Как в 2024 выложить приложение в Apple Store и Google Play
Публикация приложений в сторах сейчас непростой процесс. Из-за санкций появилось много неизвестности с регистрацией и оплатой аккаунтов. При этом информация о том, как решить те или иные проблемы в этом процессе, которая есть в интернете, противоречива. Так как я этот процесс недавно успешно прошел, делюсь инструкцией, как в 2024 выложить приложение в App Store и Google Play.
Я занимаюсь мобильной разработкой начиная с 2015 года, прошел путь от рядового разработчика до позиции Technical Product Owner в компании Выберу.ру. Для меня процесс регистрации в сторах — это типовая задача, но санкции добавили несколько нюансов. Эта статья представляет роадмап по публикации приложения с советами и рекомендациями для ускорения этого процесса.
По большому счету основная часть проблем, с которыми я столкнулся, касалась ни столько размещения приложения, сколько регистрации аккаунта девелопера, и об этом по большей части и будет статья. Хочется сразу предостеречь разработчиков, которые собираются по каким-либо причинам завести под конкретное приложение новый аккаунт и опубликоваться — быстро это сделать не получится. Заложите на этот процесс вместе с публикацией приложения не меньше месяца, так вы подстрахуете себя от возможных срывов сроков. О процессе публикации приложения также расскажу, но меньше, так как тут уже меньше общих для всех моментов и больше индивидуальных, которые будут разниться в зависимости от направленности приложения.
Подтверждение личности и регион размещения
Первое, с чем сталкивается разработчик, регистрируя новый аккаунт — необходимость подтвердить личность. В Apple Developer с этим особых проблем нет: достаточно авторизоваться через Apple ID и для юрлиц предоставить DUNS. А вот с Google ситуация чуть сложнее — необходимо указывать свои паспортные данные. После их указания для подтверждения учетной записи потребуется предоставить дополнительный документ, в котором будет имя и адрес. Какой именно документ это будет, разницы нет, в нашем случае подошла квитанция об оплате счета за интернет. Сейчас часто можно услышать совет регистрировать приложения от стран СНГ: если вы выбрали такой путь, то и дополнительный документ должен быть на адрес страны, от которой вы подаете приложение. Кстати, советую выбирать какой-то небольшой документ на одну страницу, так как форма отправки документа подразумевает загрузку одного изображения, и в противном случае вам придется склеивать все страницы документа в единую картинку.
При этом важно, чтобы ваши ФИО в паспортных данных, аккаунте и документе, совпадали. Также ваш адрес в дополнительном документе должен совпадать с адресом, указанным в аккаунте.
Также на всякий отмечу вероятно очевидный для читателей факт — Google Play в России заблокирован, так что, скорее всего, придется все действия совершать через VPN. Но есть и случаи, когда разработчикам удавалось создать аккаунт без подключения к VPN. Также Apple ID может сбоить без подключения к VPN, например не дать завершить регистрацию без видимых причин. И тут опять же может все получиться и без VPN, вероятно на возможность подключения влияет то, какой у вас интернет-провайдер.
Оплата аккаунта
Всюду, в том числе и на Habr, пишут, что оплатить публикацию нового приложения в App Store невозможно, можно только продлить размещение уже опубликованного ранее. На самом деле это не так. Опыт показал, что оплатить можно без проблем, только не картой, а с помощью мобильной связи. Во избежание неизвестных ошибок нужно сразу привязать номер телефона как способ оплаты и выбрать оператора: подойдут МТС или Билайн. Если же попытаться добавить заграничную банковскую карту для оплаты приложения для России, то вы получите ошибку, на которую в интернете полно ответов, без решения. Просто не усложняйте себе жизнь, номера телефона для оплаты будет достаточно. Оплачивать аккаунт нужно обязательно с телефона из приложения Apple Developer, не через браузер.
Что касается Google Play, то здесь без карты не обойтись. При этом мы на практике выяснили, что предоплаченная (неименная) карта не подойдет. Мы использовали карту Wirex с 3DS биометрической аутентификацией. Эта платежная система недоступна на территории России, однако есть компании, которые соединяют владельцев таких карт и желающих через них что-то оплатить. По понятным причинам назвать компанию, которая помогла нам, не могу, но они легко гуглятся.
Поломка кнопки Enroll me now в App Store
Регистрация Apple Developer в целом проще, чем Google Developer, но есть
но есть непонятные ошибки, о которых Apple не пишет. Одна из них — неактивная кнопка Enroll me now. При этом под кнопкой появляется подпись «Enrollment through the Apple Developer app is not available for this Apple ID. Visit http://developer.apple.com/programs/enroll/»
При этом в интернете бродит много теорий о том, как решить эту проблему: включить VPN, производить регистрацию в браузере, обязательно использовать FaceID, создать новый аккаунт, потому что текущий по каким-то причинам попал в опалу, попробовать в нового устройства. По моему опыту, лишь последний вариант может помочь. При этом есть стопроцентно рабочий и банальный способ — написать в поддержку с описанием проблемы. Она, как ни странно, проблему решит, но на это стоит заложить от пары дней до пары недель. В нашем случае ответа от поддержки пришлось ждать около 10 дней…
Публикация от компании
Если в ваши цели входит публикация от лица компании (то есть от юрлица), а не с личного аккаунта, то вам предстоит еще один этап — получение DUNS номера (это международный идентификатор организаций). DUNS можно попробовать получить при регистрации аккаунта разработчика в App Store — часто хватает просто запросить DUNS через сайт Apple, DUNS номер приходит на электронную почту через пару дней.
