Как работает футбол? Разбираем бизнес-модель футбольного клуба

bc5e751f490762f3311676ad03f31ae0.png

Новые ниши с позиции бизнес-моделей и самой структуры расходов-доходов крайне скучны. Тут все понятно, есть ценность берем за нее деньги и если их больше чем расходов, то у нас есть рабочая бизнес-модель. В старых и крупных направлениях, где конкуренция работает уже давно все иначе, им приходится быть более изобретательными и эффективными. Мы не можем однозначно сказать на чем зарабатывает футбольный клуб. Мы даже до конца не можем сформулировать их ценностное предложение. Все потому что каждый футбольный клуб это большая экосистема, в которой сразу огромное количество направлений трат и заработков, отдельных бизнесов и направлений, конечно они почти все крутятся вокруг футбольной команды и ее игр, но не все. Разбираться в таких процессах интересно, а повторить их максимально сложно. Но мы попробуем.

Общая бизнес-модель футбольного клуба

Первое, что стоит сделать это попробовать написать бизнес-модель (по методике бизнес-canvas) клуба. Но при ее описании ее я понял, что тут нужно было создавать не единую модель, а десятки разных. Но в качестве знакомства с зависимостями и направлениями деятельности будет отлично. Рассматривать будем на примере клуба «Зенит».

Ключевые партнеры

Партнеры клуба — это в основном крупные игроки рынка, которые способны дать большие финансы или операционную помощь. В России это в основном государственные представительства, социальные фонды или корпорации.

  • Газпром — основной спонсор и владелец клуба, предоставляющий финансовую поддержку.

  • Партнеры по спонсорским контрактам — Nike (сейчас нет), Alrosa и другие международные и российские бренды.

  • Телевизионные и медиа-компании — контракты с РФПЛ, РПЛ, УЕФА и другие договоренности по трансляциям матчей.

  • Футбольные академии и юношеские школы — источники талантов, обеспечивающие развитие молодежи и последующие трансферы.

  • Государственные органы и инфраструктурные партнеры — поддержка в организации крупных мероприятий и поддержании стадиона «Газпром Арена».

Ключевые виды деятельности

  • Спортивная подготовка команды — развитие основого актива — футбольной команды со спортивной точки зрения.

  • Трансферы игроков — покупка и продажа игроков для повышения конкурентоспособности и получения доходов.

  • Развитие юных игроков — инвестиции в футбольные школы и академии.

  • Футбольные соревнования, мероприятия и матчи — организация домашних матчей, мероприятий для болельщиков, стадионные туры и корпоративные события.

  • Маркетинг и PR — продвижение клуба через различные каналы, активная работа с болельщиками и спонсорами.

f213a01840c5d97f4b2f65b4ddeafbe3.png

Ключевые ресурсы

  • Игроки и тренерский штаб — главные активы, определяющие успех команды на поле.

  • Бренд и репутация — сильный бренд «Зенита» благодаря долгой истории успеха, поддержке крупного спонсора большому количеству преданных фанатов.

  • Стадион «Газпром Арена» — один из самых современных и крупных стадионов России, ключевой объект для получения доходов от матч-дней, мероприятий и сдачи в аренду.

  • Телекоммуникационные и медийные контракты — партнерства с телевизионными каналами и медиа для трансляции матчей.

Ценностное предложение

  • Футбольное шоу — развлекательный продукт для болельщиков в виде матчей, чемпионатов, отдельных футбольный выступлений и футбольного контента.

  • Развитие молодых игроков — создание возможностей для юных футболистов через академию, так как футбольные играки являются продуктом для трансфера, то они одновременно и потребитель и товар.

  • Брендированный мерч — товары с символикой клуба, именами и лицами игроков, включая продажу самого бренда клуба для использования в фильмах, сериалах, компьютерных играх и т.д.

Отношения с клиентами

  • Лояльность болельщиков — поддержание высокого уровня взаимодействия с фанатами через социальные сети, мероприятия и клубные акции, системы лояльности, абонементы.

  • Корпоративные партнеры — долгосрочные спонсорские соглашения с компаниями и брендами.

Каналы сбыта

  • Продажа билетов и абонементов — как онлайн, так и через физические точки продаж.

  • Телевизионные и интернет-трансляции — продажа прав на трансляцию матчей.

  • Интернет-магазин — продажа официальной атрибутики клуба (футболки, шарфы, сувениры и др.).

  • Физические магазины — брендовые магазины и торговые точки на стадионе и по городу.

  • Прямые договора на трансферы, аренду помещений стадиона.

b5c5d98aa1a5e2bbf2012011ddc81dbc.png

Потребительские сегменты

  • Фанаты и болельщики — как локальные, так и международные фанаты клуба, покупающие билеты, атрибутику и подписки на трансляции.

  • Корпоративные клиенты — бизнес-сегмент, приобретающий VIP-билеты и участвующий в спонсорских программах.

  • Молодые футболисты — участники академии клуба, которые развиваются в клубной системе.

Структура затрат

  • Зарплатами игроков и тренеров — крупнейшая статья расходов.

  • Трансферы — покупки новых игроков, агентские выплаты.

  • Обслуживание стадиона и инфраструктуры — содержание «Газпром Арены», организация матчей и мероприятий.

  • Операционные расходы — маркетинг, административные расходы, налоги и другие расходы.

  • Молодежная академия — расходы на содержание школ и развитие молодых игроков.

Потоки доходов

  • Билеты и абонементы — доходы от матч-дней и продаж билетов.

