Как проходят последние дни безумной гонки к $1 трлн

nh5b6eqrttoxa-oury3hwog-qqy.jpeg

Остались последние недели (а может быть, даже дни) до того, как в мире появится первая американская компания с ценой $1 трлн. Это сулит некоторые плюшки. Она навсегда запишет своё имя в историю, сгенерирует позитивный инфоповод, даст своим поклонникам, сотрудникам и СЕО лишний повод порадоваться, и утрет нос злопыхателям. Кто станет этой компанией? По всей вероятности, Apple. Но аналитики делают ставки и на другие варианты. Конкуренты сдаваться не собираются, и готовят свой финальный рывок. Позавчера были опубликованы финансовые отчеты крупнейших в мире компаний, за один день всколыхнув рынки на сотни миллиардов. Похоже, последний этап гонки обещает быть довольно интересным.

Финишная прямая

На победу в ралли к $1 трлн до последнего времени было два главных претендента. Apple, которая стоит дороже, и Amazon, которая стоит дешевле, но растет какими-то необъяснимыми темпами. Всего пару недель назад они оценивались примерно одинаково, около $900-$920 млрд. Но на финишной прямой у Apple вдруг открылось второе дыхание.

Позавчера, 31 июля, компания почти однозначно закрепила себя в статусе победителя. Она выпустила свой отчет за третий квартал, отчитавшись о росте выручки на 17% и увеличении среднего дохода от iPhone. Оказалось, компания продала меньше айфонов, чем ждали эксперты, но за счет высокой цены iPhone X на доходы Apple оказались даже выше обычного (цена среднего проданного iPhone стала $724).

За один квартал фирма заработала $53,3 млрд, на $1 млрд больше, чем ожидалось. Это самый успешный результат компании за всю историю. А учитывая, что подходит осень, когда пользователи ждут презентацию новых крутых новинок, и декабрь — самый прибыльный месяц в году, если не будет никакого нового скандала, Apple гарантировано перейдет отметку в $1 трлн до 2019-го.


xsbalgvyr9mticn5mxfen3ndzti.jpeg

Всего компания продала 41,3 млн iPhone, на 1% больше, чем в прошлом году, но получила с них на 20% больше прибыли. iPad продалось 11,55 млн, тоже +1%. Из-за проблем с новыми тонкими клавиатурами с бабочками-переключателями, которые всплыли в последние месяцы (клавиши западают и «умирают»), продажи Mac — единственные, которые показали падение: всего 3,7 млн штук, -13% в сравнении с 2017-м. А больше всего выросла прибыль с сервисов — iCloud, Apple Music, Apple Care. На них компания получила $9,55 млрд, +31%.

На таких новостях акции компании подскочили на 2,5%, что для гиганта размера Apple является очень хорошим результатом. За этот год фирма уже прибавила 20%, плюс — анонсировала, что собирается вернуть бонусные $100 млрд своим инвесторам по своей новой программе. Всё это делает детище Стива Джобса очень желанным активом для тех, кто хочет вложить деньги. Apple закрепилась в статусе самой дорогой компании в мире, с капитализацией уже $980 млрд. Если её акции поднимутся еще всего лишь на 3%, Apple станет первой в истории частной компанией с капитализацией выше $1 трлн.

Не так быстро!

Но ничего еще не решено. Яркий пример тому показала Facebook. Меньше недели назад компания показала хорошие результаты в своем отчете: +42% прибыли в сравнении с тем же кварталом предыдущего года. Но аналитики ждали 43%! А рост числа новых пользователей в этом квартале замедлился, что подорвало уверенность в будущем соцсети. Плюс — скандалы со вмешательством России в выборы США, недостаточно весомые ответы Цукерберга Конгрессу и использование похожих стратегий через Facebook на выборах в Пакистане и Мексике. Негативный новостной фон, который давно волновал инвесторов, наконец нашел хоть какое-то подтверждение в цифрах.


piqcmni3dd9jwfnppjwmrxpir5y.jpeg

Результат — компания потеряла $120 млрд в течение дня! Состояние самого Цукерберга махом снизилось на $15 млрд. Худший день в истории американской компании на фондовом рынке. Раньше никто не терял даже $100 млрд. До этого два самых серьезных кризиса случились в 2000-м, когда -$90 млрд показала Intel, и -$80 млрд было у Microsoft. Но там это было результатом сдутия пузыря, а здесь — кризис на ровном месте!

Facebook — не единственная компания, у которой внезапно начались проблемы. Intel, показавшая превосходные результаты по всем показателям, 27 июля потеряла $20 млрд. За несколько дней до этого со своими цифрами вышла Netflix, и тут же рухнула на бирже, несмотря на шестикратное увеличение прибыли. Эксперты считают, что зреет глобальная проблема в технологическом секторе. Рынок перенасыщен, а оценки стоимости компаний — раздуты.

Просто превзойти ожидания уже недостаточно. Из 36 техфирм, вышедших с квартальными отчетами, 35 побили предсказания аналитиков. Но за следующие пять дней их акции в среднем потеряли 3,5%. Казалось бы — где логика? Однако к IT-компаниям в Штатах начинают относиться по-новому. Инвесторы опасаются, что они переоценены, и начинают показывать замедление роста. В результате сейчас акции технологий в США показывают себя хуже всего (а лучше всего — индустрия и медицина, куда на биржах и уходят деньги). Ожидается, что в 2018-м рынок софта и компьютеров в среднем даст рост на 18% — в то время как другие компании из индекса S&P 500 вырастут на 21%.

План Безоса

Amazon до последнего плелась далеко позади Apple, и даже уступала Microsoft и Alphabet. Но 2018-й оказался для компании невероятно успешным — по крайней мере, в финансовом плане. С начала года акции Amazon уже выросли на 55%, показав ошеломляющее ралли. За последние 4 года акции фирмы выросли в 4 раза. А Джефф Безос, который в списке Forbes стоял ниже Цукерберга и Брина, вдруг превратился в главного миллиардера планеты. Сейчас его состояние превышает $150 млрд, он самый богатый человек в современной истории, и Билл Гейтс, стоящий под №2, остался далеко позади со своими $94 млрд.


y9pua1kvvcr_881edqq6_p-w2co.jpeg

Во многом успех Amazon в этом году вызван Prime Day — специальным июльским днем скидок, придуманным Безосом, чтобы поднять продажи летом по аналогу ноябрьской Черной пятницы. Все подписчики программы Prime в этот день могут взять сотни тысяч товаров на 10–40% дешевле. Prime Day, который в этом году проводился 16 июля, превзошел самые смелые ожидания. За один день пользователи магазина совершили свыше 100 млн покупок. Плюс — несколько миллионов (точные цифры не раскрываются) стали новыми подписчиками Prime, чтобы получить доступ к такому разнообразию скидок. На таких новостях магазин достиг стоимости в $900 млрд, а состояние Безоса за один день выросло на $12 млрд (хотя у Цукерберга, конечно, антирекорд всё равно круче).

Сейчас Amazon нужен толчок всего лишь на 13%, чтобы компания смогла первой пересечь черту в $1 трлн. Amazon нужен еще один Prime Day. И всё. Пара успешных цифр, или любая ошибка от Apple, — и у нас может быть фото-финиш.

Более того: некоторые эксперты ожидают, что компания пойдет на $2 трлн и дальше. Доля Amazon во многих отраслях, которыми она занимается, всё еще небольшая. Она еще только начинает свое развитие с Amazon Go и десятком других инициатив. А это значит, остается потенциал для роста. Даже сам интернет-магазин, несмотря на то, что он самый большой и самый известный в мире, всё еще может расти — особенно в Европе и Индии. Безос даже грозится обойти Google и Facebook в плане интернет-рекламы — хотя это еще очень далекие планы. Пока что, если Amazon просто продолжит расти в своем темпе, уже к октябрю он гарантированно перейдет за $1 трлн. Причем по мере роста он становится всё более доходным: новые склады находятся еще ближе к пользователям, доставка проводится всё быстрее, поводов обращаться к другим продавцам становится меньше. С покупкой Whole Foods за $13,5 млрд Amazon хочет выйти на рынок продуктов питания, и здесь тоже, чем ты крупнее и чем больше у тебя точек — тем выгоднее вести дела.


