Как «Сбер» воспользовался студенческим стартапом и даже не сказал его создателям спасибо

«Какого же было наше удивление, когда нам дали второе место и приз симпатий жюри… Оказалось, что судьи неправильно оценили возможности реализации проекта — через год «SberMedAI» полностью реализовал наш стартап, воспользовавшись всеми перечисленными и описанными на защите технологиями.»

В 2020 году, в разгар пандемии коронавируса, я поступила на экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. Всех студентов закрыли на карантин через полтора месяца после начала занятий. Онлайн‑лекции быстро всем наскучили, а командные международные универсиады по эконометрике почему‑то больше не проводили. Мы быстро поняли, что на пятерки закрываться тяжело и скучно, поэтому начали активно искать себе развлечение, которое могло бы принести нам радость и хоть какую‑то практическую пользу. Так, во втором семестре мы открыли для себя кейс‑чемпионаты.

Если объяснять простым языком, кейс-чемпионаты — это хакатоны для экономистов, менеджеров и маркетологов. Такие мероприятия проходят в несколько этапов, длятся от недели до месяца и заключаются главным образом в создании решения определенной бизнес-задачи для компании-спонсора. Последняя в свою очередь спонсирует чемпионаты для поиска неглупых стажеров и новых идей развития своих продуктов.

Конечно, среди любителей поучаствовать в таких соревнованиях давно ходили таинственные слухи о злых больших корпорациях, которые забирают проекты амбициозных студентов на реализацию, выкидывая юных специалистов из работы над собственными идеями. Но историй «успешного успеха» призеров и победителей, взятых на стажировки в лучшие компании страны, было гораздо больше.

В любом случае, участие в кейс-чемпионатах — это очень интересный опыт, который помогает студентам прокачивать практически все «жесткие» и «мягкие» навыки (от построения финансовых моделей, тянущихся на десятки экселевских листов, до недооценённого, но чрезвычайно важного навыка питчинга, к которому вас быстро научат относиться серьезно).

Правда, есть кое-что, о чем знают лишь финалисты: участие в таких чемпионатах — занятие невероятно тяжелое. Это недели, месяцы кропотливой работы, которую нужно умудриться совместить с учебой. Например, наша команда в 2022 году использовала планирование человеческих ресурсов по принципам стратегического менеджмента: два человека работали над решением с 9:00 до 21:00, и еще два — с 22:00 до 10:00. При этом мы подменяли друг друга в перерывах на обед, и в итоге получалась работа по 24 часа в сутки.

Такие техники начинаешь применять не сразу, а с опытом. В 2021 году я в составе другой команды заняла третье место в Кубке России «Changellenge>> Cup Russia 2021». Разработанную нами стратегию продвижения нового антикоррозийного покрытия, созданного компанией «НЛМК», судьи оценили по достоинству, назвав классическим маркетинговым решением, активно применяющимся в тяжелой промышленности. Решение было хорошим, но, увы, не выдающимся. Мы плохо защитились на этапе дополнительных условий (когда к условию кейса добавляется еще несколько вводных данных). Один из нас, как и подобает новичку, запнулся, отвечая на вопросы во время второй финальной защиты. В общем, место победителей мы точно не заслуживали. Поэтому, взяв с собой багаж приобретенного опыта, мы поставили в своих головах галочку о неполученном первом месте.

Еще через год состав команды поменялся. Наш аналитик Егор ушел в глубокое изучение механизмов трейдинга, капитан Вася нашел работу в «Яндексе», а я, неопределившийся со сферой дальнейшего развития бывший финансист, решила собрать собственную команду и вновь посоревноваться за звание чемпиона России.

За несколько дней до начала Кубка 2022 года на свет появилась команда «ChainsawMen», членами которой на самом деле были четыре девушки, блестяще вышедшие в финал после трехнедельной борьбы c 3,700 студентами из более чем 180 городов и 90 ВУЗов.

Нам удалось поработать с тремя компаниями: «Henkel», «Danone» и «Сбер». Последнюю из трех представлял студенческий акселератор «SberStudent», позволяющий участникам реализовывать свои IT-стартапы за счет привлечения внешнего финансирования. Именно «SberStudent» предложил для финалистов чемпионата задачу, в рамках которой нужно было создать собственный стартап с использованием искусственного интеллекта. Идея должна была быть новой, нетривиальной, а самое главное — легко внедряемой в экосистему «Сбера».

Такой кейс конечно заставил нас изрядно попотеть, ведь фактически нам нужно было за неделю сделать работу участников акселератора «SberStudent», на которую им отводится четыре месяца.

Как студенты ковидных времен, мы практически сразу же решили взяться за область телемедицины — изучить рынок и придумать для него что-то новое. При этом мы быстро поняли, что нужно отталкиваться от нашей собственной «боли», чтобы успешно защитить стартап на этапе питчинга. Только так мы смогли бы узнать мотивы целевой аудитории за столь короткое время, а понимать для кого создается продукт или сервис — важнейший этап успешной реализации любого проекта.  

В какой-то момент генерирования идей мы отвлеклись и начали обсуждать собственные проблемы. Выяснилось, что каждую из нас беспокоили периодические высыпания на лице. Филя пожаловалась на влияние количества потребляемого сладкого — чем больше ешь шоколада, тем хуже состояние кожи. Катя начала рекомендовать ей противоаллергические кремы, а я вспомнила про знакомого дерматолога. Из этой беседы постепенно выросла идея приложения «FR Skin».

