Как развивается услуга сохранения номера абонента при смене оператора

f5b426928845495080a0df152534408b.jpg

Mobile Number Portabilty (MNP) — это возможность сохранить свой телефонный номер при переходе к другому оператору. Механизм призван стимулировать конкуренцию среди телеком-операторов и оздоравливать рынок. Но на практике внедрение функции переноса номера может приводить к разным результатам. О мировом опыте MNP расскажем под катом.

Почему пользователи меняют операторов?


Чаще всего перейти к другому оператору пользователей заставляет так называемая «усталость от бренда». Накапливаются негативные впечатления, связанные с платными подписками на контент, качеством связи и нюансами оплаты.

На удовлетворенности клиентов также сказывается снижение качества связи с ростом абонентской базы. Возможность оставить прежний номер позволяет легко решиться на переход к другому оператору.

Картина развития MNP в мире


Впервые возможность сохранить номер реализовали в Сингапуре в 1997 году, но попытка оказалась неудачной. Перенести удавалось только звонки и SMS, а любая другая услуга проходила через сеть предыдущего оператора. Здесь услуга была реализована полноценно только в 2008 году.

Первую удачную попытку предприняли тоже в 1997 году, в Нидерландах. В 1999 к ним присоединились Великобритания и Гонконг. В настоящее время услуга MNP доступна более чем в 70 странах мира.

Популярность услуги в разных странах сильно отличается. Например, в Финляндии, где сохранить номер можно бесплатно, доля перенесённых номеров за один год превысила 20%. В Нидерландах, где MNPэта услуга обойдется в 9 Евро — 12% от среднего ARPU (Average revenue per user, средняя выручка на одного пользователя за месяц), доля перенесённых номеров — 7%. А в Германии «взять» с собой номер стоит 29 Евро, поэтому там услуга MNP совсем непопулярна — меньше 1%. Опережает всех по числу перенесенных номеров Сингапур, где 95% абонентов поменяли оператора уже в первый год.

На популярность MNP оказывают влияние несколько факторов:

Развитие рынка мобильной связи в стране


Услуга MNP оказывается наиболее популярна в странах, мобильный рынок которых находится в ранней стадии развития. Самые благоприятные условия для ее развития — низкое проникновение мобильной связи, невысокое качество услуг и неразвитая конкуренция. Один из лидеров по популярности MNP — Финляндия — на момент внедрения услуги в 2003 году показывала уровень проникновения мобильной связи около 90% (для сравнения: в России этот показатель сейчас составляет около 180%), а оператор Sonera доминировал с долей рынка 56%.

Напротив, Япония на момент принятия MNP в 2006 году отличалась очень высокой конкуренцией в секторе мобильной связи, и услуга оказалась непопулярной, а доля перенесенных номеров составила всего 0,2% (против ожидаемых 30%).

Условия перехода и количество бюрократических барьеров


Популярность MNP, конечно, в значительной степени зависит от стоимости переноса, необходимости личного присутствия и срока, за который можно осуществить переход. Хотя востребованность услуги не всегда обратно пропорциональная стоимости. Например, в Великобритании, где она предоставляется бесплатно, доля перенесенных номеров значительно ниже, чем в Дании, где за MNP нужно заплатить около 10 евро.

Степень лояльности абонентов


Традиционно доля перенесенных номеров является невысокой в странах, в которых принято заключать долгосрочные (на год и больше) контракты с мобильным оператором. Такая практика сложилась, например, в США и Японии. В этих странах операторы предлагают большие скидки абонентам при заключении годового контракта, а расторжение такого контракта подразумевает высокие штрафы.

Сценарии развития MNP


e7ad31fbac3143cca1b8c763e2b003d6.jpg

Важно понимать, что процедура перехода разрабатывается регулятором — государственным органом, а не самими операторами. Можно выделить четыре сценария:

Агрессивный сценарий


Характерен для стран с ограниченным контролем со стороны государства. При внедрении MNP наиболее слабый из операторов начинает демпинговать, что приводит к ценовым войнам.
Где: Турция и Бразилия.

Умеренный сценарий


Небольшие операторы предпринимают усилия по захвату доли в корпоративном сегменте, у конкурентов наблюдается значительный отток абонентов.
Где: Польша

Консервативный сценарий


Крупные игроки стараются сохранить текущую ситуацию на рынке и ограничить потенциальные потери. Благодаря сильному государственному регулятору, конкуренция выражается не в ценовых войнах, а в предложении более широких наборов услуг, повышении их качества.
Где: Чехия, Таиланд, ЮАР и Россия.

Оптимистичный сценарий


Операторы договариваются друг с другом и одновременно меняют свои предложения таким образом, что при переходе абонент ничего не выигрывает. Очень похоже на консервативный сценарий, но демпинг предотвращает не регулятор, а договорённость операторов.
Где: Израиль и Индия.

Лучшие мировые кейсы


Турция


6948b934198b4f44926593995a93f74d.jpgДо 2008 года в Турции существовала почти полная монополия оператора Turkcell, который активно выступал против переноса. В таких условиях реализацию MNP инициировало не государство, как это бывает обычно, а сами операторы — Vodafone и Avea. За их счет была создана база, которую передали регуляционным органам.

Только в первый день было подано 50 тысяч заявок на перенос, а за пару лет количество перенесенных номеров составило уже почти 60%.
Vodafone и Avea выросли соответственно до 18,3 и 12,8 млн абонентов соответственно. Доля рынка Turkcell за четыре года снизилась с 76% до 49%. Чтобы перестать терять клиентов, оператор существенно снизил стоимость, что привело к общему удешевлению услуг связи (до 2008 самая дорогая в Европе).
Услуга предоставляется бесплатно и сам процесс занимает шесть рабочих дней.

