Как запускать пет проекты, зарабатывать на них и отправлять на кладбище неуспешные

Всем привет, я думаю у многих на слуху, что такое пет проект. Но давайте поговорим о насущном. А можно ли на них зарабатывать или это только россказни со стороны? Сегодня я хочу поделиться своим опытом на этот счет.

Я — Юра, разработчик и фаундер нескольких продуктов, также пишу заметки о разработке своих продуктов в ТГ канале. В этой статье я расскажу о своем подходе к поиску идей, их реализации (без глубиных технических деталей), маркетинге, тайм менеджменте и в целом моментах, которые важны на мой взгляд. Будет мало теории и больше практики из моего опыта.

Также я считаю, что в эпоху AI разработка пет проектов занимает значительно меньше времени, чем это было до этого, поэтому сейчас — точно неплохое время начать что-то делать.

Кладбище проектов Google

Кладбище проектов Google

Для начала, я точно не хочу звучать, как коуч или теоретик. На мой взгляд, о пет проектах можно говорить только с точки зрения практики. Поэтому прикладываю свои практические результаты: приложение Pano (10k+$ MRR), сервис Profile Photo, который мы закрыли полгода назад и мой кофаудер Илья написал отличную статью о нашем пути, игре Hackme Game, про которую я тоже писал статью. Ну и конечно, к этому надо добавить еще 15 проектов, которые уже лежат на моем кладбище проектов.

Что такое пет проект?

Проект, который вы делаете в свое свободное время, чаще всего имея другую основную работу. Бывают разные цели проектов:

  • Обучающая. То есть основная цель — пощупать какую-то технологию и не публиковать результат, либо сделать публикацию без дальнейшего развития.

  • Купаться в деньгах Заработать.

  • Запишу отдельно цель решить свою или чью-то проблему, сделать что-то крутое для большого количества людей. В будущем эти проекты тоже приходят к деньгам, поэтому косвенно можем поставить знак равенства между этим и вторым пунктом.

Эта статья описывает проекты второго пункта. К пет проектам можно отнести и стартапы, но чаще всего стартапы — путь, где важно поднять инвестиции и развивать продукт на инвестиционные деньги. Бутстрап стартапы (или стартапы за свой счет) думаю можно отнести к пет проектам. При этом можно вспомнить кейсы, когда пет-проекты становились по-настоящему большими (пример Mailchimp, Gmail).

С никому ненужной теорией разобрались. Теперь непосредственно перейдем к практике, которая имела и имеет место на моем опыте. Любой проект можно разбить на такие составные:

  1. Идея

  2. Валидация идеи

  3. Реализация идеи (Тут руки кодеров уже хотят взяться за клавиатуру)

  4. Поиск пользователей, маркетинг

  5. Считаем деньги, делаем итерации продукта с целью найти пользователей или удержать старых

Опять же эти пункты могут быть объединены или дополняться другими подпунктами в зависимости от проекта, но для общего кейса — это окей. В каждом из этих кейсов есть куча своих нюансов (которые могут тянуть на отдельную статью), но постараюсь выписать основные моменты для каждого пункта.

Идея

У вас есть какая-то проблема, которую вы можете решить, сделав какой-то проект?
Круто, это хороший старт. Вы можете перейти к валидации идеи или сразу к реализации, тк один пользователь точно будет (и это будете вы сами). В случае решения собственных проблем надо отдвавать себе отчет в том, что точно ли эта ваша проблема? Если да, то как вы пытались решить ее до этого?
Также проверить существование проблемы вы сможете после реализации проекта. Если вы реализовали проект, заиспользовали один раз и забыли — значит проблемы не было. Можно искать другую идею.

У вас нет конкретных идей или проблем? Это абсолютно нормально. На мой взгляд, идеи могут придти после вдохновения или какой-либо насмотренности. И то и другое можно решить, регулярно просматривая Reddit, YC Hacker News, Tech Crunch, Product Hunt, телеграм каналы стартаперов, TwitterX, топ приложений в AppStore или Play Market. То есть идеи могут придти в виде сделать что-то похожее (описал ниже про это), либо зацепились за проблему, которая вам интересна и начинаете ресерч этой темы.

Один из способов — это пообщаться с друзьями или коллегами на предмет, а какие проблемы в их сфере есть. Понятно, что тема супер общая и только довольно близкие люди готовы будут потратить время на такую беседу. Но у вас смогут появиться какие-то инсайты на определенные темы.

