Как получить 30 удаленных работ? Опыт 300 собеседований. 9 неочевидных советов для соискателя
Этот метод дал мне конверсию 50% из собеседования в оффер на вакансию «маркетолог» с доходом от 70к.
Меня зовут Слава, 4 года назад я работал маркетологом в агентстве. И решил поискать работу мечты на hh.ru. Я знал, что даже есть агентства, которые закрывают себе клиентов на hh.ru.
Эта уверенность помогла мне выжить 3 первых месяца безуспешных попыток: ходил на собесы, делал изнуряющие тестовые и даже получил работу, с которой сбежал через 2 недели.
Я искал удаленную занятость, брался за все — благо агентский опыт позволял вспомнить примеры из разных ниш.
Отбор вакансий
Меня интересовала только удаленка и сначала я поставил галку в hh.ru «удаленная работа». Получил список вакансий, который быстро прочесал, начал искать, как расширить выборку. Я попробовал забивать в поиске «маркетолог удаленно» — хх автоматически выставляет такую же галку. Количество вакансий не увеличилось.
Часто эйчары и работодатели не замечают галку «удаленная работа» в интерфейсе хх, когда пишут вакансию. Поэтому, они пишут слова «удаленная работа» прямо внутри текста. Чтобы найти такие вакансии, нужен расширенный поиск. Если в нем вбить «маркетолог удаленно», хх не ставит галку поиска по «удаленной работе», а ищет именно то, что вбил в поиске. Вакансий становится в разы больше.
Отчасти, конечно, это те работодатели, которые написали:
Строго В ОФИС, удаленных сотрудников, фрилансеров, агенства НЕ рассматриваем!
Можно было б и не ОРАТЬ.
Но часть хороших удаленных вакансий я нашел именно через такой расширенный поиск.
Отбор вакансий — самый трудоемкий этап. Я шерстил Хэдхантер ежедневно. У меня точно были проблемы на этом этапе, потому что отказов было больше ⅔. Попадались ниши, на которые я откликался на шару: инфобиз, недвижка, ремонт. Чаще всего приходил автоотказ.
Здравствуйте, Вячеслав Владимирович!
Большое спасибо за интерес, проявленный к вакансии «Старший перформанс маркетолог». К сожалению, в настоящий момент мы не готовы пригласить Вас на дальнейшее интервью по этой вакансии. Мы внимательно ознакомились с Вашим резюме и, возможно, вернемся к Вашей кандидатуре, когда у нас возникнет такая потребность.
С уважением,
Любой незаинтересованный работодатель, который к вам не вернется
Если дело доходило до созвона с эйчаром, меня спрашивали, есть ли опыт в этой сфере. Я плавал, поэтому дальше разговор не шел. Первым шагом я отказался от этих ниш.
Сейчас на хх для этого в расширенном поиске можно использовать минус-слова. Вот мои:
Конечно, тут можно было бы просто искать по нужным мне ключам и деятельности компании. Но такой поиск слишком сужает количество вакансий. Сфера деятельности компании может быть указана неправильно — часто владелец бизнеса имеет несколько разных бизнесов. А иногда вообще нанимает hr-агентство, тогда в профиле компании будет написано, что это агентство.
Вакансия маркетолога может называться по-разному. Я даже знаю анекдотичный кейс, как компания не могла 3 месяца найти маркетолога, потому что назвала вакансию «менеджер по маркетингу» и не получала просмотров. Обычно для поиска себе вакансий я использую ключи:
Теперь оставалось поправить резюме, так чтобы »мои» ниши присылали меньше отказов.
Как я поправил резюме?
Когда я мониторил ХХ, я понял, что ниш в целом не так чтоб много. Вот что в основном есть:
В некоторых у меня был твердый опыт. Поэтому я создал копии резюме с заголовками «маркетолог в <ниша>». Таким образом я добился соответствия между запросом работодателя и тем, что хочу предложить.
Я сразу понимал, что одним заголовком не отделаюсь, поэтому в каждом резюме расписал в цифрах опыт с нишей из заголовка. Все остальное оставил кратким.
Сопроводительные письма
Я всегда писал сопроводительные. Часто эйчар дает в тексте вакансии «вопрос на внимательность», так что там может быть односложный ответ.
Начните свое резюме с: «я 100% готов работать в компании Рога и Копыта» так мы поймем что вы внимательный человек
И лишний раз убедимся, что компания «Рога и Копыта» лидер рынка
Если такого теста в вакансии нет, вставляю в отклик краткую заготовку об опыте с данной нишей.
Есть опыт с дорогим оборудованием для бизнеса. Умею эффективно распределять и 100к бюджета и 700. Использую Яндекс.Директ, Авито, Звонобот.
Для каждой ниши свой специфичный пример
Я продолжал чесать Хэдхантер. Конечно, все равно получал какое-то количество отказов. Но теперь статистика приглашений была в мою пользу.
Работа с откликами
Приглашение на хх.ру — это все еще даже не приглашение к беседе. Часто это милостливое
Позвоните по номеру +7 *** *** **** в рабочее время
В таком приглашении от эйчара нет заинтересованности
Когда будете звонить, придется объяснять кто вы и зачем звоните. Конечно, сначала я так делал, но давно уже от этого отошел. Если выждать пару дней, часто эйчар сам перезванивает. В этом случае диалог сложится теплее, ведь ему больше надо.Если у вас есть опыт — вы можете себе позволить ценить его и себя заодно.
