Как разогнать ЖК монитор

Про то, что можно разогнать процессор, видеокарту или ОЗУ, слышали, я думаю, большинство пользователей ПК. Однако про то, что можно разогнать еще и монитор, знают немногие, причем зачастую разница от его разгона существеннее и заметнее, чем от разгона другого железа. Также она еще и безопаснее, но об этом ниже. 

4fb3db55faec4300052987daaec78eb8.jpg

Теория

Для начала — что же подразумевается под разгоном матрицы монитора? Подразумевается увеличение частоты обновления монитора со стандартных 60 Гц и на сколько получится — 70–75, бывает и 120, и даже 150 Гц (!). Зачем это нужно? Чтобы повысить плавность картинки. Что означает, что частота обновления монитора — 60 Гц? Это означает, что картинка на экране меняется ровно 60 раз в секунду. При этом видеокарта может выдавать как меньшее количество fps, так и большее. Если количество кадров, выдаваемых видеокартой, меньше частоты обновления, то, значит, какой-то кадр будет дважды (а то и трижды) выведен на экран, что может привести к ощутимым задержкам. Если же количество кадров, выдаваемых видеокартой, больше частоты обновления монитора, то получится так, что на экран будет выдаваться сразу два-три кадра, что приведет к артефактам:

gsync_demo_vsync_off.jpg

Без вертикальной синхронизации

Компромиссом является установка вертикальной синхронизации. В чем ее суть? Она жестко привязывает один кадр, подготовленный видеокартой, к одному обновлению картинки на мониторе. И тут, если ваша видеокарта выдает стабильно больше кадров, чем частота обновления монитора, то вы получите идеальную плавную картинку, ну, а ваша видеокарта при этом временами не будет загружена на 100% и будет отдыхать. И именно такой режим работы зачастую используется в системе — к примеру, когда вы скроллите в браузере, артефактов вы не видите, и при этом скроллинг плавный. 

Поднятие частоты обновления монитора убивает сразу двух зайцев: во-первых, теперь вертикальная синхронизация будет идти на более высокой частоте, а значит плавность еще повысится (думаю, все видели разницу в роликах на YouTube с 30 и 60 кадрами? Вот тут также). Во-вторых, если ваша видеокарта в играх выдавала больше 60 кадров в секунду, то теперь порог появления артефактов отодвигается до новой частоты обновления, при этом информация на экране будет обновляться чаще, что достаточно важно для динамических игр.

Разумеется, возникает вопрос — насколько это безопасно? Гораздо безопаснее разгона железа: если монитор не может работать на заданной частоте, он просто не включится. Если на заданной частоте он заработал — значит, никаких проблем у вас не будет. Перегрев ему, как в случае с разгоном процессора или видеокарты, точно не грозит.

Практика

Теперь, когда немного разобрались с теорией, можно перейти к практике. Первое, что нужно знать — гонится любой монитор и даже матрицы ноутбуков, но тут есть сразу несколько сдерживающих факторов. Первый — это способ подключения: через DVI при разрешении 1920×1080 вы вряд ли получите свыше 65 Гц — сказывается достаточно низкая пропускная способность интерфейса. Через старые HDMI (до 1.4) при том же разрешении вы скорее всего сможете получить частоту около 75–85 Гц. Ну, а через новые HDMI (1.4–2.0), Thunderbolt или DisplayPort ограничений практически нет — можно и 120–165 Гц получить. Аналогично зачастую нет ограничения у матриц ноутбуков, подключенных напрямую к плате. Второй сдерживающий фактор — сама матрица, вернее ее контроллер. Бывает, что даже с быстрым подключением при повышении частоты появляются некоторые артефакты изображения — увы, тут уже ничего не сделаешь, кроме как снижать частоту до последней стабильной.

Теперь поговорим о том, как разгонять. Владельцам видеокарт от Nvidia тут везет — для них алгоритм прост: нужно зайти в панель управления Nvidia, перейти на вкладку «Изменение разрешения», нажать на кнопку «Настройка», в открывшемся окне поставить галку на включении режимов, не поддерживаемых дисплеем, после чего нажать на кнопку «Создать собственное разрешение», и в открывшемся окне мы наконец-то получаем доступ к изменению частоты обновления:

Снимок.PNG

Увеличение частоты обновления для Nvidia

Частоту стоит поднимать на 3–5 Гц, после чего нажимать на кнопку «Тест». Если никаких артефактов не появилось и изображение есть — поднимаете частоту еще выше. Как только появились артефакты или исчезло изображение — снижаете до предыдущей рабочей частоты, и дальше поднимаете уже по 1 Гц — в общем, тут все ровно как при обычном разгоне видеокарты. После того, как нашли нужную частоту обновления, просто сохраняете полученную конфигурацию, и она появится в пользовательских разрешениях.

Как видите, тут риска никакого — если монитор «не завелся» на указанной вами частоте, через 20 секунд система откатит значение частоты на дефолтное. Увы — все так хорошо только с видеокартами от Nvidia, с видеокартами от AMD или Intel все хуже — там в настройках драйвера частоту увеличить нельзя, однако есть универсальное приложение, которое поможет это сделать — называется оно Custom Resolution Utility (CRU), скачать его последнюю версию можно тут. 

Сразу предупрежу — проблема программы в том, что у нее нет кнопки Тест, как в случае с Nvidia, поэтому частоты применяются сразу и бесповоротно. Так что если после выставления частоты вы видите черный экран — вам поможет или подключение второго монитора и возврат настроек на дефолтные, или же заход через безопасный режим и проделывание того же самого. 

Работать с программой достаточно просто — вы ее запускаете, удаляете все разрешения из стандартных и снимаем все галочки слева (у себя я этого проделывать не буду, ибо уже разогнал матрицу через настройки Nvidia):

Снимок.PNG

Теперь под окном с Detailed resolutions нажимаем на кнопку Add, выставляем Automatic — LCD Reduced и ниже меняем частоту обновления:   

Тут принцип тот же — увеличиваем частоту на 3–5 Гц, нажимаем ОК, все сохраняем и перезагружаемся. Теперь заходим в панель AMD (или Intel) и выставляем новую частоту:

lKNXW.png

Выставление частоты

Вот, в общем-то, и все — как видите, ничего трудного или опасного нет.

Ну и остается последний вопрос — раз разгоняются почти все матрицы, то почему этого не делают производители с завода? Тут все просто: есть такое понятие, как стандарт, и для частоты обновления мониторов он уже достаточно давно составляет 60 Гц. Поэтому производители, даже если матрица способна работать на 70–80 Гц, все равно ограничивают ее частоту на стандартных 60 Гц. Во-вторых — зачастую все упирается уже в способ подключения. К примеру, передать 1080р60 можно по любому интерфейсу, хоть DVI, хоть Thunderbolt 3. А вот для 1080р80 уже нужен специальный кабель — DVI и старые HDMI уже не подходят. И чтобы не создавать путаницу, производители опять же ограничились 60 герцами. 

Что касается вопроса, разгонять или не разгонять — решать вам и только вам. Если у вас получилось увеличить частоту с 60 до 65 Гц — то смысла в таком разгоне нет, разницу вы не увидите. А вот при разгоне уже до 75 и выше Гц разница становится явно видной, так что игра тут стоит свеч. Также следует учитывать, что после разгона повысится нагрузка на видеокарту при обычной работе — ведь ей теперь придется выдавать больше кадров в секунду, так что если вы разгоняете матрицу на ноутбуке — следует учитывать, что у вас несколько снизится время автономной работы.

Проверить разогнался ли монитор можно здесь — https://testufo.com/

© Habrahabr.ru