратегии процент реального трафика не более: 42% = 255/605×100. После обучения процент реального трафика упадёт, так как конверсии ботов притянут ещё ботов.
Конверсионные визиты списком
На скриншоте выше список тех визитов, что совершили конверсию: «Посетил скрытую страницу». Видно, что активность у всех визитов одинаковая — это явный признак ботов.
У этих ботов один и тот же слепок (выделение красным справа) — это значит, что их породила одна и та же программа с схожим поведением в интернете. Это говорит о том, что нейронка Яндекса очень хорошо ищет похожих пользователей… Но есть нюанс…
Конверсии совершали только боты
На скриншоте показаны визиты от ботов. В
В фильтрах выставляем параметр посетителя wl=false — это значит отобразить визиты, чьих браузеров нет в списке настоящих.
Да, настоящих конверсий и не должно быть — это по условию задачи. Но это хорошо, что данные аналитики соответствуют.
Конверсий от настоящих браузеров нет
В фильтрах выставляем параметр посетителя wl=true — это отобразит визиты чьи браузеры есть в списке настоящих.
Как с этим жить, если альтернативы РСЯ нет?
В одной из следующих статей я подробно, по шагам, расскажу как исключить показ объявлений ботам (нет, совсем не блокировкой IP). Но это будет не «волшебная палочка» — нужно работать и понимать что делаешь. Поэтому подписывайтесь на мой телеграмм канал: https://t.me/KillBotRus. В первую очередь результаты я публикую там.
Для писателей ботов я предложу лайвхак — генерируйте отказ, и вообще ничего не делайте на странице (даже не скрольте, а то бот начнёт скролить поверх попапа).
Если писатели ботов будут использовать вышеуказанный лайвхак, то все посещения без действий просто собирайте в отдельный сегмент и минусуйте. Это и за клик заплатят, и директологам в помощь.
Быстрый лайвхак — подключите кампанию Яндекс Директ к сервису KillBot — он автоматически выявляет аудиторию ботов и минусует её.
Кто генерирует ботов и каким софтом, читайте в моей другой статье: https://habr.com/ru/articles/813545/
В следующем посте я расскажу как именно выявить личность того, кто кликает на твою рекламу. Это будет интересный пост, поэтому подписывайся на мой телеграмм канал, чтобы не пропустить его.