Какие 5 особенностей мышления помешают вам перейти из найма в бизнес
Сейчас очень популярно тащить людей в собственный бизнес и убеждать их, что только там они обретут счастье. Но мышление среднестатистического сотрудника и предпринимателя отличаются настолько сильно, что тех, кто соблазнился бизнесом, чаще всего ждет провал. И вот почему.
Когда из найма уже вышел, а в бизнес еще не вошел
Я выбрал те особенности мышления, которые мешали мне (а некоторые мешают до сих пор) при переходе из найма в бизнес. То есть если в найме подобные установки помогали или, как минимум, не мешали, то в бизнесе следование им приводило к печальным результатам. И хотя эти установки присущи не всем людям в найме, равно как не все предприниматели их лишены, они встречаются очень часто, и о них полезно знать.
Не начинать, если нет ресурсов
Представьте ситуацию. Прибегает руководитель и говорит:
— Все наши конкуренты ведут блог! Все наши клиенты ведут блог! Одни мы не ведем блог! Это надо срочно исправить!
— Конечно, ВасильВасилич, — отвечаете вы. — Фигня вопрос. Нам потребуются: один опытный редактор, 5 копирайтеров, seo-специалист, иллюстратор и бюджет на продвижение.
И озвучиваете сумму. После чего руководитель чешет голову и убегает обратно, а вы возвращаетесь к просмотру сторис.
Корпоративный мир такой корпоративный
Практически все новые корпоративные проекты начинаются с того, что под них выбиваются деньги и ресурсы, и только тогда что-то начинает двигаться. Маленькие и бедные компании, правда, пытаются исповедовать принцип «денег нет, но вы держитесь» и наваливать новые проекты в качестве полезной нагрузки, но чудес не бывает, и сотрудник просто меньше уделяет внимания старым проектам или симулирует активность.
Особенность мышления наемного сотрудника — нельзя создать что-то новое, не имея нужных ресурсов в своем распоряжении
Предприниматель же все время вынужден нарушать этот «закон наемного мышления». Оскар Хартманн, основатель более 10 компаний, приводил такое определение предпринимательства.
Предпринимательство — это преследование возможностей без учета ресурсов, которые в настоящее время контролируются
И действительно, предпринимателям все время приходится придумывать, как получить то, чего у них нет (а всегда чего-то нет). Нет денег? Значит, надо или найти инвесторов или убедить клиента внести предоплату. Нет нужных знаний? Консультируемся с тем, у кого есть или нанимаем того, у кого есть. Нет денег на рекламу? Ок, находим блогеров, которые готовы работать за еду (продукцию, услугу), и запускаемся с ними. Нет времени? Перестаем делать хрень, которая не влияет на финансовые результаты, или нанимаем личного помощника, уборщицу, няню и освобождаем время.
Словом, в отличие от наемных сотрудников, предприниматели не видят большой проблемы в том, что у них нет нужных ресурсов и просто фокусируются на том, чтобы их найти.
Жить внутри инструкций
Мне нравится эксперимент, который в разных вариациях проводили несколько раз. Суть его в том, что просили откликнуться людей, которые считают себя удачливыми и тех, кто считает себя лузерами. Затем им, к примеру, давали задание — пройти по коридору, зайти в комнату и налить себе кофе. Справлялись все, но удачливые чаще замечали на полу купюру и вступали в разговор с человеком в комнате, который оказывался бизнесменом и предлагал им выгодную работу.
В другом эксперименте людей просили сосчитать в газете картинки. Удачливые справлялись быстрее, поскольку на второй странице видели объявление в духе: «Не считай, тут 43 картинки» и еще одно с обещанием награды. Неудачливые люди пропускали оба послания.
Когда узнал, что задания в эксперименте — не главное
Как это относится к бизнесу и найму? Напрямую. Мышление людей в найме напоминает поезд, который катится по рельсам, которые кто-то уже проложил. Есть инструкции, есть указания, есть наработанный опыт, которые заставляют фокусироваться на одной цели. А смотреть по сторонам, отклоняться от проложенного маршрута — вредно.
Наемный сотрудник руководствуется инструкциями и привычной рутиной
Когда я работал главбухом мои сотрудницы, очень дотошные девушки, время от времени откапывали инструкции полувековой давности и гордо приносили мне:
— Вот! А мы неправильно делаем! Давай переделаем кучу документов за 5 лет. Это займет всего-то 3 месяца.
— Хорошо, — спрашивал я, —, а если мы продолжим делать по-старому и, допустим, выездная проверка это обнаружит, что нам грозит?
Оказывалось, что крохотный штраф за некорректное ведение бухучета, поскольку исчисление налогов это никак не затрагивало. Однако сотрудницам не приходило в голову посмотреть на ситуацию под этим углом и спросить себя: «А надо ли нам выполнять эту инструкцию? Не потеряем ли мы больше денег, чем приобретем, страхуя себя от гипотетических рисков?»
Предприниматель видит возможности, которых не замечают другие
Предприниматель же постоянно ставит под сомнение привычные способы достижения целей и чаще видит разбросанные купюры, которые остальные не замечают.
Например, Кирилл Кулаков, основатель и CEO «Бери Заряд!» — компании, которая сдает в аренду пауэрбанки, стал использовать необычный способ привлечения инвестиций. Обычно стартапы привлекают деньги инвесторов в обмен на долю, но проблема в том, что инвесторы могут в последний момент отказаться или внести деньги позже, что мешает бизнесу планомерно расти. Поэтому Кирилл предложил инвесторам вкладываться в конкретную зарядную станцию и делить прибыль от нее пополам. Вариант очень понравился инвесторам, и помог компании расти.
