Как писать статьи про HR на Хабре?
Мне давно хотелось написать на эту тему. Хабр — это в той или иной мере место встречи компаний и тех, кто хочет в компаниях работать: это происходит в рамках HR PR, работы со спецпроектами, Хабр Карьерой и даже индивидуальных предложений авторам о работе. Управление персоналом — тема благодатная: при должном умении можно вызвать дискуссию, бурю в стакане, цунами, привлечь внимание. Однако часто такие статьи, написанные профессиональными эйчарами или даже деврелами, либо остаются практически незамеченными, либо уходят в минус и вызывают не то что критику, а какие-то отдельные замечания и комментарии возмущения. И абсолютно во всех случаях причины такой ситуации абсолютно очевидны.
Поэтому сегодня предлагаю обсудить, как писать про HR, чтобы вас читали и опционально — добавляли в закладки.

А кому это надо?
Сперва давайте разберёмся с профилем таких публикаций.
Кто и для чего пишет статьи про работу с людьми? Я постаралась собрать в таблицу все варианты авторов, которые встречала за относительно долгий промежуток времени.
Кто пишет? | Зачем пишет? | Ссылки на примеры |
HR компаний, сотрудники компаний | • показать, что происходит внутри компании, чтобы привлечь соискателей • поддержать внутренний PR компании — «о нас на Хабре пишут» • обсудить какой-то важный вопрос, в котором есть экспертиза • просто найти новых сотрудников | Наша кузница кадров: как мы обучаем и помогаем строить карьерный трек инженеров поддержки Уходя уходи: почему не стоит принимать контроффер |
DevRel компаний, нанимающие специалисты | • продемонстрировать успешность разработчиков, показать преимущества команды, чтобы найти новых IT-специалистов • продвинуть отдельных специалистов (крайне редко) • рассказать о методологиях DevRel, чтобы поделиться опытом, продемонстрировать экспертизу | Спасибо за собеседование, мы ответим о нашем решении… сейчас — автор замечательных статей про HR, как раз нанимающий специалист. У него в этой статье ссылка на другие статьи — обязательно почитайте. |
HR и DevRel сами по себе | • делятся экспертизой ради признания (приглашения на конференцию, приглашения на работу) • ищут контакты в сообществах • ведут партизанский поиск сотрудников | Руководитель не доверяет и изматывает тупыми задачами. Помогите Кто такие DevRel, зачем они нужны и какие вопросы могут решить для бизнеса |
Обычные пользователи, сами айтишники | • излить переживания и обиды • дать совет другим соискателям, поделиться опытом • высказаться по кейсу работы / найма в компании • достучаться до мира HR в целом, выступая рупором • найти работу («а у нас лучше», «у нас есть то, что вы хотите») | Как (не) пройти собес с пользой «Грязные» трюки найма техлидов (автор — CTO) |
Руководители компаний | Редкие гости с такой тематикой. Пишут либо очень дельные вещи, либо треш и провокацию. | Уволили половину копирайтеров и заменили их на нейросеть. Зачем мы так сделали, и почему нам не стыдно? — пример провокативной статьи Почему сотрудники не используют ваши инструкции и гайды: 5 причин и 20 решений проблемы — пример полезной статьи |
Другие категории (исследователи, аналитики, владельцы агентств, сервисы и вендоры, частные HR-консультанты) | • выполняют свою работу: рассказывают об исследованиях, цифрах, рынке • ищут профессионалов • решают самые разнородные задачи — от PR услуг до продаж и партизанского найма | Я уволился, потому что с зумерами невозможно работать |
Психологи | Пишут о выгорании, поиске работы, трудностях самопрезентации и других проблемах сотрудников — чаще всего с целью получить новых клиентов или подписчиков на более близкие к консультации каналы | Как компании удерживали, удерживают и будут удерживать сотрудников: блеск и нищета корпоративной культуры Сделай хобби работой и тебе… придется искать и хобби, и работу Как работать с эмоциональным выгоранием сотрудников во время релокации? |
Опционально, в зависимости от ситуации и сложившейся конъюнктуры, всплывают вереницы тем про релокацию, удалёнку, выход с удалёнки, работу за границей и т. д.
И вроде бы много хороших статей, но часто приходится сталкиваться с откровенно проблемными. Я не буду давать ссылки на такие статьи, чтобы никого не обидеть — кому интересно, можно пролистать 3–5 страниц хаба «Управления персоналом» и посмотреть ну публикации.
Основные ошибки статей
➡️Тема притянута за уши. Бывает так, что автор пишет, потому что надо написать. Тогда текст рождается вымученным и сухим, это сразу видно. Такой материал не нужен ни автору, ни читателям, а значит, скорее всего вызовет раздражение у тех, кто всё-таки потратит время на чтение.