Если же у вас не получается, то уже можно рассмотреть и второй сценарий. В интернете советуют использовать официальный сайт компании Dun & Bradstreet https://www.dnb.com, заходя на него с через VPN. На деле это работает для СНГ, но не для России. Однако у компании есть российский представитель https://www.dnb.ru и через него точно также можно получить этот номер. От вас потребуется заполнить заявку на сайте.
В поле заявки нужно сообщить причину, по которой вы запрашиваете DUNS номер, и правильно указать, для какого магазина вы планируете публиковать приложение. Далее, если для Google Play, то необходимо написать следующий текст: «Получение D-U-N-S® номера для официальной регистрации нашей компании в целях разработки и публикации мобильных приложений в магазине Google Play Store.» Получение номера через dnb.ru займёт от пары недель до месяца.
Тестирование приложения
Публикация приложения в App Store не требует обязательного периода тестирования, а модерация занимает от нескольких часов до недели. Что касается Google Play, то у них сейчас появилось требование об обязательном тестировании новых приложений в течение 14 дней с участием 20 пользователей. Это значит, что каждый день в течение этого периода «тестировщики» должны заходить в приложение. Впрочем, по факту не обязательно там что-то реально тестировать, можно просто пройтись по вкладкам. Естественно, не у всякой компании найдется столько тестировщиков, однако это не должно быть проблемой. В Telegram есть специальные группы, где люди бесплатно помогают друг другу — тестируют приложения друг друга. Для ускорения процесса есть и платные сервисы.
Связь с подсанкционными компаниями
Когда, казалось бы, все технические трудности позади, публикация приложения может затянуться из-за связи с санкционными компаниями. Причем связь может быть косвенной. Мы публиковали свое приложение, которое является финансовым маркетплейсом — то есть витриной банковских продуктов, часть из которых предлагают подсанкционные банки. Личный опыт показал, что, упомянув в переписке подсанкционую организацию или получив отказ в размещении из-за санкционного законадательства США, донести, что мы сами не находимся под санкциями, уже невозможно. Даже исключение из приложения продуктов санкционных компаний не приносит никаких результатов. Менеджеры на стороне сторов очень осторожны и при малейшем подозрении о таких связях могут долго и придирчиво уточнять все детали, и, получив исчерпывающие ответы, в итоге все равно вернуться к отписке о санкциях. Если слово «санкции» прозвучит хоть раз в диалоге, то проще начать коммуникацию заново с другого аккаунта, чем доносить все тонкости.
Частые ошибки
В завершении материала также хотелось бы описать часто возникающие типовые ошибки при публикации приложений, чтобы они не стали для вас сюрпризом и никак не повлияли на ваши планы, назовем это чеклист:
Внимательно отсмотрите размещаемые в магазине скриншоты приложения: если на них нарисованы силуэты смартфона убедитесь, что силуэт соответствует продукту компании. Проще говоря, на скриншотах для Apple должен быть силуэт iPhone с характерной «челкой» или динамическим островом. Так же внимание нужно уделить и иконкам в статус баре: на скриншотах для Apple должны использоваться строго иконки, используемые на этой платформе, один в один.
Проверьте доступность ссылок, которые вы указываете в полях «Политика конфиденциальности» и «URL техподдержки»: если на момент прохождения ревью они окажутся недоступными, ревью отклонят. Также стоит отметить, что Google в автоматическом режиме проверяет доступность указанных на странице приложения ссылок и после публикации, и если они стали недоступны, выставит вам предупреждение со сроком устранения проблемы.
Если ваше приложение имеет форму авторизации, вы обязаны предоставить магазину аккаунт для проведения тестирования. При этом стоит отметить, что, согласно правилам, доступ с этого аккаунта должен быть гарантирован ко всем разделам и функциям приложения. Если в ходе тестирования обнаружатся разделы, доступа к которым нет — ревью отклонят.
Проверьте, есть ли у вас функционал удаления аккаунта. Если приложение подразумевает его создание — должно быть и удаление. В противном случае поддержка Apple задаст множество вопросов, собирая информацию о вашей бизнес-модели и том, как и кем создаются аккаунты в системе, и в конечном счете выдаст отказ из-за отсутствия механики удаления аккаунта.
Изучите ваш процесс регистрации аккаунта для пользователя, убедитесь, что все запрашиваемые у пользователя данные необходимы для работы приложения, и вы не спрашиваете ничего лишнего. Apple и Google строго относятся к сбору личных данных, и обширные формы регистрации вызывают вопросы на стадии ревью — для чего используется та или и иная информация. Например, на моей практике был отказ за то, что мы спрашиваем пол пользователя. Несмотря на текстовое обоснование его необходимости — проверка совпадения с паспортными данными, нам всё равно пришлось добавлять третий вариант — не указан.
Вычитайте тексты запросов разрешений. Если ваше приложение использует, например, геолокацию — текст запроса разрешения должен в полной мере раскрывать, как и для каких функций приложения это разрешение требуется. Также стоит отметить, что Apple весьма ревностно относится к напоминанию юзеру о необходимости выдать какое-либо разрешение после его отказа. Такие уведомления также приводят к отклонению ревью.
Надеюсь, мой опыт и рекомендации помогут избежать сюрпризов при публикации ваших приложений и сократят time-to-market вашего продукта. Спасибо за внимание.