Идея проекта, представленная на презентации

Идея проекта, представленная на презентации

«FR Skin» — это приложение, способное помочь людям, страдающим от кожных заболеваний, сделать первый шаг навстречу здоровой коже.

Пользователь фотографирует пораженный участок кожи и дополнительно заполняет анкету о своей проблеме. Искусственный интеллект анализирует фото и пользовательские ответы из анкеты, выдает первичный дерматологический диагноз, сравнивая фотографию пользователя с изображениями и описаниями дерматологических заболеваний из выбранной базы данных. Далее «FR Skin» генерирует диету, подходящую под определенный тип кожи, и рекомендует средства для ухода, которые можно было бы заказать из «Еаптеки» при условии дальнейшей интеграции приложения в экосистему «Сбера». Кроме того, при обнаружении серьезной формы кожного заболевания или нехватки информации о пользователе, приложение предлагает записаться к врачу через онлайн сервис «СберЗдоровье».

В процессе создания стартапа мы консультировались с несколькими дерматологами, которые помогли нам выбрать подходящие базы данных. Мы также сравнили наш сервис с зарубежными аналогами «SkinVision», «CureSkin» и «Neutrogena Skin 360», выявили наши конкурентные преимущества и объяснили, что идею возможно реализовать на российском рынке.

Сравнение

Сравнение «FR Skin» с иностранными конкурентами проекта

Наша защита прошла блестяще — детализация и проработка «FR Skin» произвели очень хорошее впечатление на судей. Остальные финалисты выбрали уже существующие стартапы связанные с агропромом и образованием. Мы идеально ответили на все вопросы по стартапу, которые были связаны с вероятностью ошибки первичной диагностики, использованными технологиями искусственного интеллекта и выбранными базами данных дерматологических заболеваний, а также объяснили юнит-экономику.

Какого же было наше удивление, когда нам дали второе место и приз симпатий жюри. Алексей Тузиков, главный судья и исполнительный директор дирекции по развитию экосистемы «Сбера», добродушно сказал нам не обижаться: «У вас была лучшая презентация, и вы отлично выступили. За это вам дали приз симпатий жюри, эквивалент первого места. Это достойная награда за стартап, который имеет столько сложностей в реализации.»

Утешительный приз симпатий жюри расстроил нас гораздо сильнее второго места.

Идея победителей 2022 года — умная селекция семян, которую активно применяют с 2018. Кроме того, у наших соперников явно хромал питчинг — из них буквально вытягивали ответы на вопросы, поэтому естественным желанием было узнать, что же пошло не так.

На тот момент я являлась амбассадором «Changellenge>>», компании, организовавший Кубок России 2022, и имела право запросить полный разбор нашего решения с комментариями от судей. Именно так я и поступила.

После прочтения разбора сложилось неприятное впечатление некоторой несправедливости. Либо судьи принимали решение о выборе победителя спустя рукава (потому что большинство минусов, указанных в разборе, не соответствовало действительности), либо победитель был выбран заранее (что объясняет вытягивание ответов на вопросы у членов команды, занявшей первое место).

Разбор закончился следующей строчкой: «Призываем вас в дальнейшем придерживаться уважительного отношения к решению нашей экспертной комиссии и уважать победу другой команды.» После такого щелчка по носу «ChainsawMen» смутились и, стиснув зубы, взяли медали за второе место во всероссийском кейс-чемпионате. Мы сделали все, что могли: запросили фидбек и связались с Андреем Алясовым, основателем «Changellenge>>». Но, увы, никто не воспринял нас всерьез.

На горизонте появились долги по учебе, которые накопились за месяц участия в кейс-чемпионате, нужно было постепенно возвращаться в колею. Мы несколько раз задумывались об акселераторе «Сбера», углубляли наши знания в дерматологии, консультировались с разработчиками и решили попробовать продвинуть проект в следующем году.

Но оказалось, что судьи неправильно оценили возможности реализации «FR Skin» — через год «SberMedAI» полностью реализовал наш стартап, воспользовавшись всеми перечисленными и описанными на защите технологиями.

Наш стартап, реализованный

Наш стартап, реализованный «Сбером»

Директор по развитию экосистемы «Сбера» вполне бы мог наградить нас первым местом и предложить продолжить работу над проектом внутри «SberMedAI», но по-видимому ему показалось это неуместным.

Оглядываясь назад, понимаешь, к чему были вопросы про базы данных и следующие за ними рассказы про сложности реализации проекта. «Сбер» активно развивает студенческие и школьные акселераторы, рассчитывая на бесконечный, а самое главное бесплатный поток идей для развития бизнеса. В интернете живет великое множество статей про школьников и студентов, выигравших гранты на развитие стартапов. Но вы не найдете ни одной про неприкрытое воровство чужой работы.

Какие выводы я сделала из всего вышеизложенного?

Во-первых, теневой слух про воровство стартапов оказался чистой правдой. Такое мог сделать не только «Сбер», но и любая другая большая компания. Хотя для меня все еще остается большой загадкой нежелание «Сбера» хантить молодых амбициозных специалистов.

Во-вторых, работа над разработкой «FR Skin» — интереснейший опыт, который позволил мне и моим сокомадницам понять за чей счет развиваются экосистемы. Мы действительно несмотря ни на что гордимся нашей работой, в которую мы вложили большое количество времени и ресурсов.

И наконец, работать в одной команде с «ChainsawMen» было для меня честью. Я уверена, что нас ждет светлое будущее, в котором мы сможем удержать свой новый стартап в собственных руках.

© Habrahabr.ru