[Перевод] Как обстоят дела с онлайн-банкингом в Индии

d89c5083d7ac44a9a3a25894f51cd0ea.png

Этот материал посвящен двум индийским стартапам, связанным с денежными переводами и онлайн-банкингом. Интересно в них обоих то, что оба стартапа получили серьезное финансирование от американских компаний и фондов, но при этом ориентированы исключительно на Индию. О том, как добиться признания у западных инвесторов, развивая продукт для своего (в данном случае достаточно проблемного) региона, читайте ниже.

Razorpay предлагает платежные сервисы в стиле Stripe


Успех таких компаний, как Flipkart, Snapdeal и Ola, привлек всеобщее внимание к возможностям электронной коммерции в Индии, где развитию этого заманчивого бизнеса способствуют высокий потребительский спрос, широкие возможности выхода в Интернет и щедрое финансирование венчурных компаний. В данный момент новый стартап под названием Razorpay, один из участников текущего набора YCombinator, попытается использовать эту тенденцию, давая возможность большему количеству стартапов и более крупных ИТ-компаний в стране облегчить интеграцию платежей в свои сервисы.

Razorpay напоминает Stripe, выпускника YC, тем, что предоставляет довольно простой интерфейс и доступ компаниям, которые хотели бы принимать онлайн-платежи за свои товары или услуги. Используя API-интерфейсы Razorpay, компания сможет организовать прием платежей с помощью нескольких строчек кода, и затем клиенты смогут расплатиться кредитной, дебетовой картой или с помощью услуг интернет-банкинга (банковские онлайн-переводы — популярная в Индии услуга). Однако Razorpay отличается тем, что стартап создан командой из Индии и работает исключительно с индийскими бизнесами.

А это не так просто, как кажется. Сейчас, чтобы иметь возможность принимать платежи в этой стране, компании необходимо проделать много бумажной работы, пройти через бюрократическую волокиту и подождать некоторое время в процессе отладки взаимодействия между разными регионами страны. Это достаточно сложное препятствие: оно резко сократило число компаний, предоставляющих сейчас платежные сервисы, и преградило путь в Индию многим платежным компаниям, которые могли бы радикально изменить сложившуюся ситуацию. (К примеру, Stripe в Индии не используется, а PayPal, хоть и работает, но сталкивается со своими сложностями).

Это, в свою очередь, привело к «цепной реакции» появления новых стартапов по всей стране.

Сложности интеграции платежной системы в онлайн-сервис на своем опыте испытали основатели Шашанк Кумар и Харшил Матхур. Подыскивая идею для своего бизнеса, пара предпринимателей ощутила потребность в платежной системе. Тогда они, как рассказал Кумар, поняли, «сколько всего нужно для того, чтобы ее заполучить» прежде чем проводить интеграцию, что само по себе было непросто. «Мы подумали, что можем решить проблему не только для себя, но и для других», — заявил Матхур.

Так и появился Razorpay.

Хотя у Stripe и были конкуренты в лице PayPal, Google и других, когда компания впервые вышла на рынок, многие предприятия, как оказалось, уже были готовы перейти на Stripe, потому что «это не полный отстой». Перед Razorpay стояла несколько иная задача: на рынке присутствуют зарекомендовавшие себя игроки вроде CCAvenue, BillDesk и PayU, а более широкий рынок еще окончательно не сформировался.

«Экосистема платежных сервисов в Индии на самом деле находится еще в начальной стадии, — утверждает Кумар. — Мы скорее даем толчок развитию бизнеса в этой сфере, чем радикально меняем ландшафт».

Частично проблема заключается в недостаточном распространении банковских карт, когда в качестве стандартного способа оплаты при доставке товара из интернет-магазина выступают наличные. А это в свою очередь влияет на величину сборов с осуществленного платежа, учитывая, что многие платежные сервисы, по словам Кумара, взимают «двузначную» комиссию. Для сравнения: Razorpay на данный момент предлагает два варианта — выплата 2% или 2,5% за успешно проведенную транзакцию, каждый из которых обладает своими особенностями.

Пока Razorpay, рост которого в основном обязан «сарафанному радио», показывает довольно неплохие результаты. Одними из первых его заказчиков стали служба доставки грузов Shifter, рыночная площадка для экспертов в области нанотехнологий NanoWE и стартап в сфере туризма и гостиничного бизнеса Zostel. Матхур сказал мне, что за последние три недели число их клиентов каждую неделю увеличивалось на 100%, а объем транзацкий — на 300% в неделю.