Верить, что вам платят за вашу работу
Люди в найме часто ценят себя за способность делать определенную работу — писать код, управлять погрузчиком, вести бухучет. Более того, они верят, что им платят именно за эту деятельность. И если вкладываются в саморазвитие, то идут на курсы, где их учат еще лучше писать код, управлять погрузчиком и вести бухучет.
Наемный сотрудник считает, что важны его профессиональные умения
По этой причине в корпоративном мире процессы часто становятся самодостаточными и немного безумными. Например, помню кейс, когда сломался служебный автобус, и его не могли отремонтировать несколько месяцев, поскольку юристы не пропускали договор на покупку запчастей у ипэшника. В результате руководитель психанул, и запретил юристам лезть в договоры стоимостью меньше 60 000 рублей. Юристы же были уверены, что все делают правильно, страхуют компанию от рисков и не зря едят свой хлеб. А то, что результаты их работы парализуют бизнес — не их проблема.
Бизнес достаточно быстро освобождает от иллюзии, что то, что ты делаешь, само по себе имеет значение. Имеет значение лишь то, какой результат получает покупатель — оправдываются его ожидания или нет. Именно за это он готов платить. А будешь ли ты обеспечивать этот результат сам, твоя команда или бездушные алгоритмы — клиенту пофиг.
Предприниматель считает, что важно дать нужный клиенту результат
Несколько раз мне довелось наблюдать, как люди, которые ценили себя как раз за то, что хорошо умели делать в найме, пытались создавать стартапы. Каждый раз это выглядело так — ребята упоенно делали то, что умели, а потом результат их работы оказывался никому не нужен. Ребята же искренне не понимали, почему так происходит, ведь у них «классная команда разработчиков и фичи огонь!»
Найм прекрасен тем, что в нем есть довольно внятные зоны ответственности. Бухгалтеру не нужно думать о привлечении клиентов, а уборщице о том, как разнести накладные в 1с. Даже должности семируких-восьмихвостов, где, кажется, надо заниматься всем и сразу, оказываются полной ерундой в сравнении с предпринимательством, где проблемой может стать вообще все, что происходит с бизнесом.
Сотрудник — занимается только своим кругом задач
Привычка отвечать только за определенный круг задач в свое время сыграла со мной злую шутку. Когда я ушел из бухучета и открыл кафе, то вместо того, чтобы потратить время на разработку концепции заведения, маркетинг и адекватное меню, сосредоточился на том, чтобы выстроить по уму бухгалтерский учет (гениально, да?). Не то, чтобы это была ключевая причина, по которой кафе прогорело — я сделал кучу других ошибок, просто «наемное мышление» тут проявилось очень отчетливо.
Предпринимателю, на первых порах, приходится заниматься и продажами, и маркетингом, и продуктом, а также решать любые значимые для бизнеса вопросы вроде блокировки счета и найма сотрудников. Поскольку ресурс любого человека ограничен, выживают те предприниматели, которые способны построить работающую систему, в которой надо контролировать ключевые точки, а не заниматься всем подряд.
Предприниматель — строит целостную систему
Не подставляться
Мало кто из наемных сотрудников любит выходить под свет софитов и брать на себя ответственность. Вернее, за результаты своей работы многие еще готовы брать ответственность, за результаты работы других людей брать ответственность уже гораздо меньше желающих, а о том, чтобы быть лицом компании и принимать на себя репутационные удары желающих очень мало.
Почему люди на картинке смеются? Потому что шутка действительно получилась смешная
В найме не принято подставляться и брать на себя ответственность
Я не говорю, что это плохо. Это абсолютно естественно, ведь было бы странно, если бы программист отвечал за результаты работы всего бизнеса. Просто когда человек создает свой бизнес, ему внезапно приходится отвечать за всё, а он к этому чаще всего не готов.
Предприниматель — это человек, на которого ложится вся ответственность за весь бизнес
Ему приходится отвечать и за то, как справляется его команда, и как бизнес выглядит в глазах клиентов, и за то, чтобы люди вовремя получали зарплату и многое другое.
Когда я брал интервью у людей, которые хотели начать свой бизнес, то практически у всех звучал страх — заявить о себе миру. Вести соцсети и рассказывать о своей компании, рекламироваться, предлагать свой продукт — всё это казалось им очень страшным и постыдным: «Боже, что обо мне подумают!» Не менее страшным им казалось взвалить на себя ответственность за сотрудников: «Вдруг дела не пойдут, и не будет денег на зарплату? Как я буду смотреть людям в глаза?»
Означает ли это, что не стоит открывать свой бизнес, если хочется попробовать? Нет, это лишь означает, что не стоит пускаться во все тяжкие, и лучше попытаться совмещать бизнес и найм, пока не начнет получатся. Как минимум, надо быть готовым к тому, что первый блин выйдет комом, и вы прогорите. Абсолютно нормально, когда первые попытки дают печальный результат — бизнес ровно такое же дело, как и все остальное, и нужно время, чтобы ему научиться. Если статья показалась интересной, подписывайтесь на мой телеграм-канал, где пишу про разные ментальные ловушки и лайфхаки, которые помогают с ними справиться.