Также хороший способ — это взять сервис (в плане уже существующий продукт), просмотреть его негативные отзывы на предмет чего не хватает или что неудобно и запилить конкурента. В этом случае нужно четко отдавать себе отчет, а насколько большой рынок и насколько много конкурентов. Потому что скорее всего в еще один трекер воды тяжело будет набрать пользователей, хотя в Top App Store за 2022 год было приложение Lama — типичный трекер воды с красивой графикой и ребята получали около 50к установок в месяц.

В кратце, с идеями более менее понятно, давайте рассмотрим, как валидировать.

Типичный процесс создания идеи

Типичный процесс создания идеи

Валидация идеи

После того, как выбрали идею, ее точно стоит провалидировать. Опять же кто-то бросается в бой и начинает реализацию, но тут есть большая проблема с тем, что какие фичи и сколько фич вы хотите сделать в первой версии. Без этого реализация может затянуться на месяцы и разочарование от 0 пользователей после реализации может стать еще больше.

Перечислю свои способы валидации идеи

  1. Поговорите с будущими пользователями.

Чтобы это сделать, нужно понимать — кто ваш пользователь или целевая аудитория?
Если кто-угодно, то это плохо, так как проблемы у разных людей разные. И пытаясь придумать или думая, что вы знаете проблему, которая есть у всех, скорее всего ее нет ни у кого. В этом случае постарайтесь искуственно сузить аудиторию до понятного портрета, например: «Junior программисты в US айти компаниях».

Определившись с аудиторией, есть несколько путей с ней пообщаться.

  • Найти респондентов среди вашего окружения или телеграм чатиков на эту или смежную тематику. По-моему личному опыту, когда вы ничего не продаете и не предлагаете, а просто пишите напрямую, была ли у вас такая проблема или послушать текущий опыт работы с чем-то, то люди реагируют положительно, ну или в крайнем случае без негатива.

  • Стучаться в LinkedIn, Email, Instagram напрямую, находя людей через поиск. Это более долгий и тяжелый вариант, а в случае LinkedIn и дорогой, тк поиск там лимитированный в сутки и Premium стоит не самых дешевых денег. Плюс надо явно понимать, стучась к незнакомым людям с вопросом или фидбеком, конверсия в ответ может измеряться в процентах, а то и меньше. И к примеру, для получения 1 го ответа нужно написать 100 людям, что требует очень много времени. Здесь есть разные автоматизаторы типа LinkedIn Helper в случае LinkedIn, которые облегчат вам жизнь, но это будет стоить денег.

  • Посты в соцсети Reddit, X, LinkedIn. В случае Reddit вы не зависите от количества ваших подписчиков и пост любого человека может залететь. В случае X и LinkedIn это делать можно, но примите в расчет, что если пост не зашел — то возможно у вас просто маленькие охваты.

Пример из моего опыта: пару лет назад пришла идея соединить лайвстриминг с заказом доставки еды из рестиков. В то время был на слуху сервис whatnot, поэтому идея была сделать его адаптацию для еды (лайвстриминг + доставка). Иногда сам сталкивался с проблемой выбора еды из новых мест и была гипотеза, что видео реальной готовки упростит выбор и увеличит конверсию для новых заведений, если контент будет крутой. Надумал, как можно сделать очень простую техническую реализацию, но решил пообщаться с людьми и узнать их поведение в приложениях доставки. Написал в пару телеграм чатиков (Silicon Pravda chat был одним из них), в итоге пообщался с 10 людьми. Как итог, у 9 из 10 место, где они закажут, они знали заранее и проблемы выбора у них не было.

Опять же в разговорах всегда до конца будет неопределенность: этой проблемы нет или вы спрашиваете не тех людей (или задаете не те вопросы, пишите не те сообщения)? В этом случае нет лучшего решения кроме интуиции, веры в идею и инсайтов людей, с которыми вам удалось пообщаться.

  1. Создать лендос и скипнуть реализацию

Знаю точно несколько фаундеров, которые начинали с создания лендоса и приступали сразу же к маркетингу и поиску пользователей. Отчасти это можно уже отнести к реализации, но точно вы не потратите время на продумывание и разработку самих фич. А сразу столкнетесь с самым важным — маркетингом, дистрибуцией, поиском пользователей, которым интересен данный продукт. Собрав людей в вейтлист, можно провести интервью с ними или приступить к реализации.

