Как заработать на несовершенстве 1С
Помните, как на заре появления WhatsApp и Viber сотовые операторы в России хотели брать деньги за работу этих сервисов в своих сетях. Слава Богу, рынок, здравый смысл и возмущения общественности не позволили реализоваться этому печальному сценарию. В середине 2000-х основной довод операторов звучал так, что упомянутые выше сервисы эксплуатируют сетевую инфраструктуру, зарабатывая на ней без существенных вложений. Тем любопытней, что спустя десяток лет желание зарабатывать используя существующую инфраструктуру никуда не улетучилось.
Данная статья повествует о том, как сегодня, используя несовершенство того или иного ПО, программисты могут конвертировать свои знания в материальное вознаграждение. Подобных примеров немало. Вспомните хотя бы Parallels Desktop запускающий Windows на компьютерах Mac последние 20 лет. Там тоже была ОС от Microsoft не очень дружившая с Apple. И как результат — многомиллионный бизнес. Но может быть и по-другому.
Проблема и решение
В программе 1С: ERP2 реализована такая основополагающая функциональность, как анализ структуры себестоимости выпущенной продукции. Этот инструмент долго ждали. Все, кто занимается ценообразованием, ищет пути сокращения затрат и составляет планы.
И вот наконец эту весьма сложную систему реализовали. Причем анализ себестоимости выполняется в ней самый подробный — вплоть до партий изделий и партий покупных материалов. Тем досаднее тот факт, что в широкое использование типовой функционал не пошел. Оказался неудобен в использовании — разработчики чуть-чуть не дотянули. Как говорится, «видит око, да зуб неймет».
Но, как известно, природа не терпит пустоты, поэтому люди стали формулировать требования к доработке данного инструмента, реализовывать эти требования и передавать результат в широкое использование. Мое решение было реализовано путем создания хранилища данных прямо в базе данных 1С.
История появления инструментария
В программе 1С: УПП 1.3 и в первых версиях ERP 2 такой функциональности не было. Поэтому с 2011 года на площадке Инфостарт стали появляться публикации с инструментами, реализующими ее. Они выполняли более или менее точное разузлование иерархии затрат. Но предельно точного расчета по партиям полуфабрикатов ни один из них не выполнял.
Однако было реализовано решение с хранением результирующей структуры затрат в регистрах базы данных, что обеспечивало удобный режим работы с данными. Использовалась схема «звезда». Появление отчетов по дереву себестоимости и по структуре затрат в релизе ERP 2.4 очень обнадежило, однако это именно отчеты — без хранения данных.
То есть процесс анализа сопряжен с операцией разузлования структуры себестоимости, довольно длительной. По этой причине мы не можем использовать эти ценные данные для целей, которые были упомянуты выше.
Недостатки типового инструмента
На практике на среднем предприятии разузлование выполняется несколько часов. Результат выводится в обычную таблицу отчета 1С. Произвольный многомерный анализ с указанием отборов вынуждает заново запустить длительную операцию разузлования. Из-за этого неудобства инструмент чаще всего оказывается бесполезен. Ведь для вышеуказанных целей используются не сами эти данные, а производные от них.
Еще одна проблема возникает на производствах, где выходные изделия перерабатываются обратно в материал и снова поступают на вход. Тогда при разузловании получается цикл с неограниченным числом повторений. В этом случае дождаться окончания построения структуры затрат просто нереально.
Требования к доработке инструмента расчета и анализа фактической себестоимости
Итак, целесообразно выделить следующие требования:
1. Необходимо сохранение результата построения структуры затрат.
2. Требуется отчет на основе сохраненных данных. Еще окажется востребованным отчет по структуре себестоимости проданной продукции, реализовать его следует с использованием данных по партиям проданной продукции.
3. Следует предусмотреть возможность анализа не только видам продукции, но и по категориям с пересчетом на массу и объем.
4. Необходимо ограничить глубину разузлования путем указания стоимости полуфабриката, который уже не подлежит дальнейшему разузлованию. То есть если на каком-то уровне передела появляется партия изделия стоимостью 1 рубль, то раскладывать эту партию на составляющие ее затраты не нужно. Эта партия так и попадет в результирующую структуру затрат, что не сильно нам повредит.
5. Если в качестве СУБД используется PostgreSQL, то следует записывать результат в базу данных частями, по нескольку десятков видов продукции. Данное требование появилось из практики работы с этой СУБД.
Про грабли, засаду и подводные камни
На самом деле, «Не так страшен черт, как его малютка». Было бы сказочно просто найти проблему, ее решение, после чего встать рядом с мешком для сбора денег. В реальности сталкиваешься с массой подводных камней и барьеров на пути от продукта к клиенту и обратно.
Типичные стопперы:
1. «Я крупное предприятие, а вы ИП. Я не могу купить ваш софт из-за существующих закупочных процедур»;
2. «Наша ERP-система, как мне кажется, не приспособлена к самописным «костылям». Я не уверен, рисковать не буду».
3. «Я человек маленький. Мне невозможно объяснить важному и занятому начальнику, почему ваше решение лучше, чем продукт от квалифицированной команды программистов 1С»;
4. «Почему так дорого?»;
5. «Почему так дешево»?;
6. «А вы точно сертифицированный разработчик?»
Список можно продолжать бесконечно. Порой чувствуешь себя начинающим артистом в шоу-бизнесе до эпохи интернета. Тогда, когда бал правили продюсерские центры и всевозможные авторитетные «толкачи» и мейджоры из мира музыки. Ощущение, что и с бизнес-софтом без контактов с реселлерами и системными интеграторами каши не сварить.
Казалось бы, есть проблема и есть продукт ее решающий. Но на своем опыте скажу, что этого мало. Приходится тратить массу времени, объясняя потенциальным пользователям в чем суть программного решения, какие преимущества отличают его от прочего ПО.
Добавьте к этому отсутствие энциклопедических знаний в маркетинге, digital, SMM, искусстве презентаций и получается, что нужно тратить массу времени на ликвидацию этих пробелов в ущерб разработке. Тем более, что продукт рассчитан на В2В-рынок.
А было ли у вас такое, что вы сделали свой продукт, понимали, что он более чем отличный, но толпы за ним нет? Конечно же, всегда можно сказать, что если нет очереди на что-то, то это и не нужно никому. Но тут не плохо было бы вспомнить, что и до айфонов были смартфоны с тач-экранами, но лишь гениальному маркетологу Стиву Джобсу удалось возвести их в культ.
Интересно было бы обменяться мнениями с вами в комментариях к данной статье. Делитесь своим опытом, знаниями и мыслями. Буду признателен за конструктив и ценные советы. Спасибо за внимание!
З.Ы. Мощность проекта 1 лошадиная сила. Пилил сам, двумя руками, засучив рукава. Без падаванов, советов всевозможных ИТ-гуру и озарений свыше. Тем обиднее, что «каменный цветок пока не выходит и кокос тоже что-то не растет». Хочется понять, «где кнопка» и что я делаю не так. Поскольку страждущих рассчитать себестоимость своей продукции на производстве пока что можно перечесть на пальцах двух моих ног.
КДПВ. Так выглядит миллиард долларов. Осталось понять, в каком месте земного шара он меня ожидает.