Какие необычные музыкальные инструменты используют в озвучке фильмов ужасов
Ранее мы уже писали о музыкальных инструментах, которые необычно звучат и интересно выглядят, но не становятся популярными. Они, что называется, «известны в определенных кругах» — например, среди поклонников этнической музыки или в субкультуре.
Ещё с помощью инструментов с нестандартным звучанием решают необычные творческие задачи, экспериментируют и создают новое прочтение традиционных мелодий.
Одна из таких сфер, где необычные музыкальные инструменты используются довольно часто — озвучка фильмов ужасов. Разбираемся в особенностях этого жанра и инструментах, которые в нём используются (или могли бы использоваться).
Фото Slippy Rande Archer / CC BY-ND
О важности звука и разнице подходов
Звук важен для нагнетания саспенса и создания атмосферы. Даже самые чудовищные монстры не внушают должного уровня страха и ужаса, если они остаются тихими болванчиками — особенно в нашей культуре, где немое кино способно увлечь лишь как предмет ностальгии.
Более того, верно и обратное — звук способен превратить самые обыденные сцены в страшные, а реалистичных персонажей без отвратительного грима — в монстров.
Цель традиционных музыкальных инструментов — создать гармоничное звучание, приятное для человеческого слуха. Но в фильмах ужасов (и, кстати, играх-ужастиках) звуковое и музыкальное сопровождение выполняет прямо противоположную функцию — оно должно пугать, вызывать ужас, дискомфорт и неприятные ощущения.
Поэтому инструменты, издающие непривычные звуки, оказываются в чести у звукорежиссеров и композиторов фильмов ужасов — они позволяют выйти за пределы комфортной для уха тональности и создать необычные и пугающие звуки.
В цифровых библиотеках звуковых спецэффектов можно найти множество соответствующих сэмплов, но они недостаточно разнообразны, часто повторяются и теряют эффективность. Чтобы создать по-настоящему дискомфортную атмосферу, композиторам нужно искать новые и неожиданные комбинации звуков. Мы уже писали о терменвоксе — регулярном «госте» пугающих и напрягающих саундтреков. Но есть и другие инструменты, которые как будто бы специально создавались для записи музыки к фильмам ужасов.
Вотерфон
Инструмент, который используется преимущественно для записи саундтреков к фильмам, где создает необычное, неземное или пронзительно резкое звучание. Был изобретен в 1968 году Ричардом Уотерсом (Richard A. Waters). Его можно услышать в саундтреках к фильмам «Матрица» и «Полтергейст».
Вотерфон представляет собой круглую чашу с монолитными стержнями из бронзы разной длины по краям. Чаша наполняется водой и служит резонатором. Из-за воды звук получается как бы вибрирующим. Обычно на вотерфоне играют смычком, но иногда необычные звуки извлекают с помощью ударов прутом или резиновым молотком. Звучание зависит от длины стержней или положения воды в чаше.
Вотерфон позволяет извлекать микротоны (музыкальные интервалы меньше полутона), поэтому звучание вотерфона настолько непохоже на обычные музыкальные инструменты в стандартном 12-тоновом темперированном строе.
Сам Ричард Уотерс объяснял, что популярность вотерфона у саунд-дизайнеров и звукорежиссеров обусловлена тем, что «его звучание служит отражением Странного и Непознанного: пришельцы, привидения, необычные состояния сознания и наркотическое воздействие, смерть — звуки вотерфона часто используются для того, чтобы проиллюстрировать все это».
Право на производство настоящих вотерфонов есть только у одной компании в Америке — один инструмент стоит от 1100 долларов. Интересно, что вотерфон иногда напоминает песнь китов — были случаи, когда с помощью этого инструмента исследователям удавалось привлечь касаток.
Вот пример того, как вотерфон звучит в одной из песен мюзикла Dreaming Ховарда Гудолла.
Яйбахар
Этот музыкальный инструмент — недавнее изобретение турецкого музыканта по имени Гёркем Шен (Görkem Şen). Звучанием он напоминает электронную музыку из старых фильмов ужасов, хотя яйбахар — акустический инструмент, который ничего электронного не содержит.
Основные составляющие яйбахара — длинный гриф (наподобие гитарного) с двумя струнами и мембраны (большая и малая). Мембраны соединяются с грифом двумя длинными пружинами, которые начинают вибрировать при каждом прикосновении. Музыкант извлекает звук смычком, а вибрация струн, отражаясь от мембран, причудливо преломляется, создавая эффект эха. Ещё по мембранам можно бить, как по элементам ударной установки.
Шен играет на яйбахаре
Кстати, яйбахар довольно быстро нашел поклонников — некоторые из них создают собственные инструменты подобного рода. Например, в этом блоге один из энтузиастов подробно рассказывает о том, как и из чего сделал свой собственный яйбахар.
Шен играет на яйбахаре и собственные импровизации, и музыку, написанную для других инструментов — например фортепианные произведения французского композитора Эрика Сати. Но, вероятнее всего, совсем скоро этот инструмент с его инопланетным звучанием откроют для себя и композиторы фильмов ужасов.
The Apprehension Engine
Настоящий «заводик» по производству звуковых эффектов для фильмов ужасов.
Этот инструмент (или точнее — целую систему инструментов) создал гитарный мастер Тони Дугган-Смит (Tony Duggan-Smith) по заказу композитора Марка Корвена (Mark Korven). Сама суть этого инструмента — издавать звуки, которые пугают и вызывают ужас.
Инструмент состоит из нескольких железных линеек, пружинных ревербераторов, металлических прутов и струн. Играть можно как смычком (например, извлекая чудовищные звуки из металлических спиралей), так и руками.
Марк Корвен «играет» на инструменте
«Двигатель восприятия» создает причудливое и совершенно немелодичное, тревожное звучание, причем всегда разное — извлечь из него два абсолютно идентичных звука довольно сложно. Возможно, скоро The Apprehension Engine Марка Корвена не будет единственным — судя по всему, создатели планируют в какой-то момент выпустить инструмент в массовую продажу.
Интересное о звуке — что еще мы предлагаем почитать по теме в эти выходные: