Как перестать беспокоиться и начать правильно снимать на фантом

Вы сняли с коптера красивейшие и плавные пролеты, а после монтажа всё дёргается? Если исходное видео вызывает восторг, а результат — слёзы, то, возможно, проблема в неправильном режиме съемки.

e744f26cdc3a4064b3b07f111eec14ae.jpg

На примере DJI Phantom 3 Professional посмотрим доступные режимы съемки.


Если открыть список всех доступных, то сложно определить какой использовать режим — их очень много: 24, 25, 30, 48, 50, 60 кадров в секунду.
8692b6dc2e264b0e97232d7aeb07c953.jpg

Однако, и тут всё не так просто. Если посмотреть в свойства отснятых файлов, то вместо 24, 30, 48 и 60 мы увидим там 23.976, 29.97, 47.952 и 59,94. И, хотя отличие аж в сотых долях, при неправильных настройках монтажа мы получим подергивания. Проверено на личном опыте.

Тут стоит отметить, что при монтаже съемки с воздуха не используется аудиодорожка и поэтому в большинстве редакторов это очень просто поправить. Но это тема отдельной статьи.

Так какую же выбрать частоту кадров? Стандарты


Зачем все эти 23.976, 24, 25, 29.97 и почему нельзя выбрать другие? Откуда такие странные дробные числа?

Как часто это бывает причина всему этому безобразию историческая и данные частоты соответствуют различным стандартам:

  • 24/48 кадров используется в кинематографе
  • 25/50 (PAL/SECAM) при вещании ТВ в Европе и России
  • 23.976, 47.952 и 29.97, 59.94 (NTSC) при вещании ТВ в США и Японии — на телевидении

Поэтому если материал, который вы снимаете, используется в репортаже на ТВ, то стоит использовать 25 или 50 кадров в секунду.

Так какую же выбрать частоту кадров? Битрейт


Помимо разрешения на качество картинки влияет еще и битрейт (bitrate), т. е. количество информации для хранения одной секунды видео. При этом у фанта битрейт зависит от разрешения, но реальное разрешение может быть ограниченно качеством оптики, что наглядно демонстрируется в следующем видео.

Видео кодек Ambarella A9 установленный на третьем фантоме позволяет кодировать 4K видео с битрейтом 100Мбит/с. Однако DJI ограничила данное значение на 60 Мбит/с у PRO версии. И, вряд ли, это связано со скоростью работы карт памяти — 12,5 Мбайт/с могут писать даже недорогие карты памяти, но что есть, то есть и из этого и будем выбирать.

Ниже приведена сводная таблица зависимости битрейта DJI Phantom 3 Pro от частоты кадров и разрешения (версия прошивки 1.6).

cab261c4118f4486b1fcfc09206cb92a.png

Как видно, помимо 4K видео с 60Мбит/с присутствует при съемке в 1080 и 60 кадров/с.

Тут возникает вопрос: «Зачем нам снимать с разрешением больше FullHD, если оборудования для просмотра такого контента почти нет?». Ответ: для монтажа видео. Часто на монтаже приходится обрезать кадр, или увеличивать масштаб для фиксирования положения какого-то объекта в нем, и съемка в FullHD не оставляет запаса по разрешению. Но при этом удельный битрейт (бит на пиксель) видео с большим разрешением — ниже. Хм… Чувствуется рука маркетологов. По факту, если нужен кроп, можно снимать в 2,7K. Если высокая частота кадров, то 1080p 60fps. В подтверждение ролик про сравнение качества видео 1080, 2704, 4096 на 25 кадрах/с.

Так какую же выбрать частоту кадров? Плавность


Бытует миф, что человек различает лишь 24 кадра в секунду. На самом деле, человек способен различить значительно более быструю смену кадров. Причина выбора 24 кадров в секунду, опять же, историческая, это компромисс между плавностью, экономией пленки и качеством звука на оптической фонограммы.

5f77533129db4fecbb1add79e69e714c.jpg

Пример оптической фонограммы на кинопленке.Как не трудно догадаться частота кадров напрямую влияет на плавность видео. Причем если на наземной съемке зачастую отдаётся предпочтение 24 кадрам из-за «киношной картинки» и фокусе на съемке людей, то на панорамных кадрах, которых в воздушной съемке с избытком, плавности явно не хватает.

Понять насколько сильно дергается 24 кадра можно по этой ссылке.

Так какую же выбрать частоту кадров? Совмещение оборудования


Правило помогающее избежать заморочек:

  • если в ролике используется видео не только с коптера, то хорошим правилом будет снимать с одинаковой (или кратной) частотой кадров на всём оборудовании.

Что-то типа выводов


Таким образом, когда мы выбираем необходимую частоту кадров, нам нужно ответить для себя на множество вопросов. И получить нужный для себя ответ, который, однако, не будет универсальным.

Также стоит помнить, что многие ошибки можно исправить на постпродакшене, и самое страшное, если попадется незнающий монтажник, который убьёт всё качество видео. С нами такое, к сожалению, было несколько раз.

Однако, гораздо хуже если дрожит исходный материал, чтобы не допустить этого прочтите вот эту статью.

По выбору разрешения и битрейта вопрос остаётся открытым, но отмечу 3 режима:

  • 2,7K 24 кадра/с, если необходимо кадрирование
  • 1080 30 кадров/с, как имеющий наибольший удельный битрейт
  • 1080 60 кадров/с, имеет наибольший битрейт и частоту кадров.

© Geektimes