Для кандидата на маркетолога классно, когда на связь выходит не эйчар, а сразу владелец или РОП. Это сокращает собес, вы сразу переходите к насущным вопросам. А еще это значит, что начальника-маркетолога в этой компании нет.
Много приглашений содержат анкету:
Вячеслав, здравствуйте.
Меня зовут Татьяна, я HR компании .
Я получила ваш отклик на вакансию Руководителя отдела маркетинга. Пройдите пожалуйста опрос, он не займёт много времени, по итогам опроса я с вами свяжусь завтра)
Дедлайн: вторник (09.02.21) 18:00 по Мск
https://docs.google.com/forms/****
Первые месяцы я заполнял такое, потом бросил. От заполненных форм я не получил ни одного приглашения. Я сделал выводы, что это трата времени в черный ящик — ты не знаешь, что они ищут, поэтому не можешь подстроиться с ответами. Более того, тут есть имитация заинтересованности со стороны работодателя: тебя как будто отобрали и похвалили, а на самом деле не затратили на это времени и рассылают эту гугл-форму по всем автоматически. При этом от тебя требуют затрат времени — обдумать вопросы и вписать ответы займет минимум 15 минут.
Разговор с эйчаром
Я отношусь к эйчарам, как к необходимому злу: на самом деле мне нужно поговорить с кем-то дальше, но чтобы меня допустили к тому разговору, нужно пройти этап эйчара. Моя задача на этом этапе просто пройти. Если я отклонюсь от цели — завалю собеседование и не узнаю, что же там дальше.
Я заваливал собесы с эйчаром на вопросе «готовы ли вы работать по времени Владивостока, так как работодатель во Владивостоке?». Понятно, что не готов, но обсуждать это нужно не с эйчаром. А для эйчара я становлюсь просто неудобным кандидатом. Меня отсеивают, и я не получаю возможности договориться с ЛПРом. А тот все еще может оказаться договороспособным.
Иногда эйчар может давать тестовое.
Оно бывает трех видов:
психологическое,
маркетинговое от именитого маркетолога,
маркетинговое про проект
Если и делать из этих трех, то только третье.
Я периодически делал психологические и маркетинговые под проект. Меня пропускали на этап дальше. Но на следующем этапе я ни разу не получил оффер. Я сделал вывод, что тут опять черный ящик и люди выбирают по непонятным критериям.
Поэтому сам сейчас говорю, что не делаю тестовых на этом этапе.
Самопрезентация на собесе
Перелом в конверсии собесов в оффер случился, когда я начал предвосхищать ожидания. Нормальный работодатель хочет, чтобы уделили внимание его бизнесу и предложили план.
Поэтому я поменял ход собеседования: вместо того, чтобы отвечать на вопросы, я сделал презентацию. В ней кратко была инфа обо мне, слайды с похожими проектами, майнд-карта каналов трафика для бизнеса, с которым собеседуюсь. Еще был анализ сайта, рекламы в директе и гугле, вк и инсте.
На анализ по готовому шаблону уходило около часа:
20 минут просмотреть сайт и написать 5–7 косяков
10 минут подобрать кейсы из готовых слайдов, хоть как-то похожие на проект
20 минут собрать на click.ru анализ Яндекс.Директ по конкурентам и по самому клиенту
10 минут на соц. сети: в таргетхантере найти рекламу, если была, в запрещенной соц. сети посмотреть библиотеку рекламы
С презентацией ломалась заготовка. Теперь я мог управлять собеседованием. А у работодателя часто не оставалось вопросов. Чаще всего он даже не хотел давать тестовое — он уже все узнал, еще и применительно к своему проекту. Если все-таки тут дают тестовое — значит что-то в презентации скорее всего было неубедительно. Тестовое на последнем этапе, конечно, надо делать.
Презентация помогла избежать перекрестного допроса в стиле «а как вы измеряете roi?», «а как бы вы масштабировали удачную гипотезу?» и «как нанять и проконтролировать сеошника?».
Выводы
Собрал свою доску почета: тут 10 офферов.
Поиск работы — это продажа себя. Поэтому тут можно также отслеживать и корректировать все этапы воронки: резюме, отклик, разговор с эйчаром, разговор с руководителем, тестовое.
Научился конверсии 50% на собесе с руководителем за счет презентаций. А потом и без презентаций — у меня в голове уже был план, о чем поговорить.
Спрос волнообразный: в декабре ищут срочно и сваливают висяки за год, в январе и до середины февраля мало хороших вакансий. К апрелю хорошие вакансии разбираются и образуется спад. Новые стартуют в мае, но «давайте после праздников». Как ни удивительно, вполне есть спрос в июле, а в августе тухло. Для себя сделал вывод:
Я продолжаю иногда ходить на собесы — чтобы не терять форму, адекватно оценить свои зарплатные хотелки, а может даже и работу сменить когда-нибудь.
Еще по этой схеме я хорошо устроил четверых знакомых. Причем одну с нуля в маркетинге.
У вас остался вопрос «а как я успеваю работать на 30 работах?». Ответ прост — я получал оффер, а не работал там. Так что тут ответ «никак», надеюсь, вы не ждали другого)
Еще про поиск работы и работу на работе маркетологом
Эта статья — верхушка айсберга отношений между эйчаром, работодателем и работником. В этих отношениях есть внутренний конфликт: у каждой стороны свои интересы. Я начал канал в телеге по поиску работы, найму людей, работе в маркетинге и конфликтах в рамках работы.
Там уже есть несколько заметок и то ли еще будет:
Рюмин в работе
t.me