Основной продукт Razorpay был создан напарниками, когда они еще жили в Индии. Затем они его усовершенствовали и отправились в Калифорнию. Партнерство с YC позволило основателям «взглянуть на мир под другим углом и стать более открытыми», — рассказывает Кумар, проработавший два года в Microsoft, перед тем как создать Razorpay. «Но мы планируем вернуться в Индию по окончании программы и поселиться в Бангалоре», — заявил Матхур.

Этот опыт даст им возможность добиться успеха на быстрорастущем рынке Индии. Каждые два года объем проведенных онлайн-платежей в стране увеличивается вдвое, и в скором времени рынок платежей Индии станет третьим по величине после США и Китая, как отмечает один из партнеров Y Combinator Кэт Маналак.

f2e6cb957ee345859f22af528ba82b37.jpg

Индийский платежный стартап MobiKwik привлек 25 миллионов долларов от Tree Line, Cisco, AmEx и Sequoia


Развитие электронной коммерции в Индии привело к запуску большого числа стартапов, использующих распространение смартфонов, чтобы предоставить новые решения для мобильных платежей. Ранее в этом году компания Alibaba инвестировала достаточно крупную сумму в Paytm, а сейчас MobiKwik буквально забрасывают деньгами.

Основанному в Нью-Дели стартапу MobiKwik удалось привлечь 25 миллионов долларов на очередном раунде финансирования, возглавляемом хедж-фондом Tree Line Asia из Сингапура. В сделке приняла участие пара интересных стратегических инвесторов: Cisco и American Express.

Известный инвестиционный фонд Sequoia Capital также стал участником масштабного раунда B. В 2013 году MobiKwik привлек 5 миллионов долларов в раунде A и собирается получить 100 миллионов долларов в раунде C, который планируется завершить во второй половине текущего года.

Его конкурент, Paytm, заявляет о 25 миллионах зарегистрированных в системе пользователей, однако помимо электронной коммерции сервис охватывает проведение финансовых операций с помощью электронных кошельков и осуществление мобильных платежей. MobiKwik утверждает, что на данный момент «более 15 миллионов» пользователей зарегистрировали свои электронные кошельки в его системе, и стартап серьезно намерен увеличить их число до 100 миллионов к концу следующего года.

В связи с распространением в Индии кредитных карт появляются небольшие — не говоря уже и о низком уровне использования банковских счетов — мобильные кошельки. Их используют в более сложных вариантах платежей по сравнению с обычной оплатой [наличными] при доставке, и такой способ более привлекателен по сравнению с банковскими счетами, с которыми могут возникнуть трудности у жителей сельских районов.

MobiKwik заверяет, что создание сети торговых точек розничной торговли будет способствовать распространению электронных сервисов среди большего количества людей. Стартап заявил, что у него имеется сеть, состоящая более чем из 100 000 торговых точек по всей стране, где клиенты могут пополнить свои кошельки, а также непосредственно совершить платеж. Это очень важно, так как, несмотря на растущую распространенность смартфонов в Индии — что мы наблюдаем чуть ли не каждый день — рынок все еще находится в стадии становления. Поэтому оффлайн-составляющая там играет важную роль для любого электронного сервиса.

Кроме предоставления помощи в проведении платежей MobiKwik заявил, что подал заявку и получил (как и Paytm) разрешение банка на осуществление платежей. Стартап планирует «совершить переворот в оказании финансовых услуг в Индии, используя мобильные технологии, чтобы привлечь тех, с кем не смогли установить контакт современные банковские сети».

Подобно тому, что уже говорилось о введении Paytm возможности осуществлять безналичные платежи, сервисы онлайн-платежей начинают все больше пересекаться с услугами обычных банков и предложениями банковских услуг от мобильных операторов. Интересно, каковы дальнейшие планы MobiKwik.
К примеру, привлечение таких авторитетных игроков индустрии, как American Express и Cisco, явно не помешает стартапу выйти за рамки привычной помощи в проведении платежей.

«Мы рады, что American Express и Cisco работают с нами. Мы постараемся использовать их обширные знания о проведении финансовых операций, поведении пользователей и передовых технологиях, чтобы сделать из MobiKwik самый надежный источник осуществления платежей в Индии», — заявил основатель и CEO MobiKwik Бипин Прит Сингх.

© Megamozg