Как писать, чтобы тебя читали
Можно читать и не понимать, можно читать и понимать, а можно читать и понимать даже то, что не написано. Всё зависит от того, как, в какой форме и с каким настроением автор создал текст, передал ли он смысл, поделился ли ценной информацией или крутой историей. Ежедневно на Хабре выходит около 60–70 статей, не считая новостей — какие-то набирают десятки тысяч просмотров, какие-то еле дотягивают до тысячи. Иногда причины очевидны, а иногда даже мы, опытная команда Хабра, теряемся в догадках, что же не понравилось (или понравилось) читателям. Анализ чужих и собственных публикаций подтолкнул меня к этому лонгриду. Читать — не перечитать.
Почему читатель уходит?
Чтобы понять, как писать лучше, пойдём от противного: для начала разберёмся, почему человек перестаёт читать статью, которую он уже открыл. Пока только причины, без способов их преодолеть.
Читателю не нужна ваша статья. Это самая обидная категория отказов, и в ней виноват сам автор: как правило, читатель разочарован, если заголовок, картинка (обложка) и анонс (лид-абзац) не соответствует содержанию основного текста.
Вашу статью трудно читать. Статья плохо выстроена, предложения длинные и сложные, нет подзаголовков, списков, блоков, текст не разбит на абзацы (текст-простыня). Читатель вынужден продираться сквозь монотонный текст и однообразное изложение мыслей.
Статья слишком сложная для понимания. Если вы пишете на серьёзную и сложную тему, но не стараетесь подать материал как можно проще, то рассчитывать можно на интерес только очень узкой аудитории, которой стиль изложения и предмет обсуждения понятен и знаком.
Читатель потерял интерес к вашему тексту. Если автор перескакивает с мысли на мысль, путается в фактах, повторяется, никак не ведёт читателя к выводам, то удержать интерес практически невозможно — мозг человека перегрузится от бесполезной информации и потребует срочного переключения.
Тема ушла в сторону. Если читатель не получает ответы на вопросы, поставленные в начале статьи, то он может просмотреть вторую часть по диагонали и закрыть страницу — просто чтобы не тратить время на ненужную информацию.
Много ошибок и опечаток. Это практически гарантия потерянного внимания. Читатель спотыкается, думает о них, переключает внимание, злится и получает, пожалуй, самый негативный читательский опыт.
Вообще, потерять читателя несложно: масштабное исследование Nielson/Norman Group, проведённое в 1997 году, показало, что 79% читателей просто сканируют текст (скользят по нему) и лишь 16% читают от слова до слова. Мой опыт работы с текстами и показателями дочитывания коррелирует с этими числами с поправкой на то, что доля дочитываний для онлайн-ресурсов ещё ниже — например, на Хабре она составляет 37%, что для ресурса с лонгридами весьма неплохо. Удержать опытного и требовательного читателя сложно, но мы постараемся.
14 способов писать лучше
1. Проектируйте статью
Статья — это, как правило, ограниченный в объёме текст, цель которого — транслировать максимум информации. У этой малой формы авторского мастерства должна быть своя архитектура: вступление, разделы, заключение, необходимые примечания, вставки, отступления. Чтобы статья легче создавалась, а затем и читалась, поработайте над структурой, составьте подробный план и уже на него «наращивайте» текст. Таким образом, вы гарантированно не забудете ни одной мысли из своей задумки, а читатель получит логически выверенный и приятно читаемый текст. Кстати, использование структуры позволяет практически безболезненно наращивать объём текста: читателю будет комфортно передвигаться по блокам, он не устанет от монотонного полотна.
2. Думайте о читателе
Прежде чем приступить к статье, попробуйте взглянуть на будущую публикацию с точки зрения читателя: что он ждёт, какие проблемы может решить с помощью вашей статьи, какую пользу он извлечёт и насколько ему будет комфортно погрузиться в текст. Даже глубоко личная история должна нести ценность для читателя, вызывать у него эмоции.
Перед тем, как писать, задайте себе три главных вопроса:
Почему читатель должен читать вашу статью? Ответьте на этот вопрос для каждого раздела будущей публикации, спроектируйте карту интереса читателя, поймите, что его будет цеплять на каждом этапе.
Как вашу статью можно применить на практике или что она откроет нового? Чем больше реальной пользы, тем выше мотивация дочитать текст до конца. Кстати, если вам важно именно передать информацию, поддержите читателя, разместите главные тезисы в первой четверти текста. Далее наращивайте подробности и детали. Так вы достигнете больше целей.
Сможет ли читатель чего-то избежать благодаря вашей статье? Избежать неприятностей звучит более мотивирующе, чем просто получить пользу. Попробуйте определить головные боли ваших читателей и предложить способ их облегчить.
Проанализируйте, для кого вы пишете, каков культурный и профессиональный уровень аудитории, что для неё приемлемо, а что нет. Как правило, аудитория каждой площадки при внешнем разнообразии довольно однородна за счёт своего ядра (например, на Хабре есть представители всех профессий, но ядро — это строгие и требовательные к качеству и содержанию айтишники). Задача автора — написать так, чтобы текст был полезным и интересным как для ядра аудитории, так и для самого широкого читателя. Для этого можно использовать различные приёмы: например, писать о чём-то простом и понятном, но «присоединить», взять в союзники ядро аудитории («Сегодня обсудим основные правила выживания сисадмина в большой компании. Наверняка, многим из вас пришлось пройти через это — хочется, чтобы молодые специалисты не наступили на наши грабли»). Или наоборот, писать сложные вещи, нацеленные на ядро, но так задорно, что нельзя будет не прочитать («У нас было три терабайта записей, четыре сервера, 12 часов времени, два литра лимонада и плюшевая подушка на двоих. Предстояло совершить чудо, мы закатали рукава…» — профессионалам будет интересно прочитать, что вы там сделали, а широкой аудитории — чисто дочитать, чем закончилось дело).
Вы спросите, а зачем писать для всех, пусть каждая статья имеет свою аудиторию? Плюс-минус так и есть, если вы пишете исключительно just for fun. Но если есть цель (корпоративный блог, поиск работы, самопрезентация и развитие личного бренда), стоит расширять охват, чтобы дотянуться до тех людей, которые могут помочь вам в достижении цели (например, статью о терабайтах под лимонад прочитает HR компании, не до конца вникнет в технические подробности, но увидит, что вы отлично разбираетесь в теме и скорее всего подходите под их вакансию на 450к