КАК ВЕСТИ ИТ-ПРОЕКТ ЕСЛИ ТЫ НЕ АЙТИШНИК (часть 1)?
В рамках ИТ-проекта заказчик выступает в роли дирижёра, определяя цели и направления работы команды. Однако отсутствие технических знаний может привести к сложностям и недопониманию. Данная статья предназначена для того, чтобы помочь заказчикам без технического бэкграунда эффективно управлять ИТ-проектами.
Ниже предлагаю рассмотреть основные этапы ИТ-проекта и какие действия необходимо совершать на каждом из них.
Инициация проекта — определить, либо доказать необходимость проекта и его жизнеспособность.
Идентифицировать проблемы или возможности.
Разработать бизнес-кейс и обоснование проекта.
Определить цели и ожидаемые результаты.
Назначить менеджера проекта.
Выделить первоначальный бюджет и ресурсы.
Результат: Утверждение проекта и разрешение на его дальнейшее планирование.
Планирование проекта — разработать подробный план действий для достижения целей проекта.
Собрать и проанализировать требования.
Определить объем работ (Scope).
Декомпозировать работы.
Оценить ресурсы и время.
Разработать график проекта.
Спланировать бюджет и затрат.
Идентифицировать риски и разработать план их управления.
Разработать план коммуникаций.
Результат: Утвержденный план проекта, служащий руководством для команды.
Анализ и определение требований — тщательно собрать и документировать все требования к системе или продукту.
Провести интервью, опросы с пользователями и стейкхолдерами.
Проанализировать бизнес-процессы и определить требования.
Описать требования.
Согласовать требования со всеми заинтересованными сторонами.
Результат: Функциональные требования, служащие основой для дальнейшей разработки.
Проектирование системы — создать архитектурное и техническое решение, соответствующее требованиям.
Разработать архитектуру системы.
Определить нефункциональные требования.
Спроектировать базы данных и интерфейсов.
Определить технологии и инструментов разработки.
Создать прототипы и макеты пользовательского интерфейса.
Подготовить техническую документацию.
Результат: Детальный дизайн и архитектура системы, готовые для этапа разработки.
Разработка и программирование — реализовать систему или продукт в соответствии с утвержденными требованиями и в соответствии с выбранным подходом и архитектурой.
Написать исходный код.
Разработать части системы.
Реализовать интеграцию различных частей системы.
Реализовать интеграцию с другими системами.
Проведение внутреннего тестирования разработчиками (unit testing).
Результат: Рабочая версия системы или продукта, готовая к тестированию.
Тестирование и проверка — обеспечить качество и соответствие системы установленным требованиям.
Разработать планы тестирования.
Провести различные виды тестирования (функциональное, интеграционное, нагрузочное, безопасности).
Зарегистрировать и исправить обнаруженные дефекты.
Подтвердить соответствия требованиям.
Результат: Проверенная и стабильная версия системы, готовая к внедрению.
Внедрение и развертывание — ввести систему в эксплуатацию и обеспечить ее доступность для пользователей.
Подготовить инфраструктуру и среду эксплуатации.
Мигрировать данные (если необходимо).
Установить и настроить систему на рабочей среде.
Обучить пользователей и администраторов.
Осуществить пилотное использование и сбор обратной связи.
Результат: Система успешно внедрена и доступна для использования.
Эксплуатация и поддержка — обеспечить бесперебойную работу системы и удовлетворенность пользователей.
Мониторить работу системы.
Оказывать техническую поддержку пользователям.
Управлять инцидентами и проблемами.
Выпускать обновления и исправления.
Осуществлять бэкапирование и архивирование.
Постоянно улучшать функциональность.
Результат: Стабильная работа системы и удовлетворение потребностей пользователей.
Завершение проекта — формально закрыть проект и подвести итоги.
Провести финальный анализ и оценку результатов.
Составить отчеты о выполнении сроков, бюджета и качества.
Записать полученный опыта и уроки.
Провести официальное закрытие проекта и высвобождение ресурсов.
Результат: Проект завершен, все цели достигнуты или задокументированы отклонения.
Дополнительные аспекты:
Управление рисками: Проводится на всех этапах проекта для идентификации, оценки и митигации потенциальных рисков.
Управление изменениями: Включает процессы обработки запросов на изменение требований или объема работ.
Коммуникация и отчетность: Регулярное информирование стейкхолдеров о статусе проекта, проблемах и достижениях.
Качество: Постоянное обеспечение соответствия продукта установленным стандартам и ожиданиям.
Продолжение следует!
Автор: Новоселова Дарья, IT-manager