Грузия


d010774eaec144578258069fccec8aac.pngВнедрение MNP в Грузии в 2011 году считается одним из самых успешных и самым быстрым: все работы удалось завершить за четыре месяца. Уже к концу 2011 года также была реализована переносимость фиксированных номеров.

Услуга предоставляется бесплатно, процесс занимает до трех дней.

Великобритания


258aa3b1ff0941bea3d69ce2827763b5.pngЗдесь реализовать MNP в 1999 году помог независимый регулятор Ofcom. Услуга изначально предоставлялась бесплатно, но операторам необходимо было оплатить регистрацию номера (около 25 фунтов).

Время переноса удалось сократить с месяца до семи дней только к 2005 году, а в 2009 его ограничили двумя часами и дали возможность уйти к другому оператору почти мгновенно.

Затраты на внедрение MNP в Великобритании почти на 30 млн долларов превысили ожидаемые, а вот востребованность услуги оказалась невысокой. За первые пять лет возможностью перенести номер воспользовались чуть больше 5% пользователей.

США


2f75ee551000456cbaa77de4a3eec2cd.jpgВ США с 1997 года действует LNP (Local Number Portability — возможность переносить стационарные номера), а MNP — с 2003 года. Для ее запуска удалось воспользоваться архитектурой интеллектуальной сети LNP. В результате внедрения MNP цены на мобильную связь снизились на 6%, появились новые выгодные тарифы. Суммарная экономия абонентов составила около 120 млн долларов в месяц.

Услуга предоставляется бесплатно, а срок переноса составляет всего пару часов. Заявку можно подать онлайн

Индия


09bd140dce1943fe9687ec0bbfdcdc77.pngВ Индии, запустившей MNP в 2011 году, был специально для этого создан оператор MNPO (Mobile Number Portability Operator), взявший на себя ответственность за содержание базы данных перенесенных номеров. Абонент может перенести номер в пределах своей зоны. Всего зон две — северо-запад и юго-восток, каждая из них обслуживается отдельной компанией. Создавать переносимость внутри всей страны с такой большой площадью оказалось экономически нецелесообразно: в этом случае слишком возросла бы себестоимость вызова на перенесенный номер.

Срок переноса номера в Индии составляет до семи дней. Заявку можно подать с помощью SMS.

Заключение


Какой из этих сценариев хуже, а какой лучше? Всё зависит от точки зрения. Для абонента лучшим является агрессивный сценарий, означающий сильное падение цен. С другой стороны, он может привести к тому, что операторы со временем договорятся и начнут снова поднимать цены. Самый предпочтительный для операторов сценарий— оптимистичный. В этом случае MNP не стимулирует — наоборот, операторы стараются привязать абонентов к себе.

В России выбрана сбалансированная модель развития MNP: с одной стороны, нет демпинга и сильного падения ARPU, с другой — у операторов есть стимул конкурировать и постоянно предлагать новые, более интересные продукты. Как показывает практика, цены на тарифы имеют тенденцию к снижению независимо от того, реализована ли в стране MNP. Тем не менее, эта услуга может дополнительно стимулировать конкуренцию, и вслед за этим — снижение цен.

Комментарии (12)

  • 14 июля 2016 в 15:17

    0

    Мобильное проникновение 180%? Поясните, пожалуйста, как это и что подразумевается под этим «проникновением»?
    • 14 июля 2016 в 15:17 (комментарий был изменён)

      0

      Проникновение рассчитывается как количество SIM-карт на 100 жителей РФ. Проникновение мобильной связи в 180% означает, что на 100 жителей РФ приходится 180 SIM-карт.
      • 14 июля 2016 в 16:28

        0

        А есть рассчеты отдельно по Мск и РФ?
  • 14 июля 2016 в 15:31

    0

    >>Какой из этих сценариев хуже, а какой лучше? Всё зависит от точки зрения.
    >>Для абонента лучшим является агрессивный сценарий, означающий сильное падение цен.
    >>С другой стороны, он может привести к тому, что операторы со временем договорятся и начнут снова поднимать цены.

    Действительно, для абонента лучше сценарий, который назван вами «агрессивным», однако никакой «с другой стороны» не существует, так как операторам ничего в любом другом варианте не запрещает «договориться» (точнее это запрещено для любых вариантов, просто агрессивный ничего не меняет), кажется, лукаво так говорить, если ты оператор Х)

  • 14 июля 2016 в 15:52

    +1

    Как теперь определить принадлежность номера оператору?
    • 14 июля 2016 в 16:08

      +2

      У мегафона есть API http://www.megafon.ru/api/mfn/info? msisdn=7XXXXXXXXXX
      • 14 июля 2016 в 16:32

        0

        О, интересно. А как вы об этом узнали? У них есть какое-то описание, документация?
    • 14 июля 2016 в 16:15

      0

      https://pentalweb.ru/
    • 14 июля 2016 в 16:19

      0

      Для этого существует много онлайн-сервисов, например, можно воспользоваться базой перенесенных номеров ЦНИИС http://www.zniis.ru/bdpn/check
    • 14 июля 2016 в 16:19

      0

      через HLR запрос :)
  • 14 июля 2016 в 16:11

    0

    У меня вызвало удивление то, что номер нельзя перенести из другой области.
  • 14 июля 2016 в 16:26

    0

    Эх, давно вы перешёл к Йоте со своим номером (которому уже 12 лет). Но к номеру привязан ещё и местный городской, который очень нужен =(Выкручиваюсь двумя симками и жду, когда можно будет перенести и городской номер.

© Habrahabr.ru