У меня опыта с просто лендосом без продукта еще не было и считаю это своим упущением. Хочу попробовать сделать пару гипотез в виде лендосов в будущем.

  1. Оценить конкурентов.

Если у вас вообще нет конкурентов, то это скорее странно, чем гениально. У большинства огромных продуктов были конкуренты, как прямые (делали тоже самое), так и смежные (работали в той же сфере).

Вспомнил очевидные примеры, которые часто упоминают такие, как Google — не первый поисковик; Facebook сделали после MySpace; Instagram вышел, когда был Facebook; TikTok появился во времена уже больших соцсетей Instagram, Snap и Facebook. Можно провести похожие аналогии и с большинством других продуктов.

Когда нашли конкурентов, то их можно оценить с помощью:

  • SimilarWeb для трафика на веб сайты (последний год он стал платным, кажется)

  • Открытых источинков, где можно узнать о размере компании, привлеченных инвестиций, даты основания, количестве сотрудников и другие детали

  • Для приложений — Sensor Tower. Часто узнаю, что люди не знают о таком сервисе, где бесплатно и быстро можно посмотреть количество установок в прошлый месяц и заработок за предыдущий месяц. Это оценка примерная, но плюс минус порядок совпадает у большинства прил (у меня в том числе). Для веба такого не нашел.

Дальше можно составить табличку по конкурентам, чтобы оценить их количество, сколько из них не мертвы (развивают активно свой сервис) и сколько они зарабатывают.
Это явно поможет определить хотя бы относительную картину и принять решение по поводу ввязываться или нет в реализацию.

Если после этих шагов, у вас остался энтузиазм, силы и вера в вашу идею, то можно приступать к реализации.

Так выглядит процесс валидации

Так выглядит процесс валидации

Реализация

Это может быть холиварным пунктом, но как я указал, здесь меньше будет про технику, больше про важные моменты в реализации. Мне кажется выбор стека, архитектуры или ноукод решения сходится к:

  1. Вашим предпочтениям.

  2. То, на чем быстрее всего сделать и с наименьшими затратами.

Vanilla JS + PHP (привет LevelSIO) — если можете быстро сделать, то делайте. Вспоминаем, что наша цель — быстрее запуститься, проверив гипотезу, а не выстраивать архитектуру для использования на следующие 10 лет.

Поэтому по поводу стека — каждый выбирает, куда душа лежит, но я бы хотел подсвятить другие, на мой взгляд, важные пункты.

  1. Оценка реализации: не более 2 месяцев. Это очень важно, а еще лучше — пару недель. И лучше учитывать это время, от того, как вы начали набрасывать список фич или мокапа, до самой реализации. Почему это важно на мой взгляд? Нет времени «влюбиться» в свой код, идею или вовсе закопаться в коде и не выпустить релиз. И то и другое приведет к потере настроения, сил, желания что-то делать дальше и самое ужасное: бояться забросить ваш проект на кладбище ваших проектов (даже у гугла оно есть) и приступить к другой идее. Потому что уже потрачено столько сил! Поэтому написали список фич, оценили. Если разработка самих фич занимает больше месяца (не забываем, что у нас еще есть дизайн и маркетинг, которые я тоже отношу к реализации), то лучше постараться что-нибудь убрать, сократить.

  2. Тесно связано с пунктом 1: забудьте вообще или снизьте уровень перфекционизма. Что-то может быть сделано убого, что-то неудобно. Это ок! Но вы поймете, что действительно важно только после тестирования реальными пользователями.

  3. В эпоху расцвета Telegram и Discord аппов — быстрее всего сделать бота, потому что вам не нужен UI! Midjourney был без фронтенда 2 года, хотя казалось бы инструмент для креаторов. При этом вы будете сильно экономить время на UI.

