Как в НАСА виртуальная реальность помогает не уплыть в открытый космос

2cf9541c741547049ef7c1ffbccf88e3.jpgВ запуске SpaceX CRS-7 было утеряно почти 2,5 тонны оборудования. В том числе на высоте приблизительно 45 километров взорвались очки HoloLens. В рамках сотрудничества по проекту Sidekick компания Microsoft предоставила НАСА очки дополненной реальности. Продукт ещё не был выпущен в продажу, а лишь продемонстрирован на презентации Windows 10 и на игровой конференции E3.

Может показаться, что НАСА делает лишь первые робкие шаги в направлении использования виртуальной реальности. В действительности в американском космическом агентстве с ВР работают уже с девяностых.
Кроме двигающихся на огромной скорости микроскопических объектов, потери сознания и выхода из строя скафандра при работе в открытом космосе есть опасность случайно отстегнуться и уплыть от станции. Благодаря многочисленным тренировкам этот риск минимален, но он предусматривается. К примеру, астронавты ещё при прохождении шлюза проверяют свои страховочные фалы, среди которых есть 26-метровые из плетёной стали. Астронавты цепляются друг к другу. Один из астронавтов закрепляет себя к станции. Затем при выходе из шлюза лидер сначала цепляет конец своего троса к определённой точке в наружной части станции. На этот момент оба астронавта закреплены как к внутренней части станции, так и к наружной. Лишь после этого лидер отстегнёт связывающий астронавтов фал и закрепит второго к наружной точке. Второй астронавт может выйти из шлюза. 26-метровые фалы остаются пристёгнутыми, нужно следить, чтобы они не запутались. При необходимости с собой берутся дополнительные тросы.

eb07020cc1fd4037afa31921dadd7bf7.jpg
Клей Андерсон выполняет первый выход в открытый космос, НАСА

Пусть риск потерять крепления со станцией крайне мал, но опасность остаётся. В таком случае человек может начать медленно удаляться от станции. Его будет слишком трудно поймать с помощью космического корабля — отстыковка и манёвры могут занять много времени. Чтобы избежать подобного, астронавты используют реактивные ранцы Simplified Aid for EVA Rescue (SAFER, упрощённое устройство для спасения при выходе в открытый космос). В отличие от старшего брата MMU (Δv ≈ 25 м/с), SAFER (Δv ≈ 3 м/с) — это не средство передвижения, а последнее спасение. Реальный SAFER никогда не использовался по назначению, производились лишь его тесты при наличии страховочного соединения. Именно здесь на помощь приходит виртуальная реальность.

Всё началось ещё в девяностых. Телескоп «Хаббл» был запущен на орбиту в 1990 году и с самого начала предусматривал полёты по обслуживанию и ремонту. Первый состоялся уже в 1993. Работа с таким сложным оборудованием, как телескоп, в открытом космосе, в скафандрах — это очень сложная операция. К телескопу нужно подлететь, его нужно захватить и приблизить к шаттлу и лишь после приступать к ремонту. Несколько дней в космосе и часы в скафандре — это годы тренировок на Земле. Астронавты учились с оборудованием, а также в бассейне для симуляции условий открытого космоса. Совмещать подобное было сложно. В НАСА задумались, как улучшить процесс подготовки. Именно в те периоды в Космическом центре имени Линдона Джонсона в Хьюстоне начала развиваться лаборатория виртуальной реальности (VR Lab).

18a88d366d5a41f9a1b4c0134d7cfc9c.png
Лаборатория виртуальной реальности, НАСА

То, что началось как эксперимент, сегодня является составляющей программы подготовки. Сегодня там работает 4—6 инженеров различной направленности. Тренировка к работе в открытом космосе и обучение использованию SAFER — это лишь две из четырёх задач лаборатории. VR Lab занимается подготовкой к работе с робоманипулятором МКС и физической адаптацией к обращению с грузами и инструментами в условиях микрогравитации. Последнее необходимо потому, что на станции предметы не имеют веса, но всё ещё сохраняют массу, центр масс и инерцию. Для тренировки грузы подвешивают в сложной системе натянутых тросов. Так можно симулировать массу объектов до 227 кг (500 фунтов).

Всё оборудование лаборатории производится в НАСА. Последняя версия шлема виртуальной реальности не демонстрирует видимых задержек. Она имеет разрешение 1200×800 и угол обзора 120°. Инструментом ввода является не только шлем, но и специальные перчатки, которые регистрируют движения рук и сгибания пальцев. Отслеживается ввод с других средств, в том числе контроллера SAFER. Для обучения эксплуатации ранца выполняется множество попыток с возрастающей сложностью до тех пор, пока астронавт не научится быстро выдвигать контроллер и выполнять манёвр для возврата к станции. С примером работы VR Lab и оборудованием можно ознакомиться в нескольких относительно недавно опубликованных видеороликах.

Для процесса тренировок была создана детальная модель МКС со всеми важными элементами. Это создаёт у впервые вышедшего из шлюза ощущение, что он уже был здесь — о схожести говорят сами астронавты. НАСА использует пакет Dynamic Onboard Ubiquitous Graphics (DOUG), известный своей публично доступной версией EDGE.

Всё чаще виртуальная реальность используется не только в центре подготовки, но и на орбите. Скотт Келли проживёт на МКС год, за это время можно забыть многое из изученного. Запускать на станцию огромную массу оборудования слишком дорого. Для замены шлема и сложного оборудования используют экран ноутбука. У этого решения есть недостаток в виде большой массы, что усиливает нагрузку на шею при движениях. Именно на этом этапе в НАСА задумались над использованием потребительского шлема.

ff7f4112ab4843ac86b14e28a6b7420f.jpg
Терри Вёртс на станции тренируется использовать SAFER, фотография из микроблога астронавта

Возможно, в будущем астронавты будут использовать виртуальную реальность для развлечения и снятия напряжения в долгих перелётах к Марсу. Но пока ВР в НАСА — это рабочий инструмент.

По материалам статьи TechRepublic, ответа Клейтона Андерсона на Quora и страницы лаборатории виртуальной реальности НАСА.

© Geektimes