Что делать? «Закиньте» идею в голову и поживите с ней 2–3 дня, занимаясь своими повседневными делами, хобби, чем угодно. Наш мозг так устроен, что с высокой вероятностью либо вы поймёте, что писать не нужно, либо вам придёт инсайт, как сделать красиво и интересно. Тогда и статья пишется гораздо быстрее.
➡️ Статья выглядит, как рекламный буклет компании. Распространённая ошибка, за которую огребают авторы, компании и Хабр за наличие корп. блогов в принципе:-) Всё ровно, чётко, почти как в тексте вакансии, только размыто на 8–10 тысяч знаков. Интерес примерно такой же как к буклету со стенда на конференции: выкинуть при первой очистке сумки.
Что делать? Всегда лучше написать интересную тему, и уже в неё добавить ссылки или анонс. Кому надо и кто заинтересован — перейдут, а от остальных не будет минусов и негатива. Более того, появится интерес и позже — доверие.
➡️ Статья — просто жалоба. Это может быть корректная и пассивно-агрессивная жалоба на сотрудников, жалоба на HR или «плач Ярославны» про рынок, отрасль, противных зумеров, назойливых джунов, бездарные собеседования. Главное, это жалоба, — то есть эмоционально описание ситуации без анализа, попыток разобраться и нащупать вектор изменений.
Что делать? Критикуя — предлагай. Расскажите, чем плоха или хороша ситуация, в чём причины, какие точки выхода могут быть. Оцените происходящее с позиций вашего опыта. Кроме того, жалоба вполне может оказаться нарушением правил Хабра.
➡️ Статья состоит из банальностей. Автор пишет то, что хочет видеть читатель (по мнению автора). Руководители плохие, рынок перегрет, джуны никому не нужны, войти в айти после 35 можно, но дорого и за недорого, образование не нужно, но математика нужна, и т. д., и т. п. Когда я была юным автором Хабра, я писала в блоги компаний и эксплуатировала эти темы только в путь, так что авторов всецело понимаю: скорее всего, такая публикация наберёт и просмотры, и рейтинг. Однако она ничего не даст ни вам, ни аудитории и погаснет спустя пару суток. Если вам нужен чисто дофамин достижений — это ваш вариант.
Что делать? Возьмите банальную тему и посмотрите на неё под другим углом. Раскройте тезисы о том, что 35-летние вкатуны лгут сами себе, что с джунами беда, потому что они думают только о деньгах; что математика без базового образования практически невозможна; что руководитель плохой, потому что у него есть история ожогов на добрых отношениях с сотрудниками и т. д. Опросите, исследуйте, соберите мнения. Вот тогда получится действительно хорошо.
➡️ В статье всё слишком хорошо. В статье всё слишком плохо. Две крайности, которые однобоко и субъективно раскрывают тему. Это инфантильный подход к тексту, выдающий незрелость автора. Кстати, яркий пример — это истории про райскую удалёнку и про то, что ИИ всех заменит. Ничего конструктивного в этих высказываниях нет.
Нередко такая статья — частное мнение автора, выдаваемое за общепризнанную истину. Это субъективные статьи, где частный опыт экстраполируется на весь сегмент или рынок (попался не очень удачный стажёр и я сейчас вам расскажу, почему стажёры тупые).
Что делать? Анализировать и подходить к проблеме разносторонне.
➡️ Автор несёт все теории в одну статью. Это очень классный, умный человек с высокой эрудицией, готовый обрушить на головы читателей щедрый поток знаний по психологии, физиологии, теории менеджмента, философии, эргономике рабочего места и законодательству в сфере труда. Иногда кажется, что автор полагает, что Хабр завтра закончится и он не успеет написать свои 20 000 знаков. Такие статьи очень тяжело читать, ощущаешь себя, как на экзамене, где студенты один за другим рассказывают свои билеты.
Что делать? Такой широкий кругозор — роскошь и украшение человека. Используйте знания дозированно, в нескольких статьях. Так вы запомнитесь аудитории и продемонстрируете свою экспертизу.
➡️ Кликбейтный заголовок. Здесь скажу коротко: таких заголовков быть не должно, заголовок должен рационально коррелировать с содержанием публикации. Не злоупотребляйте вниманием и доверием аудитории.
Как можно построить хорошую статью?
