Как растут компании

В прошлой статье мы обсудили Кто такой Data Engineer | Дата Инженер. Давайте теперь обсудим на каком этапе жизненного цикла компании он появляется в команде/компании.

В этой статье вы узнаете как могут развиваться компании и какие роли бывают в ней, и как они влияют на её развитие.

Я хотел бы начать с небольшого определения слова »продукт», давайте немного разберемся что это, потому что слово »продукт» будет звучать ни один раз.

Продукт — это некая сущность, которая удовлетворяет какую-то потребность человека.

Для примера продукт — это банк, он помогает людям хранить деньги, у того же банка могут быть дополнительные продукты: кредиты, вклады, страховки и прочее.

Также к этому определению я бы добавил понимание что такое »ценность». Если мы возьмем любой продукт, то для каждого человека ценность этого продукта будет разной во всех смыслах.

Для примера:

  1. Есть Вася и он студент, ему ВУЗ сделал карточку, на которую он получает стипендию. Для него ценность банка в том, чтобы всё получать бесплатно и при возможности получать какой-то доход с остатка.

  2. А есть Петя, который работает в компании и у него есть несколько разных карт:

    1. На одну он получает зарплату. Ценность здесь в том, что это его основная карта и это удобно.

    2. Через другую он оплачивает покупки, потому что там повышенный кешбэк. Ценность в том, что он получает дополнительные средства за покупки и тем самым экономит деньги.

    3. А на третью карту он откладывает деньги на путешествия, потому что там хорошая ставка на остаток. Здесь ценность в том, что это отдельная карта, с которой он не тратит деньги и она ему помогает совершать планомерные накопления.

Даже из этих примеров мы видим, что ценность банка для Васи и Пети различны.

В этих примерах вы можете узнать себя. А если ненадолго задуматься, то сможете понять почему для вас ценен тот или иной банк.

Варианты появления продукта

Мы поняли, что такое «продукт» и «ценность», теперь давайте поговорим о том, как эти продукты всё таки появляются.

Стартап

Стартап — это проект, который желает улучшить какую-то отрасль или создать новую, чтобы стать там лидером. Часто стартапы пытаются решить какую-то личную или общую »боль».

Стартап — это проект, который вырастает из какой-то идеи и становится полноценным продуктом. Есть несколько подходов при создании стартапа:

  1. Стартап желает улучшить какую-то отрасль и/или решить какую-то »боль». Пример:

    • Возможность купить телефон удаленно, не выходя из дома. Сейчас для нас эти сервисы уже привычны, а когда-то не было ни одной компании на рынке, которые смогли бы дать нам такую »ценность»

  2. Также стартап может быть нацелен на создание новой отрасли. Пример:

    • Тут примеров множество на самом деле, потому что всё начиналось с нуля. Но из таких не самых очевидных — The Boring Company, которая создаёт скоростные туннели. Ранее такого продукта не было и он был создан с нуля.

Давайте рассмотрим как могут появляться стартапы.

Стартап с нуля

a7094b4c797ddb618ca3f6c6b8f25007.png

  1. Изначально появляется идея у человека.

  2. Он её прорабатывает, чтобы понять зайдет или нет. Проработка может происходить разными способами: кабинетные исследования, сбор фокус-групп, аналитика текущих решений и прочее.

  3. Потом он один или собирается с друзьями/командой и создает прототип или так называемый MVP0.

  4. Выпускает на рынок, собирает фидбек, исправляет и делает новую версию.

  5. И таким образом итеративно продукт улучшается. Здесь стоит отметить, что обычно в стартапах небольшая команда и создатели продукта занимают сразу все роли: разработчик, тестировщик, аналитик и прочее.

Инвестиции

Когда создаётся стартап ему необходимы ресурсы на существование. Существуют разные форматы инвестиций в стартапы:

  1. Бизнес-ангелы — это частные лица, которые дают деньги на развитие продукта, получая взамен процент от будущей прибыли.

  2. IPO — компания выходит на биржу со своими акциями, которые может купить кто угодно. Компания получает деньги на будущее развитие продукта, а держатели акций получают доход от прибыли компании и не только, в зависимости от количества акций на руках и условий компании.

