Какую игру ведет Google на рынке интернет-рекламы

Рынок интернет-рекламы растет интенсивными темпами по сравнению с другими сегментами рекламного рынка. Основным драйвером рынка интернет-рекламы во всем мире является рост аудитории сети Интернет.

Контекстная реклама на сегодняшний день является основным драйвером развития интернет-рекламы, в отличие от медийного сегмента, на котором сильно сказалось нестабильное экономическое положение.

По данным специалистов LiveInternet, доля американской компании Google на российском рынке поисковиков составляет около 30%. Сервис Google AdWords — мировой лидер на рынке контекстной рекламы. В России его доля также близка к 30%.

Google не дает «скучать» рекламодателям и своим пользователям, непрестанно совершенствуя (по мнению компании) поисковую систему и рекламные сервисы. Каждое такое нововведение, как минимум, привлекает внимание игроков рынка интернет-рекламы, а возможно, даже определяет развитие этого рынка.

В начале февраля стало известно, что Google начнет предупреждать пользователей о «фейковой» рекламе. Разработчики обновили сервис Safe Browsing.

Safe Browsing — сервис Google для борьбы с атакующими и фишинговыми сайтами. Обновленный Safe Browsing будет предупреждать не только о вредоносных файлах, но и о наличии фейковой рекламы и кнопок скачивания.

Если на сайте есть поддельная реклама, копирующая оригинал и предлагающая скачать вредоносный файл или перейти по нежелательной ссылке, то Safe Browsing (используется браузерами Chrome, Firefox и Safari) предупредит пользователя стандартным текстом на красном фоне. Как и раньше, предупреждение можно пропустить и перейти по подозрительной ссылке на свой страх и риск.

Однако в тех случаях, когда реклама не является фейковой, а вызывает подозрения юридического характера, нужна модерация другого плана.

19 февраля Московское управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Москве признало Google и Mail.ru виновными в нарушении закона «О рекламе». Теперь компании должны выплатить штраф: ООО «Мэйл.ру» — 100 тысяч рублей, ООО «Гугл» — 150 тысяч.

Дело в том, что через рекламные сети Google AdWords и myTarget, за которые отвечают представители Google и Mail.ru, распространялась реклама ООО «Рускредит». Но данная компания не обладает лицензией на осуществление банковских операций.

По мнению представителей антимонопольной службы, именно ИТ-компании должны нести ответственность за модерацию рекламируемых объявлений.

«ООО «Гугл» и ООО «Мэйл.ру», имея реальную возможность контролировать содержание распространяемых объявлений, не предприняли достаточных мер для недопущения нарушения рекламного законодательства», пояснила решение заместитель руководителя московского УФАС Ирина Гудкова.

Конечно, закрыть глаза на нарушения легче всего. А когда это еще и коммерчески выгодно, глаза видят только финансовые показатели.

Но американского интернет-гиганта практически никто не может подтолкнуть к каким-либо изменениям — решения Google принимает самостоятельно, находясь «на своей волне». Так, совсем недавно компания решила порадовать рекламодателей и пользователей (по крайней мере, в Google считают, что им будет приятно) и огорчить SEO-специалистов.

20 февраля издание The Verge сообщило, что Google сократит число рекламных блоков, которые показываются в поисковой выдаче на десктопных платформах. Изменения в AdWords будут запущены по всему миру.

Контекстная реклама останется сверху и снизу от результатов выдачи, при этом количество объявлений в верхней части может быть увеличено с трех до четырех. Расширенный блок будет показываться при высококонкурентном запросе. В правой части останутся только товарные объявления (Product Listing Ad) и панель знаний.

Сокращение рекламных блоков сделает поисковую выдачу на десктопах похожей на мобильную версию. Обычно пользователи гаджетов видят два или три объявления в верхней части страницы.

При этом четыре объявления будут видны не при каждом запросе, а только в случае его высокой популярности. Это позволит предоставить пользователю максимально релевантные результаты и повысить эффективность рекламы.

К сожалению, SEO-специалисты при таком раскладе вновь почувствуют себя «чужими на этом празднике жизни». Их значимость и степень комфорта в очередной раз снизятся.

На заре своего существования (1997–1999 годы) SEO сводилось к умелому спаму в тексте. ТОП легко достигался путем несложного манипулирования простейшими алгоритмами текстового анализа, учитывающими количественные метрики в качестве основных. Проще говоря, чем больше слов из запроса встречалось на странице, тем релевантнее становился документ.

С момента создания Сергеем Брином и Ларри Пейджем алгоритма PageRank помимо релевантности стал учитываться авторитет ресурса и отдельной страницы.

Создатели и подумать не могли, до каких размеров вырастет индустрия торговли ссылками.

Но в последние пять лет все большее значение при ранжировании приобретают поведенческие метрики пользователей. В качестве основного алгоритма ранжирования (а PageRank долгое время был именно таковым) ссылки больше не выступают. Они, безусловно, учитываются в качестве сигнала к ранжированию, но не в такой степени, как раньше.


Однако вновь обратим свой взор в будущее, где рекламный рынок ждут новые перипетии.

Компания Google официально объявила дату полного отказа от Flash-рекламы в Google Display Network.

С 30 июня 2016 года рекламодатели не смогут загружать новую рекламу в формате Flash, однако старая все еще будет отображаться.

2 января 2017 года даже старая Flash-реклама будет полностью отключена и рекламодателям необходимо к тому моменту перевести все свои баннеры на HTML5.

Посмотрим, чем еще порадует пользователей или рекламодателей Google, и как это отразится на рекламном рынке.

© Megamozg