Как реагировать на негатив в экспертных статьях и не потерять мотивацию
В IT-сообществе принято делиться опытом решения сложных задач: это помогает найти единомышленников, получить комментарии или советы экспертов из смежных областей и компаний. Под такими материалами может появляться как позитивная обратная связь, так и негативные комментарии, которые могут демотивировать автора экспертной статьи.
При написании текстового материала вероятность получить негативный комментарий выше, чем на конференции или митапе — в живом общении люди меньше склонны высмеивать опечатки и дизайн, ставить под сомнение уместность темы или квалификацию автора.
Команда HR-бренда Учи.ру решила разобраться, как реагировать на критику и негатив в комментариях, чтобы не потерять мотивацию, и почему авторам важно продолжать делиться своим опытом на внешних площадках.
Зачем пишут негативные комментарии
Несколько лет назад в VK проводили исследование негатива в сети. Коллеги выяснили, что у людей, которые оставляют злые комментарии, может быть на то несколько причин:
Предупредить других читателей — например, если в материале содержится важная фактическая ошибка.
Обратить на себя внимание — блеснуть умом, начитанностью, грамотностью, квалификацией.
Восстановить справедливость — допустим, если автор материала совершил некорректный поступок, и хочется ославить его.
Мы с коллегами посовещались — и думаем, что вторая причина встречается чаще. Кажется, большинство негативных комментариев появляются в сети просто из-за желания поделиться своим мнением.
Наш коллега Григорий Петров из Evrone считает, что виной тому — опыт, который ранее мы получали в интернете. А некоторые психологи отмечают, что роль играют анонимность и физическая удаленность от собеседника, которая позволяет менее скрупулезно придерживаться норм вежливости.
Можно (и порой даже нужно) обращать внимание авторов на их недочеты и ошибки, давать полезные рекомендации. Но авторам точно будет приятнее, если делать это корректно и менее эмоционально.
Интересно, что негативные комментарии люди оставляют чаще, чем позитивные. Думаем, что причиной этому тоже является культура оценок: не ставить лайки и «пятерочки» постам, которые понравились, и сервисам, которые полностью устраивают, но оставлять «единицу», если что-то вызвало негативные эмоции.
Как автору уменьшить вероятность негативных комментариев
Получить негативные комментарии проще всего тем, кто хочет поделиться опытом и рассказать о своих открытиях в профессиональных сообществах. Некоторым экспертам даже здесь, на Хабре, рекомендации коллег могут показаться неинтересными, давно известными или ошибочными.
Григорий Петров из Evrone, с которым мы поговорили, когда готовили этот материал, подтвердил: туториалы «хабровчанам» не очень по душе. Он рекомендует в качестве темы для статьи выбирать не образовательные рекомендации, а что-нибудь любопытное. Критерий для проверки — интересно было бы вам обсудить эту тему с друзьями вечерком во время застолья. Если да — пишите!
Если все-таки хочется поделиться опытом, то стоит проверить, не дублирует ли статья общеизвестные тезисы. И включить в текст только те наблюдения, о которых еще нигде и никто не писал.
При выборе темы полезно почаще заходить на Хабр и смотреть, какие статьи собирают больше позитивного отклика. Вот еще несколько важных рекомендаций от руководителя отдела обучения Учи.ру Насти Лесниковой:
При написании материала ставить адекватную цель: не изменить мир своей статьей, а помочь разобраться в конкретной теме хотя бы нескольким коллегам.
Приводить жизненные примеры — статьи со сторителлингом аудитория принимает охотнее, ведь читать их интереснее.
Показывать готовые материалы ребятам из своего отдела, чтобы вносить в статьи дополнения и исправления, ориентируясь на их обратную связь.
Помнить, что вероятность появления критики высока. Но если она необоснованная, можно вообще не реагировать на комментарии.
Смотреть на обоснованную критику как на возможность стать лучше. Интересуйтесь, что коллеги советовали бы доработать в материале, и берите такие комментарии на заметку.
Что делать автору, который получил негативный комментарий
На Хабре некоторые наши коллеги тоже получают критические и негативные комментарии. Некоторые из них связаны с разницей во взглядах и опыте — тогда мы предлагаем коллеге, отвечая на них, рассмотреть точку зрения оппонента и еще раз разъяснить ему свою.
Комментарии с конструктивной критикой важно отделять от необоснованного негатива. Критика помогает стать лучше, указывает на неточности и показывает точки роста. Часто негатив бывает не конструктивен —, но его можно попытаться перевести в рациональное русло, попросив автора комментария выразить свою точку зрения более конкретно.
Если негативные комментарии вызывают обиду, есть способ справиться с эмоциями — поделиться с друзьями своим огорчением. Особенность человеческой психики такова, что нам сложно смиряться с критикой —, но если получить поддержку, станет легче.
Если хочется все бросить и вообще больше не писать никаких статей для Хабра или других площадок, то мы рекомендуем следующее:
Созданные статьи могут кому-то быть полезны. Даже если в комментариях написали, что эта технология устарела, и лучше использовать другую.
Написание статьи — это полезный опыт, который позволяет формировать соответствующий навык. А каждая публикация еще и развивает личный бренд, не говоря уже о бренде компании-работодателя.
По нашему коллективному опыту, демотивирует часто не суть комментария, а грубая форма высказывания. Мы всегда советуем коллегам: как бы не было обидно читать подобные комментарии, не опускаться до пассивной агрессии или резкости в ответ. Взять конструктив, отреагировать на него. И всегда сохранять корректность, чтобы формировать новые правила поведения в социальной сети.
К счастью, на Хабре редко бывают совсем уж оскорбительные комментарии, которые не несут никакого конструктива. Но если кому-то вдруг попадется, то рекомендуем не обращать на них внимания. А в соцсетях вообще есть возможность заблокировать не в меру грубого пользователя.
Выводы
При написании экспертной статьи учитывайте аудиторию и ее интересы, старайтесь не повторять общеизвестный материал, радуйтесь даже небольшому количеству лайков и сохранений. Делитесь жизненными примерами и собирайте фидбэк на свой труд у коллег в команде. Если получили критические комментарии — отвечайте вежливо, конструктивную критику учитывайте в следующих статьях. А если в комментарии нет никакого конструктива, а только негатив, то его лучше просто проигнорировать.
Мы подготовили этот материал ко Дню борьбы с травлей в сети. Впервые эта информационная кампания прошла 11 ноября 2019 года по инициативе VK, а в этом году акция устраивается уже в пятый раз.