Калькулятор для тов. Косыгина
Наверно во все времена люди дарили друг другу подарки. Казалось бы, слово «подарок» одно, но имеет разные смыслы и значения в зависимости от обстоятельств. Сравните, например, подарок от родителей ребенку, подарок от ребенка родителям (особенно когда ребенок копил из своих карманных денег), подарок от руководства подчиненным (типа корпоратива на Новый год), подарок от подчиненных директору и т. д.
Этот калькулятор — предсерийный образец микрокалькулятора «Электроника Б3–18». Он был изготовлен в 1975-м году и презентован лично Алексею Николаевичу Косыгину — Председателю Совета министров СССР. Про Косыгина вы можете прочитать, например, в Википедии.
На коробке вы можете видеть дарственную надпись, выполненную по технологии «металлофото».
Если рассматривать только калькуляторы, то я знаю несколько моделей, которые были подарены делегатам различных съездов партии. Например, первый научный калькулятор производства НПО «Светлана» «Электроника С3–15» был подарен делегатам XXV съезда КПСС в 1976-м году. На моем сайте вы можете даже видеть инструкцию, выполненную на различных языках, как раз по этому поводу. Или известная аналогичная история с микрокалькулятором — записной книжкой «Электроника МК-87» на 16-разрядном микропроцессоре. Их вообще сделали что-то в районе 7000 штук, подарили делегатам, больше не производили и в продажу они не поступали.
Но вернусь в 1975-й год. И перед тем, как рассказать про этот конкретно калькулятор, хотел бы немного пройтись по другим моделям выпускавшихся на тот период счетных машинок. Вообще, карманных калькуляторов в стране в те годы было очень и очень мало. Всего несколько моделей. Я запомнил ажиотаж в магазине-салоне «Электроника» в Ленинграде в 1976-м году, когда стали продавать первые массовые карманные калькуляторы (массовыми я считаю сотни тысяч штук) «Электроника Б3–09М» и «Электроника Б3–14М») с простыми арифметическими действиями, без регистра памяти и с ценой 90 рублей.
Калькуляторы в те годы покупали, в основном, на предприятия. И это были здоровущие махины, выполненные на мелкой логике, в основном, на К172-й серии. Это известная серия «Искра»: бухгалтерские модели «Искра 110» — «Искра 114» и научно-бухгалтерские «Искра 121» — «Искра 123». Последняя модель — программируемая с 70 шагами программы. Это калькуляторы на интегральных микросхемах. А до них производились и модели на транзисторах и потенциальных элементах типа «МИР-10». В 1975-м году уже с год как массово выпускали (примерно с 1973–1974 годов) наши первые модели на четырех БИСах (больших интегральных схемах). Это ленинградская «Электроника 24–71» и киевская «Электроника 4–71Б» (в обеих моделях числа 1971 — год, когда они были разработаны, но прошло еще несколько лет до полноценного серийного производства).
Были и карманные модели — первый наш карманный микрокалькулятор «Электроника Б3–04» со стеклянной платой и несколькими чипами. И даже первый одночиповый калькулятор «Электроника Б3–08» (все равно с шестью микросхемами обвязки по краям). Но эти модели, хотя и выпускались тысячами штук, но по моим сведениям, даже не дотягивали до десятка тысяч, а для нашей страны это было очень и очень мало.
Большими партиями в те годы калькуляторы ввозились из-за рубежа — из ГДР и Болгарии. Если помните фильм «Служебный роман» 1977 года, там очень хорошо показан парк калькуляторов.
На столе у Новосельцева стоит транзисторный «Soemtron 220», а перед ним болгарская «Elka 50», уже на микросхемах.
И тут, в 1975-м году на фоне этих счетных машин появляется уже по-настоящему карманная модель, впоследствии получившая название «Электроника Б3–18». Причем инженерная. Причем действительно на одной микросхеме (в похожей, но более навороченной «Электронике С3–15» их было семь штук). Как такой наворот не представить самому министру!
Это действительно было значительным шагом вперед в технологиях нашей микроэлектроники. Отдельно от калькулятора можно видеть печатную плату, где показана вся калькуляторная электронная начинка, и микросхема отдельно со снятой крышкой и показанным кристаллом.
Есть даже фотография топологии. 16000 транзисторов в одной микросхеме. По сравнению с 6000 транзисторами в «Электронике Б3–04» (там это число »6000 транзисторов» красуется на корпусе как рекламный слоган). Если приглядеться к этой фотографии, то в правом нижнем углу видна надпись «Микро-3». Как бы намекает на то, что это уже третья разработка. Я знаю, что в Б3–08 стоял чип с маркировкой «Микро-2». «Микро-3» потом доработают до «Микро-3М».
Кстати, калькулятор, не смотря на то, что ему больше сорока лет, находится в рабочем состоянии. Интересно заметить, что индикатор стоит с голубым светофильтром. На массовых моделях потом поставят зеленый. Калькулятор имеет восемь разрядов, с одним регистром памяти. Нет плавающей запятой. Но есть весь базовый набор тригонометрических и логарифмических функций.
Интересно также, что знак отрицательного числа «минус» и знак переполнения выведен на отдельно стоящие светодиоды. В серийной «Электронике Б3–18» эти значки привычно вместят в индикатор девятым служебным разрядом.
А еще посмотрите на светодиод, который формирует знак «минуc». Таких светодиодов я не видел ранее.
На задней шильде даже стоит год 1974, видно, год начала разработки. Сами чипы продатированы февралем 1975 года.
Это автономная модель. Может работать как от сети через адаптер/зарядку, так и от аккумуляторов типа Д0.55
А вот настоящая плата, которая стоит в калькуляторе. В отличие от платы, приложенной отдельно, в ней микросхема стоит крышкой книзу. Это очень необычно и непонятно, почему. Еще более интересно стало, когда я посмотрел в микроскоп на кристалл микросхемы с открытой крышкой и сравнил с кристаллом микросхемы, который сняли с серийного чипа К145ИП7 от «Электроники Б3–18» (фото с форума «Портативное ретрорадио»).
Оказалось, что в этом чипе кристалл сделан зеркально! То есть можно взять топологию, отснять зеркально, и это будет работать. Оттого микросхема стоит в калькуляторе крышкой книзу. Потом в серийных микросхемах топология будет «как надо», но зачем они ее отзеркалили, я так и не понял.
Что же получилось в итоге. Эта модель пошла в серию в начале 1976 года под названием «Электроника Б3–18». Микросхема К145ИП7 с незначительными модификациями (КР145ИП7, К145ИП12) выпускалась аж до 1990-х годов и стояла в нескольких моделях калькуляторов: Б3–18, Б3–18А, Б3–18М, МК-18М, Б3–37, МК-37, МК-37А. Калькуляторы выполняли те же функции, но имели разное оформление и типы индикаторов.
Если первая модель «Электроника Б3–18А» стоила 220 рублей (по количеству зарплат среднего инженера можно сравнить примерно с ценой последнего айфона, с примерно одинаковым уровнем крутизны на тот период), то последняя — в районе 43-х рублей. Микросхему и калькуляторы производили несколько заводов и в результате очень помогло насытить рынок электронными помощниками.
Ну, а дальше — пошло, поехало. Как я говорил, в 1976-м году массово пошли простые «Электроника Б3–09М» и «Электроника Б3–14М», в 1977-м появился первый карманный программируемый калькулятор «Электроника Б3–21», потом появились более карманные модели на ЖКИ, и так далее.
Вот такой калькулятор для тов. Косыгина, и такая у него получилась история.