  3. Какая-то организация может проспонсировать стартап взамен на то, что они в будущем получат продукт бесплатно или с какой-то скидкой. Вообще, форматов взаимодействия между стартапом и компанией множество. Компания может давать не деньги, а вычислительные ресурсы или предоставлять помещение для организации продукта и другие форматы взаимовыгоды.

Стартап внутри компании

d6a0899a0a7154dd4b5dc19136dbc903.png

Вообще, это не «стандартный» трек, есть куча других вариантов развития продукта.
Может быть, что какой-то продукт растет внутри компании.

Создание нового продукта внутри компании проходит в общих чертах так же как и в стартапе, но с небольшими изменениями:

  1. Появляется идея на уровне руководства или на уровне отдельного человека.

  2. Идея проверяется в команде и уточняется у смежных отделов, возможно уже кто-то занимается созданием нового продукта.

  3. Проводится исследование. Формат исследований может быть таким же как и у «обычного» стартапа, а может проводиться на текущих данных компании.

  4. Выделяется ответственный за запуск продукта (Product Owner), который определяет в каком формате будет происходить запуск MVP0. Собирает команду, если её ещё нет и начинается разработка, а также определяются критерии успехи.

  5. Запускается в тестирование.

    1. Так как это может быть дополнительным продуктом для компании они имеют возможность проводить тестирования на выделенных категориях людей, чтобы проверить продукт на минимальной выборке.

    2. После проверки гипотезы на небольшой выборке продукт возвращается на доработку.

    3. Исправляются все критичные проблемы в продукте и делается новый запуск на определенную выборку, чтобы собрать ещё фидбека.

  6. Таких итераций может быть несколько пока Product Owner не будет доволен результатом и не скажет, что можно продукт раскатывать на всех.

  7. Все дальнейшие шаги как и у любого продукта — итеративные улучшения.

Трудности:

  • Иерархия — Чем сложнее иерархия внутри компании тем сложнее может быть запущен продукт.

  • Нет ресурса (времени, денег, навыков) — тут в целом всё очевидно, если у компании нет ресурса, то продукт откладывается на полку до лучших времён.

Хакатоны

Для поиска новых решений компании могут устраивать хакатоны. Хакатон может быть организован как внутри компании, так и с привлечением разработчиков со стороны.

Есть разные варианты хакатонов по условиям. Он может быть организован для команд, для одиночек, для одиночек, которые могут собраться в команды. Иметь или не иметь призовой фонд в виде денег и так далее.

Хакатоны имеют разнообразные форматы:

  1. Решение действующих проблем в компании. Для примера: начинается хакатон и выдаются на каждую команду разные проблемы: проблемы с логистикой, проблемы с остатками и прочее.

  2. Решение одной выделенной проблемы в компании. Берётся одна острая проблема и выдаётся всем командам. Каждая команда ищет лучшее решение по их мнению.

  3. Улучшение текущего решения. Командам может быть предоставлен исходный код или существующий продукт и его необходимо реализовать в рамках хакатона. Реализация включает в себя построение архитектуры, написания кода и прочее.

  4. Помощь в проработке текущего решения. Иногда на хакатоне может быть представлен MVP0 и его нужно проработать/доработать/улучшить.

Хакатоны позволяют за небольшую сумму решить множество проблем, на которые обычно требуется много человеко часов. Потому что собирается команда и в короткие сроки она, без обременений по другим задачам занимается мозговым штурмом одной выделенной проблемы.

Зачастую хакатоны проводятся компаниями. В рамках стартапов это редкость, потому что у стартапа стоят другие цели.

Нахождение новых ниш или логическое развитие

Иногда бывают случаи, когда новые продукты рождаются, потому что компания до них »доросла». Если рассматривать на примерах, то компания «ООО Рога и Копыта» из прошлой статьи работала над одним продуктом, нашла свою нишу, тот путь развития, который даёт максимальную прибыль для неё.

