Какое отношение научные центры Глазго и Кейптауна имеют к игре по «Фиксикам»
Вот так выглядит здание научного центра Глазго: даже фонари рядом на солнечных элементах
Мы пошли к авторам «Фиксиков» и сказали — давайте лицензию. Дальше — стандартный путь продукта.
Главный вопрос был в том, какие опыты брать для шестилеток. И вот здесь нам пригодился опыт детских секций в научных центрах в разных городах. Про Кейптаун я уже рассказывал, поэтому сейчас хотел бы показать отличный научный центр Глазго и рассказать, что и как отразилось на будущей игре.
В общем, давайте начнём экскурсию. Добро пожаловать в Глазго.
Внимание, трафик. Под катом много картинок.
Традиционное начало — сделать так, чтобы человек запутался в хлам и обрадовался:
Есть даже такая игра, там надо делать действия на определённые цвета, называется «Кавардак» или «Перепутаница». Но на самом деле применение карточек с такими надписями было разработано для поиска шпионов. Например, если вы будете перебирать их на китайском, то надписи на вас влиять не будут никак. А если на русском — то скорость перебора замедлится, и тот факт, что вы знаете русский язык, скрыть будет сложно. Так что настольная игра была вполне жёсткая в середине прошлого века. Держалась в секрете — потому что после 3–4 часов тренировок можно научиться абстрагироваться от языка.
Дальше — игра с вибрацией:
Здесь красный диск вибрирует (снизу радиоприёмник, а на диск выводится звук). Его едва слышно. Если накрывать его разной посудой, то посуда начинает разговаривать голосом диктора. Отличный опыт на изучение звука, повторяем дома вот в таком виде:
На всякий случай: здесь и дальше на фото я использую прототип игры, а не боевой тираж — разница в том, что корректор и ещё пара мелких изменений были после этой итерации.
Рядом традиционное развлечение каждого научного центра — параболические тарелки для передачи шёпота:
Традиционные оптические иллюзии, построенные на способностях мозга использовать стандартные шаблоны:
Похожий принцип не даёт нам распознавать красные пики в «обычной» колоде, кстати.
Опять же привычный огромный водоворот в разрезе, который можно организовать самостоятельно. Учитывая, что проход под парусом по их же шотландскому проливу Джура позволил увидеть десятки таких довольно крупных водоворотов, гидродинамика — вещь прямо связанная с жизнью на островах.
У нас в «Фиксиков» это вошло в виде простого опыта с бутылками:
Там же — опыты с жидкостями, например, «кривая вода», она же — параболоид в крутящейся канистре:
Мы в набор включили немного другую штуку, которая встретилась в ЮАР:
Ну и традиционный советский опыт, который встречается почти в каждом учебнике:
Идём дальше по научному центру. Вот это инструкция, как зарядить телефон от человека:
В нашем случае электричество — это всё-таки для детей постарше, в 6–8 лет рано, поэтому в наборы не включаем.
Треугольник, который падает в любой из пазов, если крутить круг.
Хорошая игрушка, но настолки вроде «IQ-Твист» учат таким вещам куда лучше, да и Танграм или Убонго для детей постарше отлично работает. А вот издевательство над детьми получше. Задача — поставить шарики на боковые позиции:
Когда я отходил, дедушка (судя по отсутствию килта — ирландец), начал играть. В этом зале я был ещё минут 35, и всё это время он ковырял и тряс эти шарики. Ирландские дедушки — очень упорный народ.
Дальше — традиционные геометрические игры для очень умных или очень сильных:
Этот тетрис придумали ещё в Африке — механика проверки вождя племени на интеллект, перерождённая в игре «Убонго». А вот шотландцев готовят к суровой логистике, учат паковать шары плотнее:
И старая добрая игра «Вира»:
Геометрический зал выглядит вот так: сложные головоломки чередуются со стендами, где можно наглядно что-то увидеть:
Теперь пойдёмте во второй зал, он уже посвящён достижениям науки. По дороге в лифте нас ждёт очень крутая реклама местного кафе:
И отличный слоган «Поиграл день — выучил на всю жизнь»:
Прямо хочется его занести на половину наших детских настолок.
Но давайте посмотрим ещё на этаж. Он начинается с выставки достижений медицины Deus Ex:
В Содружестве, кстати, в отличие от нас, понимают, что протезы не обязательно должны выглядеть так, как наши исходные конечности по умолчанию. Вот, например, улучшенная ступня:
Традиционная детская игра «Достань печень»:
Аналог — настольная игра «Операция»
Двери украшены разными информационными плакатами. Даже в туалете есть специальный (что радует — крайне адекватно и без стеснения):
Дальше — зал для практикумов. Когда тут нет мастер-классов, на стендах запускаются разные игры, начиная от «собери ДНК помидора из камбалы» и заканчивая всякими операциями:
Вот симулятор хирурга:
Можно поиграть в микробиолога:
Рядом — посмотреть на аугментированную кровеносную систему:
Хм…
Поиграть в статистику (эти штуки вообще очень любят в стране — подобные есть даже на вискокурнях, только надо втыкать не иголку, а флажок своей страны) — отличное доказательство, что наукой интересуется огромная куча людей:
Оставить пиксельный отпечаток своего тела в двигающихся трубках:
Идём дальше, следующий зал — механика:
Вскрывать предметы с фиксиками должно быть интересно, поэтому вот такие идеи:
Вот тут можно запускать генерацию электричества ручной тягой:
Рядом — играть в гонки на такой же штуке, чем быстрее крутишь — тем быстрее едет твоя машинка (взрослые дико тащятся):
Для потерявшихся пап — игра «Один день министра энергетики» про маневрирование мощностями. В Шотландии это важно, они стараются максимально перейти на возобновляемые источники:
Водяное колесо:
Ну да, у нас такое дома, только не для генерации:
Очень интересный генератор, который использует энергию волн:
Где-то я видел похожую штуку дома. А, точно:
Игра в передачу электричества:
Геотермалка:
Фонтан, который показывает текущий уровень солнечной радиации (он запитан от батареи на внешней стене здания):
Вот тут можно играть уровнем наклона солнечных батарей, чтобы определить максимум энергии. Очень полезная работа для будущих исследователей Марса — в Москве в «Марс-ТЭФО» есть более сложная игрушка такого же плана:
Следующий зал — всё подряд для детей поменьше. Для самых маленьких — техносказки:
Лаборатория гика для фотографирования в ней:
Лазерный стенд — нагоняете водяного пара, и лучи лазеров становится видно, надо привести их к нужной точке:
В игре со светом не получилось снять радугу, но повторить её дома очень и очень просто. Даже не нужна стеклянная призма, всё куда проще:
Вот, собственно, сам IQ-Твист один-в-один:
Тут можно полазить по мостику рыболовного судна:
Поучиться вязать настоящие морские узлы:
Посмотреть, что попадается в улове (это ещё и рассказ про разложение разных типов отходов для взрослых):
И, наконец, можно спуститься в кафе с офигенно сложенными столами:
Из других научных центров ещё пара опытов:
Вот это с нашей выставки «Инновационная Россия»:
Ну и дальше в том же духе, плюс «обычные» опыты, которые рекомендуются старыми советскими учебниками дома. В общем — полный набор всяких интересных штук.
Всё. Ходить по научным центрам офигенно интересно, вот. А те, у кого есть дети подходящего возраста, могут попробовать опыты сверху с карточек прямо сейчас — каждый займёт 15–25 минут вместе с подготовкой. Поиграл один раз –> запомнил на всю жизнь.