Как разработчикам проходить валютный контроль: пошаговая инструкция
Недавно мы с нашими друзьями из Тинькофф провели вебинар о том, как работать с зарубежными компаниями. Самой горячей темой был валютный контроль. Сначала все и правда кажется сложным: нужно оформить контракт, потом инвойс по определенной форме, предоставить какие-то бумаги, уложиться в сроки. Но в реальности все намного проще.
Мы попросили спикеров вебинара по шагам рассказать, как получать оплату в валюте и на что надо обращать внимание. В статье — наглядная схема и три лайфхака, как получать валюту на свой счет как можно скорее. Все на примере того, как это работает в Тинькофф Бизнесе.
Для кого эта статьяЭта статья для тех, кто уже работает через ИП (те, кто еще не, почитайте наш предыдущий гайд на Хабре или раздел с вопросами и ответами у Тинькофф). Поэтому мы не будем вдаваться в детали про регистрацию, налоги и документы, а расскажем именно про работу с валютой. В международном праве документы называются немного иначе, чем в России, поэтому, чтобы вы не запутались, сверим термины. Контракт — то же самое, что договор. Это основной документ, где описаны все условия вашей работы. Обычно его подписывают с заказчиком, когда договорились работать долго или над большим проектом. Инвойс — то же самое, что счет. В инвойсе вы указываете перечень услуг и их стоимость. Можно работать без договора, только по инвойсам — это подходит для небольших проектов или разовых заказов. Акт — закрывающий документ, где написано, что заказчик принял услуги. В вашем договоре должно быть прописано, нужны ли акты, или факт оплаты счета подтверждает принятие услуг. Если вы работаете без актов, то вместо акта используют инвойс. Принцип такой же, как в России: подписал контракт, выполнил этап работ, выставил инвойс и акт, заказчик подписал акт, подтвердив, что работа принята, и оплатил инвойс. Если работаете без контракта или без акта — это тоже ок. Главное, чтобы был инвойс. |
Как получить платеж в валюте
Чтобы получить деньги на счет ИП от иностранного юрлица, надо пройти валютный контроль — подтвердить для банка законность сделки. Важный момент: не имеет значения, получаете вы деньги в рублях или в валюте.
Если вы работаете с зарубежной компанией и она платит вам в рублях, тоже надо проходить валютный контроль. Например, так бывает, если работаете с компанией из Беларуси или Казахстана.
Схема валютного контроля
Когда вы открываете в банке валютный счет, автоматически открывается еще один специальный счет. Он называется транзитный. Транзитный счет — вспомогательный, он нужен для работы с валютой.
Валюта от иностранной компании приходит на транзитный счет. Клиентам Тинькофф в момент зачисления приходит смс. Пользоваться деньгами на транзитном счете нельзя. Они просто лежат, пока вы не подтвердите для банка законность сделки. Подтвердить платеж нужно в течение 15 рабочих дней, но об этом позже. В Тинькофф Бизнесе после подтверждения банк в течение пары часов переводит валюту на ваш расчетный счет — теперь эти деньги можно использовать.
Чтобы подтвердить платеж, надо заполнить форму в личном кабинете банка и в ряде случаев приложить документы. Какие документы и когда отправлять — зависит от суммы сделки между вами и контрагентом. То есть не суммы конкретного платежа, а общего объема денег, которые заказчик должен будет перевести вам за все время сотрудничества по одному договору.
Для валютного контроля есть такие интервалы:
Сумма договора или инвойса до 200 000 рублей. Это если вы выставили счет, вам по нему заплатили 200 000 рублей и все, других платежей не будет. Или отправили два раза по 100 000 рублей. Если у вас договор на 1 000 000 рублей, а платят по 200 000 рублей за раз, то это уже другая ситуация.
Импортные или экспортные контракты от 200 тысяч до 3 млн или 6 млн рублей — может быть серия отдельных платежей или один большой. Главное, чтобы общая сумма по договору укладывалась в эти лимиты. Например, если вам будут платить по 150 000 рублей каждый месяц на протяжении полугода.
Импортные или экспортные контракты на сумму больше 3 млн или 6 млн рублей.
Если сумма до 200 000 рублей
Если вы работаете по контракту до 200 000 рублей, то по закону для валютного контроля вообще никакие документы не нужны. Когда деньги придут на счет, вам нужно будет заполнить короткую форму в личном кабинете.
В Тинькофф вы подтверждаете платеж на проверку без документов в пару кликов через личный кабинет. В течение двух часов деньги будут зачислены на расчетный счет.
Если по одному договору вам приходит больше 200 000 рублей, то дальше ситуация уже меняется в зависимости от того, какой контракт: экспортный, импортный или кредитный. На вебинаре нас спрашивали, как понять, какой именно у вас контракт.
Как понять, контракт импортный или экспортный Требования к валютному контролю отличаются в зависимости от того, какой у вас договор: экспортный, импортный или кредитный. Экспортный договор — когда услугу оказываете вы. Импортный — когда услугу оказывают вам. Кредитный — когда вы занимаете деньги у зарубежной компании или она у вас занимает деньги. Кажется, что тут сложного: если вы работаете на зарубежную компанию как разработчик, то это всегда экспорт. Но есть нюансы. Если вы работаете по оферте, например через Upwork, Apple и Google Play, то считается, что компания оказывает услугу вам, потому что она продвигает ваше приложение или находит для вас заказы. Это считается импортным договором. Если вы разработчик и работаете как ИП, достаточно запомнить следующее:
|
Контракт от 200 тысяч до 3 млн или 6 млн рублей
Если вы работаете с заказчиком регулярно и общий объем поступлений по контракту от 200 тысяч до 3 млн рублей для импортного контракта или до 6 млн для экспортного, придется предоставить сканы документов в банк.