И благодаря этому у компании появляется свободный ресурс, который она может потратить на развитие в других направлениях: логистика, расширение ассортимента, выход на международный рынок и прочее.

За каждый продукт также будет отвечать какой-то Product Owner.

Планомерное развитие бизнеса

Есть компании, где существует многолетняя стратегия, которая не изменяется от года к году.

Да, компания может и реагирует на изменения рынка, но у них есть миссия;»главная» цель, к которой они стремятся.

Поэтому у таких компаний есть четкий план развития, есть так называемая »дорожная карта», на основании которой они улучшают свой продукт. В ней прописаны все направления, все основные фокусы, цели и другие точки, которые позволяют планомерно развивать продукт, приближая его к назначенной цели.

Общая информация

Роли в продукте

Вот мы с вами обсудили то, как развиваются компании, а теперь давайте немного обсудим кто и как создаёт продукты:

  1. Изначально существует Product Owner, который определяет вектор развития продукта и критерии его успешности.

  2. Product Owner создает пул задач, которые необходимы для улучшения продукта.

  3. Когда продукт растет, одного Product Owner становится не достаточно и появляются Product Manager, они выполняют частично задачи Product Owner, но Product Owner всё равно остается ведущим в проекте и определяет вектор развития.

  4. Когда продукт продолжает расти, то появляются Product analyst, которые помогают Product Owner и Product Manager правильно анализировать продукты, искать инсайды в данных и улучшать продукт.

  5. Product analyst начинают забирать на себя часть задач Product Manager по аналитике. А в свою очередь у Product Manager освобождается ресурс и они могут его посвятить более качественным исследованиям рынка и проработке своих гипотез.

  6. Одновременно с Product analyst появляются Data Engineer, которые помогают собрать информацию для будущих аналитических задач.

Взаимодействие в продуктовой команде

Как я говорил ранее, Product Owner определяет вектор развития. Этот вектор декомпозируется на задачи.

Каждая задача назначается Product Manager. Он их прорабатывают и создают ценность для клиента.

В создании ценности, поиска информации и её анализе помогает Product analyst.

Но для того, чтобы Product analyst смог проанализировать информацию нужны данные. Как раз на этом этапе появляется Data Engineer, который собирает и предоставляет информацию в удобном виде для Product analyst.

Главные (основные) метрики для бизнеса

Когда происходит создание продукта, его развитие и поддержание выделяются метрики (KPI), по которым оценивается успешность продукта. Метрики формирует Product Owner/Product Manager, их визуализацию и анализ забирает на себя Product analyst, а Data Engineer помогает сформировать конечные витрины (дашборды).

Нет возможности выделить какие-то основные показателями (KPI) для каждого продукта, потому что они будут для всех различные. Давайте рассмотрим несколько, которые вы сможете встретить на своей практике:

  • DAU (Daily Active Users) — это количество уникальных пользователей за сутки.

  • WAU (Weekly Active Users) — это количество пользователей за неделю.

  • MAU (Monthly Active Users) — это количество уникальных пользователей за месяц.

Здесь стоит отметить, что если мы просуммируем DAU за месяц, то это не тоже самое что MAU. Потому что MAU считает уникальных за месяц, а в DAU пользователи могут дублироваться.

  • Retention — это коэффициент, который отражает способность компании выстраивать крепкие отношения с покупателями.

  • Выручка — это весь объём денежных средств, которые компания или предприниматель получают от основной деятельности. При этом учитывают все формы наличных и безналичных расчетов.

  • Расходы — это соответственно расходы на организацию деятельности продукта.

  • EBITDA (Earnings before interest, taxes, depreciation and amortization) — это прибыль компании до вычета амортизационных затрат, уплаты процентов по долгам и выплаты прямых налогов.

  • LTV (LifeTime Value) — метрика, которая показывает, сколько денег принесёт клиент за всё время взаимодействия с компанией: от первой покупки до последней.

  • etc

Также если вам необходима консультация/менторство/мок-собеседование и другие вопросы по дата-инженерии, то вы можете обращаться ко мне. Все контакты указаны по ссылке.

© Habrahabr.ru