  4. Если UI нужен, то скорее всего вам понадобится Figma. Нанимать или нет дизайнера — вопрос времени и денег. Для последних нескольких проектов я делал дизайн сам. После одного-двух проектов у вас появятся скиллы, чтобы сверстать самому что-то в течение полнедели-недели. Если стоит вопрос, а что вообще рисовать/придумывать. Смотрим конкурентов или сервисы в похожей тематики (а конкуренты, как помним, должны быть), понимаем какие блоки должны быть на лендосе, самом функционале. Сейчас есть много text to UX/UI сервисов типа galileo.ai или uizard, но на мой взгляд, в них качество оставляло желать лучшего. И не забываем про стандартные Claude, GPT и другие LLM, которые в состоянии сверстать вам страницу html со стилями, что уже будет неплохо и может тоже походить на некий концепт. Кто-то может сказать, что если дизайн убогий, то у вас и пользователей не будет. Здесь я не согласен. Оценить убогость/удобность можно только после фидбека реальных пользователей. Все остальное — на данном этапе неважно.

  5. Важно ли прикрутить платежку в первую версию? На самом деле, в большинстве советов по разработке стартапов, продуктов бытует мнение, что да. Потому что спрос надо проверять деньгами. Я бы сказал, что это не всегда так, и в некоторых случаях можно выложить продукт без платежки, проверить спрос, собрать фидбек и на следующих итерациях добавить прием оплаты. Но здесь у меня нет идеального решения.

  6. Что точно нужно, так это внедрить аналитику в каком либо виде, чтобы:

    • Видеть новых пользователей. Идеально, если вы сможете получить контакт для связи, чтобы потом связаться с человеком и спросить обратную свзяь. На моем опыте, если контакт будет в виде email, то процент ответов на email черезвычайно низкий, но думаю здесь зависит от сферы.

    • Понимать, кто реально воспользовался фичей/фичами вашего продукта, а кто просто зарегался и ничего не сделал. Что юзать для аналитики? Если у вас есть опыт с какой-либо аналитикой, прикручивайте ее. Я использовал разные: Google Analytics, Firebase, Amplitude. Мне кажется наиболее простая и понятная — это Amplitude. В последние проекты я добавлял телеграм бота с отбивками об ошибках/новых пользователях или что пользователи воспользовались фичей. Считаю, когда пользователей мало — супер понятно и не надо использовать никакие другие сервисы.

Что если у вас нет навыков разработчика? Думаю, в наше время это не беда — есть куча сервисов, которые пишут вам ready-to-use сервис по вашему описанию. Их много, из недавного моего использования мне понравился Lazy AI, работает очень хорошо на мой взгляд.

Маркетинг и поиск пользователей

Маркетинг после разработки выглядит так

Маркетинг после разработки выглядит так

У многих создание проекта заканчивается на предыдущем шаге, потому что маркетинг — это тяжело, непонятно, да и пользователи сами меня найдут (описываю свой майндсет после разработки первых продуктов). На самом деле это самый важный шаг, потому что держим в голове, что цель была не обучающая, а значит надо искать и привлекать клиентов каким-то образом.

Эта тема, как и остальные — очень большая, но постараюсь изложить кратко, на чем можно сфокусироваться или что можно попробовать. Список отсортировал по затратам в деньгах (сверху — самые дешевые, снизу — самые дорогие):

  1. Написать в свои соц. сети, рассказать знакомым. Скорее всего от знакомых вы получите фидбек, что удобно или не удобно, но меньшая (если почти не вся) доля не будет продолжать пользоваться. Продолжат те, у кого только есть эта проблема, которую ваш сервис решает.

  2. Написать на Reddit. Выделил отдельным пунктом Reddit, потому что знаю несколько примеров (и своих и знакомых), когда пост на Reddit набирал огромное количество просмотров и это было хорошим бустом получить первых пользователей и фидбек. Типы сабреддитов зависят от вашей аудитории, но точно можно рассказать в общих сабреддитах по поводу создания продуктов (пр. SideProject). Но помним, что реддит — кратковременная история. То есть пост увидят большинство в течение дня, максимум в течение недели.

  3. Засабмититься на бесплатных сайтах-директориях продуктов. Кажется, этих директорий сейчас дофига. У кого-то есть пользователи, у кого-то нет. На мой взгляд, это не приносит много пользователей, но охваты вашего сайта станут чуть больше. Примеры: AIToolsDirectory, BetaList, SaasHub. Вообще есть статьи с более, чем 100 сайтов, можно погуглить.