Универсального рецепта нет: бывает, про приходит автор с невероятным форматом и рушит все представления о хорошем, предлагая читателям лучшее. Но по поводу этих авторов я бы сделала небольшую ремарку. Часто у популярного (да не побоюсь этого слова — хайпового) автора появляются подражатели, которые пишут в его стиле, силятся изобразить что-то такое же хитовое, но выходит прямо гораздо хуже, чем если они писали бы по-своему. При всей неоднозначности некоторых популярных авторов, их стиль — это не просто придумка, а что-то, идущее от способностей, опыта, навыков излагать, начитанности и насмотренности (вы даже не представляете, как это важно!). Любое подражательство выглядит как подделка на Christian Dior, на которой написано «Charlsten Doir» — и это всегда вызывает чувство лёгкой досады и обмана. Поэтому главный совет: пишите так, как вы обычно разговариваете, со своей стилистикой, со своим юмором, со своим собственным характером. Это уже фактор привлекательности.
Но если говорить о статьях, посвящённых управлению персоналом, то можно представить небольшую «рыбу», которая поможем многим, особенно начинающим и неопытным авторам. Кстати, этот вариант достаточно органично вписывается во многие, особенно околотехнические, но не хардкорные тематики.
Раздел | О чём писать | Примечания |
Вступление | Лучше начинать с нейтрального вступления, в котором рассказать интересный случай из практики, передать какую-то метафору, использовать байку (только не общеизвестную из модных пабликов). Это вовлечёт читателей. | |
КДПВ (картинка) | Лучше, если это будет ироничная метафора по теме, что-то «сдающее» содержание, но не раскрывающее всё. Сгенерированные картинки — вопрос вашего вкуса и умения. У некоторых получается неплохо, но у некоторых читателей всё равно аллергия :-) | Однозначно отказать: • клипарту и стокам • личным фото и парадным портретам • логотипам на КДПВ • дублированию заголовка на КДПВ |
Текст после ката (берём разгон) | Обычно в этом тексте перечисляют свои регалии. Но лучше, если вы объясните, чем актуальна тема и почему именно вам нужно верить. И уж тем более ни в тексте, ни на обложке не нужно размещать своё фото. Паттерн Хабра таков, что читатели видят ваш профиль и соотносят с экспертизой из статьи. Самопиар только снизит интерес. | Плохо: «Меня зовут Ника, я HR в ООО «Ромашка», 15 лет занимаюсь подбором, работала в пяти агентствах, спикер конференций. Сегодня речь пойдёт о…». Хорошо: «Я Ника, уже 15 лет в подборе, наняла 127 разработчиков, отказала 1500. И, кажется, мне есть что сказать про хорошие и не очень собеседования». |
Основная часть (с подразделами) | Здесь нужно излагать суть вашего текста — максимально структурированно. Поскольку речь идёт о людях и реальной жизни, стоит добавить примеры, обезличенные кейсы. Их много практически у каждого человека и они значительно облегчают восприятие и запоминание тезисов. | Не используйте для написания кейсов фантазию или генеративный ИИ — выдуманное и вымученное всегда смотрится очень плохо. |
Выводы | Мы всегда рекомендуем отдельно оформлять выводы. Они могут привлечь внимание тех читателей, которые пролистали вниз и не прочитали сам материал. А для прочитавших — это всегда полезное саммари текста. | Выводы должны быть чёткими, конкретными, лаконичными. |
Заключение | В заключении может быть что угодно: мораль, хороший пример, лирический финал, призыв рассказать что-то своё. | Заключение — это всегда послевкусие вашего теста и точка, от которой многие идут в комментарии. Сделайте его приятным (и / или полезным). |
Опции | Опционально можно добавить: • чек-листы и ссылки на файлы с полезностями • полезные ссылки (не факт, что это ваш телеграм-канал) • опрос (у Хабра есть такая функция) • анонс (если вы компания) • регалии автора в форме «персона» • рекламу (если вы компания) | Опции могут как утяжелить восприятие статьи, так и сделать статью полезнее, вовлечь участников в диалог. Не старайтесь впихнуть в статью всё, что у вас заготовлено — у вас есть время, чтобы написать ещё материалы. |
Приятный P.S.
Номинацию «Управление персоналом» в конкурсе «Технотекст-7» поддерживает компания JUG.RU.
Два победителя смогут выбрать любой билет (офлайн, онлайн) на любую из конференций, которые проводит JUG.RU.
Как выходец из Хабра, я отлично понимаю его уникальность — он даёт возможность прямого диалога между IT-специалистами и эйчарами. Причем разговор может идти не только о частных случаях и проблемах, а о процессах в целом. И классные хабрастатьи про карьеру, промоушн, грейдирование или наём помогают одним лучше разобраться, как в действительности устроена сфера Human Resources, а другим — глубже понять потребности IT-специалистов. Такой подход помогает делать HR-процессы более прозрачными и эффективными, и в итоге выигрывают все — и сотрудники, и компании, и индустрия в целом.

участник Программного комитета IT HR конференции КаргоКульт; Head of HR Marketing в компании МойОфис