  • Телевизионные права — контракты с ТВ-каналами и платформами по трансляции матчей.

  • Спонсорские контракты — соглашения с крупными брендами (например, с Газпромом).

  • Продажа мерчендайзинга — атрибутика, сувениры и официальные товары клуба.

  • Трансферы игроков — доходы от продажи игроков, как основного состава, так и воспитанников академии.

  • Мероприятия и корпоративные предложения — аренда стадиона для сторонних мероприятий, VIP-ложи и корпоративные пакеты на матчах.

Расходы футбольного клуба

Теперь давайте заглянем за кулисы футбольного бизнеса и увидим, что же сжирает все эти миллионы долларов. Расходы футбольного клуба — это тайна, о которой редко говорят в открытую. Тут уже не будем ориентироваться на Зенит, а рассмотрим Европейские клубы, так как я там нашел гораздо больше цифр.

Зарплаты игроков и персонала

Главная статья расходов любого топ-клуба — это зарплаты. Игроки, разбалованные топовыми клубами требуют десятки миллионов евро в год. В случае «Зенита» на оплату труда уходит 80 млн евро в год на команду и тренерский состав, и это лишь верхушка айсберга. Также стоит учесть, что не только зарплата выплачивается игрокам, сейчас контракты включают в себя рекламные упоминания, например Катар платит игрокам до 500 тысяч долларов за упоминание клуба и страны в своих социальных сетях. Также есть и более «классические» премии за забитые голы, победы в матчах и достижения крутых результатов, как например, войти в полуфинал чемпионата мира по итогу будет хорошей премией для всех игроков и тренеров. В таких клубах, как «Арсенал» или «Манчестер Юнайтед», зарплаты могут достигать 50–70% от общего дохода клуба. Например, «Арсенал» в сезоне 2016 года выплатил игрокам и персоналу 195,4 млн фунтов, что составило около 55,7% от выручки клуба. При этом чем успешнее клуб, тем выше расходы на зарплаты, так как звезды футбола требуют высоких гонораров и бонусов.

Трансферные расходы

В сезон средний европейский клуб из высшей лиги тратит на трансферы около 50 млн евро. Трансферные расходы включают не только плату за приобретение новых игроков, но и бонусы, агентские комиссии и выплаты по контрактам. Например, «Реал Мадрид» известен своими рекордными трансферами, такими как приобретение Криштиану Роналду, которое стоило клубу 94 млн евро. Кроме того, трансферные расходы могут расти из-за необходимости обновления состава, что становится особенно актуально в периоды трансферных окон. Когда клуб покупает игрока, его стоимость списывается по амортизации в течение срока действия контракта. Например, если игрок был куплен за 50 миллионов евро с пятилетним контрактом, амортизация будет составлять 10 миллионов евро в год. Эта сумма включается в затраты клуба, и при активной трансферной деятельности расходы на амортизацию могут составить значительную часть бюджета.

Содержание стадиона и инфраструктуры

Ежегодное содержание стадиона обходится клубу в 10–20 млн евро, включая обслуживание инфраструктуры, ремонт, обеспечение безопасности на матчах. Стадионы являются не только источником дохода, но и крупной статьей расходов.

8884872626698467fb61a3e16e18c697.png

Операционные расходы

Помимо специфических для футбола затрат, клубы несут обычные операционные расходы, они составляют около 20 млн евро. Сюда входят маркетинг, реклама, зарплаты персонала и другие текущие расходы. Клуб активно развивает свои медиа и диджитал-активы, что тоже требует инвестиций. Помимо специфических для футбола затрат, есть и обычные: содержание офисов, зарплаты административного персонала, налоги и сборы, юридические и финансовые услуги. Это не менее важно для обеспечения нормальной работы клуба. Например, расходы «Арсенала» в 2019-ом году на административный и вспомогательный персонал, а также на различные операционные нужды составили около 20% от общего бюджета клуба.

Затраты на молодежные академии

Молодежные академии — это не только развитие таланта, но и бизнес-актив. Клуб тратит около 10–30 млн евро на их содержание, но потенциальная выгода от воспитания и продажи игроков оправдывает эти вложения. Для успешных клубов очень важно инвестировать в развитие собственной молодежи. Затраты на содержание академий и подготовку юных футболистов могут варьироваться в зависимости от масштабов программы. Например, клубы, такие как «Барселона» и «Реал Мадрид», инвестируют значительно больше средних клубов, так как заработок на трансфере игроков составляет немалую часть дохода этих клубов.

Доходы клуба

Альтернативные и интересные способы дохода клуба

874191a608c03034afe1cd27d547f7d0.png

Открываем свой клуб?

Смотря на всю эту сложную структуру можем ли мы сказать, что повторить успех и создать стартап футбольный-клуб реально? Скорее всего нет. Нужны гигантские капитальные затраты. При этом футбольные клубы показывают весьма скромную доходность, а многие работают в минус годами. Делать свой маленький дворовой клуб и растить его до вершин — будет очень долго, скорее всего десятки лет, при этом он очень долго будет жить на пожертвования и работать в минус. Место на спортивном рынке есть, но внимание лучше сосредоточить только на одном очень узком направлении футбольного бизнеса и придумать там что-то новое.

Ну и по традиции telegram канал, там нет ни слово про футбол, но может вы любите стартапы?

Хоть это и не научная статья, но тут много цифр, поэтому для любителей проверить вот часть статей, на которые опирался в ходе написания (1,  2,  3,  4,  5), так же было большое количество новостей и заметок, ссылки на них не собирал.

© Habrahabr.ru