  4. Работать над органикой. Кажется, это один из важных пунктов, потому что пользователи могут сами находить ваш сервис в поисковиках. Сюда я отнесу SEO, ASO (App Store Search Optimization) в AppStore и PlayMarket. С SEO опыта у меня мало, но ASO я прокачал пару лет назад и это хорошо помогает сабмитить новые прилки или раскручивать старые. Чтобы добиться хороших результатов — нужно сделать минимум пару итераций с разными ключами + скорее всего понадобятся тулы для просмотра и отслеживания ключевиков (их много на рынке и все плюс минус похожи). Для ASO я использовал ASODesk, ASOMobile. Мне очень нравился checkaso.com, но он уже закрылся.

Но точно стоит обратить внимание, что только 2 и 4 пункты могут привлечь вашу аудиторию (и то, если выбрали правильные сабреддиты или ключевики).

  1. ProductHunt и другие подобные площадки с соревнованиями продуктов. Достингуть ТОП 5 будет тяжело (у меня был один запуск пару лет назад, мы закончили на 6–7 м месте), но в контексте получения каких-то пользователей — это решение точно может подойти.

  2. Реферальные и аффилированные программы внутри вашего сервиса. Попросить поделиться ссылкой, дать промокод на скидон и вот это все.

  3. SMM. Надо понимать, это игра в долгую, тк если вы не гуру контента, то врядли вам удасться на первых 3–5 постах получить большие охваты. Но это точно стоит делать, когда вы проверили спрос и увидели, что пользователи используют ваш продукт и платят вам деньги. У меня приложение около 15–20% пользователей получает из инстаграма.

  4. Напрямую писать людям (из вашей ЦА конечно) в соц сетях или email. На самом деле это тот же пункт, что и в Валидации идеи, только уже вы приходите с готовым продуктом.

  5. Реклама на разных площадках. Пожалуй самый дорогой способ из всех описанных выше. Тут надо либо уметь настраивать рекламу, либо нанимать кого-то, но это дополнительный кост. Настроить рекламу на самом базовом уровне — несложно, но скорее всего пользователи будут стоить в несколько раз дороже, чем в хорошо настроенной рекламы. Опять же, уверен, что бывают кейсы когда после настройки рекламы доход от пользователей с рекламы превышает расход на рекламу (а это означает, что вы в шоколаде), но в 90% случаев все наоборот. В целом этот способ может привлечь каких-то заинтересованных людей.

Подводим результаты и решаем, что делаем дальше

Плавно переходим от маркетинга к самому важному этапу.

После того, как вы выпустили продукт, потратили какое-то время на маркетинг, в зависимости от результатов могут быть такие исходы:

  1. Куча пользователей, деняк и об вас пишут медиа. Вероятность этого исхода крайне низка, но если так произошло — вы сделали все правильно и можно и нужно работать дальше над проектом, увеличив доход, количество пользователей, их ретеншен.

  2. Получилось найти несколько пользователей, они пользуются продуктом, некоторые из них платят (а это жирный плюс). В этом случае можно сделать пару итераций в маркетинге и после них решить — продолжать или нет работать над проектом.

  3. Пользователей нет вообще — такое часто бывает. Если в этом случае у вас есть гипотезы, как можно быстро переориентировать продукт на другую аудиторию или какие фичи можно добавить, чтобы пользователи появились — можно попробовать это сделать. Но самое главное поставить себе лимит по времени, чтобы потом просто забросить эту идею.

Во всех этих случаях можно не закрывать проект (под этим я имею в виду удалить домен/выпилить прилу из стора/выключить серваки), а оставить его на какое-то время. Тк индексация SEO/ASO — дело не быстрое, возможно прирост органики будет в течение года. Но тут уже каждый решает сам.

Наверное в конце стоит еще раз упомянуть, что не всегда создание продукта будет иметь все эти составные. Также, на мой взгляд самые важные пункты — это получать удовольствие от процесса (и не важно от какого: будь то маркетинг или оутрич, будь то разработка) и стараться не закапываться в разработке. После нескольких закрытых неуспешных проектов и рефлексии на их счет, к вам может придти понимание как, что и для кого лучше делать.

Надеюсь этот материал окажется для кого-то полезным, буду рад услышать вашу обратную связь!

Если вам понравилась моя статья и вам интересно читать другие материалы от меня, то приглашаю подписаться на мой ТГ канал Jurassimo Park, там я пишу заметки о разработке стартапов, немного о нейронках и других технологиях.

© Habrahabr.ru