Как работает «чёрная прачечная» по отмыванию репутации: опубликованы результаты международного расследования

Иллюстрация The GuardianИллюстрация The Guardian

Сотни фейковых сайтов, обход поисковых алгоритмов и использование уязвимостей реальных сайтов вызывающих доверие учреждений, манипулирование законом об авторском праве: о том, как работает одна из «чёрных прачечных» по очистке репутации, в последние дни написали десятки информационных ресурсов. Поводом стало расследование, которое французская некоммерческая журналистская организация Forbidden Stories провела в отношении Eliminalia, испанского репутационного агентства. В расследовании, кроме Forbidden Stories, приняли участие более 100 журналистов из 30 изданий, включая The Washington Post, The Guardian, Der Spiegel, Le Monde и El País. Причём история Eliminalia — лишь кусочек большого пазла, глобального расследования, посвящённого работе с информацией и дезинформацией.

Изучив около 50 тыс. файлов и внутренних документов Eliminalia, журналисты обнаружили, что компания заработала миллионы долларов, продавая услуги по «отбеливанию» репутаций и распространению дезинформации. «Мы стираем ваше прошлое,» — обещает официальный девиз Eliminalia.

В публикациях журналистов есть подробности о методах работы Eliminalia. Во-первых, у компании была сеть из почти 600 фейковых сайтов, которые использовались для манипулирования общественным мнением. Например, в 2017 году федеральные власти Аргентины объявили, что разоблачили международную преступную группировку. Они утверждали, что владелец IT-бизнеса, который развернул свою деятельность в Буэнос-Айресе и Майами, одновременно руководил отмыванием денег и торговлей наркотиками для известного картеля Синалоа в Мексике. Главный фигурант уголовного дела, Эрнан Габриэль Вестманн, обратился в Eliminalia, после чего на испаноязычных сайтах начали появляться публикации, в заголовках которых фигурировало имя Вестманна. Все статьи были опубликованы новостными агентствами, предположительно, базирующимися в Эквадоре. Все продвигали Вестманна как эксперта по целому ряду тем: от особенностей собак породы чихуахуа и правил футбола до философии. Заказчик признался журналистам, что он обращался в Eliminalia, но не давал разрешения на те методы, которые использовала компания. Как бы то ни было, суд впоследствии отклонил обвинения против Вестманна из-за недостаточности улик.   

Во-вторых, Eliminalia использовала закон об авторском праве. В период с 2015 по 2021 год представители Eliminalia отправили более 2 тыс. фиктивных жалоб на нарушение авторских прав в поисковые системы и веб-хостинговые компании. Официальные уведомления чаще всего рассылались от имени представителей вымышленных компаний. Мастера по управлению репутацией утверждали, что негативные статьи об их клиентах ранее публиковались на других ресурсах и ​​были украдены, поэтому должны быть удалены или скрыты. Для доказательства тексты статей копировались и размещались на фейковых сайтах с поддельными датами публикаций. 

В-третьих, Eliminalia находила способы обмануть поисковые алгоритмы. Как отмечает Der Standard, специалисты Eliminalia использовали маркетинговые методы, которые называют методами «Чёрной шляпы», обходя алгоритмы Google и «деиндексируя» информацию, которую невозможно было удалить.  

По словам экспертов, одним из основных факторов в работе таких алгоритмах является достоверность сайта. Например, если поисковые системы обнаружат, что вызывающие доверие источники, такие как университеты и государственные учреждения, часто ссылаются на какой-либо сайт или направляют на него трафик, то этот сайт с большей вероятностью будет занимать высокое место в результатах поиска.

Этим и пользовались мошенники из Eliminalia. Например, исследователи из шведской некоммерческой организации Qurium обнаружили, что более 2 млн ссылок на 600 поддельных информационных источников были размещены на малоиспользуемом студенческом форуме на сайте скромного колледжа в Вустере, штат Массачусетс. Хотя форум предназначался для чернокожих студентов колледжа, кто угодно мог размещать там сообщения. В результате алгоритмы поисковых систем интерпретировали ссылки из этого форума как переходы из академического учреждения.

У ссылок была еще одна особенность, которая подталкивала поисковые системы высоко ранжировать фальшивые новости. Они были созданы с использованием URL-адресов настоящих сайтов, включая сайты Стэнфордского университета и NASA. Это стало возможным из-за уязвимости в системе безопасности сайтов этих солидных учреждений, которая допускает «открытую переадресацию» и позволяет любому изменять URL-адреса учреждения, добавляя к ним символы, чтобы они автоматически перенаправляли пользователей на другие веб-страницы. Благодаря расследованию, эта уязвимость была устранена. 

У Eliminalia было около 1,5 тыс. клиентов за последние шесть лет. Стоимость услуг составляла от нескольких тысяч до $200 тыс.: популярный телеведущий, которого публично обвинили в сексуальных домогательствах; калифорнийский предприниматель со стартапом в области биотехнологий, который был осужден за финансовое мошенничество и попытку нанять киллера, чтобы убить делового партнера; лидер религиозной благотворительной организации, плативший невероятные зарплаты себе и другим руководителям; швейцарский банк, помогавший отмывать деньги венесуэльским клиентам.

Сколько Eliminalia заработала на своих услугах, точно неизвестно. Согласно публичным отчётам, компания сообщила о совокупном доходе в размере чуть более €2,5 млн или примерно $2,67 млн ​​в 2020 и 2021 годах. 

Публикации раскрывают личность и историю основателя Eliminalia, 30-летнего Диего «Дидака» Санчеса, который начал свой бизнес в 20 лет, а параллельно имел ещё несколько «предприятий», включая клинику суррогатного материнства. И это тоже интереснейший материал, но уже не для этой новости.  

© Habrahabr.ru