Как сети «Билайна» стали головной болью монтажников
Аутсорс слово нынче модное, а принцип такого сотрудничества все чаще практикуют крупные компании. Тенденция докатилась до телекома. Крупнейшие сотовые операторы уже несколько лет взаимодействуют с вендорами, фактически отдав свои сети на «растерзание» целой цепочке субподрядчиков разного калибра. Беда в том, что зачастую работы по обслуживанию инфраструктуры выполняют работники низкой квалификации.
В последние годы оптимизацией собственных расходов масштабно занялся «ВымпелКом». Полосатый оператор уже отправил существенную часть «офисного планктона» работать из дому. Эффективные менеджеры рапортуют об успешности проекта и несомненных выгодах прежде всего для компании.
Гораздо раньше в «ВымпелКоме» решили отдать обслуживание собственной инфраструктуры на аутсорс. Работу распределили между ведущими вендорами Nokia, Huawei и Ericsson. В 2014 году сторонние организации обслуживали сети компании уже в 55 из 78 филиалов оператора. В самой компании неоднозначно оценивают такой подход к работе, отмечая, что порядка 62% аварий на сетях происходят по вине вендоров. При этом аутсорс позволяет избегать множества издержек, связанных с содержанием большого штата обслуживающего персонала.
Именно поэтому, оператор не собирается отказываться от такой модели работы, и в 2016 году провел очередной закрытый тендер на обслуживание своих сетей. Исполнители все те же: Ericsson, Huawei и Nokia Siemens Networks.
Давайте сегодня забудем на минуточку об отчетах «эффективных менеджеров» и взглянем на процесс обслуживания сетей изнутри на примере компании Huawei. Как осуществляется такая работы и чем она оператору грозит.
Китайский вендор обслуживает сети «Билайна» в нескольких регионах. Своим штатом специалистов компания не располагает, поэтому работа распределяется между субподрядчиками. Дальше все идет по стандартной схеме, которую можно наблюдать, например, в строительной сфере. За неимением собственных филиалов в регионах, где компании выиграли конкурс, работы опять приходится отдавать субподрядчикам.
Здесь все предельно понятно и ничего нового. Настоящие вопросы возникают непосредственно на стадии исполнения работ. Естественно, что Huawei контролирует субподрядные организации для чего было разработано специальное приложение SmartQC.
Программа разработана для смартфонов работающих на android, а иметь ее на своем аппарате должен каждый рядовой монтажник. Приложение с помощью GPS отслеживает местоположение сотрудника, контроль выполнения работ соблюдается за счет выполнения определенного алгоритма действий, который придется выполнить, используя приложение.
Первое, что должен сделать монтажник попав на место выполнения работ — это сфотографировать объем работ с помощью приложения, и используя селфи-палку сделать фотографию всей бригады, которая должна быть облачена по всей технике безопасности.
Также необходимо заснять на видео текущее состояние площадки. Бригада допускается до работ, лишь выполнив все эти действия и отправив фото и видеоматериалы на сервер.
Тут есть один неприятный нюанс.Если не успеть отправить данные на сервер в определенное время, то приложение попросту не загрузит данные об объекте, и всю процедуру придется проделывать заново.
Каждый этап выполнения работы нужно фиксировать, сверяясь с присланными заданиями. Некачественные фото сервер не принимает. Соответственно камера смартфона должна хорошо снимать, а освещение должно быть соответствующим.
Собственным опытом работы со SmartQC с нами поделился один сотрудников подрядной организации, выполнявшей работы по тендеру Huawei. С его слов, особые сложности возникают при высотных работах. Для четкости фотографий нужно держать смартфон обеими руками, а все это усложняет и без того сложную работу и замедляет процесс. При этом временные рамки выполнения задания никто не отменял. Плюс ко всему не исключены форс-мажоры вроде севшей батареи смартфона. Вендору на это абсолютно наплевать.
Кроме того монтаж — работа не обязывающая обладать высоким интеллектом. Зачастую, конечный исполнитель получает сравнительно небольшие деньги, после того, как каждый субподрядчик откусит свой кусок. Понятно, что выполнять работу берутся люди без образования и понимания, что смартфон можно использовать не только, чтобы «лайкать» фотки девочек в соцсетях. Поэтому работа со SmartQC многих вводит в ступор.
При этом SmartQC имеет кучу недочетов, что не раз приводило к курьезам.
«Не раз бывало, что монтажник излазил башню, потратив несколько часов на фото, а когда спустился и попытался отправить фото вдруг обнаруживается, что ни одной из них не сохраняется», — рассказал сотрудник, работавший на объектах Huawei.
Кстати фото сделанные ночью приложение не принимает, поэтому если работу закончили в темное время суток, то за фотографиями придется возвращаться днем. Часто случается, что фото, выглядящие четкими на телефоне, при попадании на сервер обрабатываются через определенное время. В результате монтажник уверенный в том, что его фото принято сервером, уезжает с места работ с чувством выполненного долга. Позже компьютер отбраковывает фото и сотрудник должен вновь возвращаться на объект иначе работу не зачтут.
Масса негативных моментов возникает и при взаимодействии связки ВымпелКом — Huawei — Исполнитель. В процессе выполнения работ монтажника консультируют, но когда работа выполнена сотрудник остается один на один со SmartQC, что нередко оборачивается тем, что он просто не может сдать отчет заказчику. Люди работают себе в убыток, а многие бросают выполнение работы на «полпути» не получая ни копейки. Нередки случаи, когда свои деньги монтажники пытаются вернуть занимаясь откровенным вандализмом, забирая с собой дорогостоящее оборудование с объектов связи.
В интернете можно найти массу примеров, когда люди взявшись за работу, сперва попросту не понимали с чем они связались, а разобравшись — бросали работу.
Как показывает практика, исполнители, знающие себе цену, за такие работы не берутся. В результате, работа достается исполнителям без соответствующей квалификации. За этим следует нарушение сроков выполнения работ, а, следовательно — нарушение договоренностей и потеря денег.