s2-nrd2ahl1mclhqhz-rvyspcno.jpeg

Большинство аналитиков ставят на то, что первой черту в $1 трлн пересечет Apple, но есть и те, кто уверен в победе Amazon — благодаря динамике её роста. В числе главного преимущества Apple и Amazon, которое позволило компаниям стать лидерами на финальном этапе гонки, называют то, что они заботятся напрямую о пользователях. Бизнес-модель обеих компаний не зависит от состояния третьих организаций. Им не надо, как Google или Facebook, волноваться о том, что скажут рекламодатели или другие третьи лица (см. «адпокалипсис» YouTube и последние гигантские проблемы Цукерберга). Можно думать только о том, что хотят ваши конечные пользователи, и что могло бы сделать их впечатления лучше. А (печальные) истории Facebook, Twitter и других показывают, что бывает, когда компании начинают ставить в приоритет интересы рекламодателей, а не пользователей.

Темные лошадки

Есть и другие потенциальные лидеры, которые могут перехватить эстафетную палочку в последний момент. Вероятность этого почти нулевая, тут должны откуда-то возникнуть большие проблемы и у Amazon, и у Apple, но всё же…


sshrdgi2ephodlctqfq9ldxbc48.jpeg

На пути к $1 трлн, например, сейчас находится Google. Alphabet теперь стоит $885 млрд, и продолжает расти за счет очень хороших финансовых результатов этого года. Она принесла прибыль $34 млрд за последний квартал, +26% в сравнении с 2017-м, и, что важнее, скорость роста увеличивается (в 2017-м рост был +21%). Компания идет почти вровень с Amazon, но, конечно, скорость роста у неё не входит ни в какое сравнение с интернет-магазином. Огромный штраф, который на Google недавно наложили в Европе, никак не пошатнул состояние компании на рынках, что показало её стабильность и придало дополнительной уверенности инвесторам. Тревожно только то, что основной рост уже давно показывают облачные сервисы, а не основной бизнес компании, связанный с рекламой.

Другим кандидатом является Microsoft. Она первой преодолела отметку в $500 млрд, еще в 1999 году (Apple перешла за $500 млрд только в 2012-м). А за прошедший финансовый год компания впервые заработала более $100 млрд, на 14% превысив свой предыдущий результат — за счет облачных сервисов и продаж подписки на ПО. Финансовые аналитики считают, что по результатам 2018 года капитализация Microsoft почти наверняка превысит $1 трлн. Вопрос в том, сможет ли она сделать это быстрее конкурентов.


yt4afuxxy58wsqlxsvrczqhmcgc.jpeg

За гонкой весело наблюдать, но она, вероятно, не несет такого уж большого значения, которого ей придают журналисты и биржевые аналитики. На самом деле, у Apple уже давно было бы выше $1 трлн, если бы она сама не выкупала свои акции с рынка (9 из 20 крупнейших buyback за последние 5 лет были у Apple).

Раньше триллионной отметки в 2007 году на внутреннем китайском рынке акций уже достигала другая компания, PetroChina — хотя на следующий же день её акции резко упали, и за несколько месяцев опустились два раза, так что «реальной» капитализацией это сложно считать, больше похоже на рыночные манипуляции. А вот нефтяная Saudi Aramco, эдакая «Роснефть» Саудовской Аравии, могла бы действительно стоить $4,2 трлн, если бы торговалась на рынках.

Правда, Aramco существует только за счет природных ресурсов и полностью контролируются государством. А новые лидеры, идущие к триллиону, — созданы частными предпринимателями и основаны на новых технологиях, что делает их достижения чуть более впечатляющими.


mytvjcarghcou6gxlbvugit0i6o.pngex3pfgd8aaotbmrpl4v1jyesfwg.png

© Habrahabr.ru