Схема валютного контроля для платежей от 200 000 рублей
В этой ситуации вам надо подтверждать каждое поступление денег документами: сканом инвойса или акта. Если вы работаете без актов, достаточно просто инвойса.
Например, у вас договор, в котором написано, что факт оплаты инвойса подтверждает приемку работы. По такому договору акты не нужны. Значит, что для валютного контроля вам достаточно будет прислать копию подписанного инвойса, который вы отправляли заказчику.
Или у вас в договоре написано, что оплата только после подписания акта выполненных работ. Тогда в валютный контроль надо будет отправлять копию акта, который подписал заказчик.
Форма подтверждения платежа
Если в вашем банке есть персональный менеджер, можно показать ему договор и спросить, какие документы вам надо прикреплять. Он подскажет, как именно оформлять платежи, чтобы у валютного контроля не было вопросов.
Контракт от 3 млн или 6 млн рублей
Когда вы заключаете крупный контракт с заказчиком, надо поставить его на учет. Это значит, что банк регистрирует контракт и отправляет информацию об этом в ЦБ. Ему присваивают уникальный номер и отслеживают все платежи.
Есть два вида контрактов:
С фиксированной суммой — прямо в договоре есть конкретная сумма за весь период работы.
Без конечной суммы — конкретной суммы нет, указана только ставка за час.
Контракт с фиксированной суммой. Пересчитайте сумму за весь период действия договора по курсу ЦБ в день заключения. Если она больше 6 млн рублей для экспортного договора и 3 млн для импортного, ставить контракт на учет надо сразу после подписания.
Если в контракте нет конечной суммы, а только ставка за час — надо следить за общей суммой платежей. Когда она достигнет 6 млн рублей для экспортного или 3 млн для импортного — надо будет поставить контракт на учет. Платежи надо пересчитывать в рубли по курсу ЦБ в день заключения договора.
В Тинькофф мы сами следим за объемом платежей и напоминаем об этом клиентам. Поэтому вы точно не пропустите момент, когда надо поставить контракт на учет.
Анна Чернова, эксперт валютного контроля Тинькофф Бизнеса
Постановка на учет означает, что теперь к валютному контролю добавится еще один этап: надо будет еще присылать СПД за каждый платеж.
Схема валютного контроля для платежей по контракту, который стоит на учете
СПД — справка о подтверждающих документах. Она оформляется на документ, который подтверждает факт приемки услуги. Если в договоре прописано, что подтверждаем с помощью акта, СПД надо оформлять на акт. Если в договоре написано, что факт оплаты инвойса и есть подтверждение факта приема услуг, то оформляем на инвойс.
Оформить СПД просто: в нашем случае это можно сделать прямо в личном кабинете банка. Надо заполнить несколько полей и еще раз приложить акт или инвойс.
СПД
Прислать СПД нужно после того, как вы подписали документы, — на это дается 15 рабочих дней следующего месяца. Например, если вы подписали акт 23 октября 2020 года, то СПД надо прислать в течение первых 15 рабочих дней ноября — до 23 числа.
Важно: дата СПД не зависит от момента, когда поступили деньги, только от даты подписания акта или инвойса. Если вы подписали акт, но по нему еще не прошел платеж, вы все равно должны предоставить СПД в течение 15 рабочих дней месяца, следующего за подписанием.
Как поставить контракт на учетПоставить контракт на учет просто: надо прислать скан подписанного договора в банк. Банк проверит его, присвоит контракту уникальный номер и отправит информацию в ЦБ. Теперь все платежи по контракту будут проходить в рамках этого номера.
|
Как перевести контракт в другой банк
Если контракт уже стоит на учете в банке, это не значит, что вы обязаны вести его там, пока не закончится. Контракт можно в любой момент перевести в другой банк с более выгодными условиями обслуживания.
Шаг 1. Проверить ВБК. Проверить, что на текущий момент по контракту все платежи подтверждены и отражены в ведомости банковского контроля (ВБК). Для этого запросите в своем банке ВБК и проверьте, что в ней указаны все платежи, которые приходили вам на счет. Поступившие платежи можно посмотреть в выписке.
Платежи в ведомости банковского контроля указаны в разделе 2
Если все хорошо, можем переходить к следующему этапу.
Шаг 2. Подать заявление о снятии с учета. Предоставьте в банк, где сейчас контракт стоит на учете, заявление о снятии с учета контракта и укажите основание 6.1.1 — перевод из банка УК контракта на обслуживание в другой уполномоченный банк.
Банк обязан в течение двух рабочих дней обработать заявление и еще в течение одного рабочего дня уведомить вас о том, что контракт снят с учета. Таким образом, через три дня после подачи заявления контракт точно будет снят с учета и готов к переводу в другой банк.
Шаг 3. Поставить контракт на учет в новом банке. С даты снятия контракта с учета у вас есть 30 рабочих дней, чтобы поставить контракт на учет в новом банке. Но есть нюансы.
Если происходит зачисление денег по этому контракту, то надо поставить его на учет не позднее 15 рабочих дней с момента зачисление денег на счет.
Поэтому, перед тем как провести процедуру перевода контракта из одного банка в другой, проверьте, укладываетесь ли вы в сроки между платежами по контракту. И не затягивайте с постановкой контракта в новый банк: лучше делать это сразу, чтобы потом не забыть и не пропустить нужную дату. Если поставить контракт на учет после срока, можно получить штраф.