Как педагогу распространять свои цифровые образовательные ресурсы

Привет, Мегамозг! Эта статья по сути является комментарием к одному из способов, описанных semen_grinshtein в публикации «Кто хочет стать миллионером: 7 способов разбогатеть, не создавая компанию». В одной истории успеха речь шла о педагоге-миллионере, что меня и заинтересовало, как вузовского преподавателя и школьного учителя.

7d3921dfedf444bb98d032fb1e44aa52.jpg

Воспитатель детского сада смогла обеспечить себе дополнительный доход от продажи своих идей. Она продает через интернет свои педагогические наработки, то есть цифровые образовательные ресурсы, другим учителям.


Начну с описания своих вполне очевидных источников дохода, как преподавателя ИТ: основное место работы — вуз, по совместительству — школьный учитель, по выходным — репетиторство, иногда — фриланс программирование. Оказывается, этот список можно расширить, поделившись за деньги своими образовательными ресурсами. Это действительно хорошая идея, от которой выигрывают все — и педагоги-покупатели, и педагоги-продавцы. В данной статье я рассмотрел способы распространения (желательно прибыльного для автора) образовательных ресурсов без создания компании своего сайта для этого.

В мире


Заработать миллион долларов воспитателю детского сада из вышеназванной статьи помог сайт TeachersPayTeachers. За обеспечение продаж сервис берет комиссию с авторов ресурсов в 40% с заработанной суммы и дополнительные 30 центов за каждую транзакцию. За ежегодный платеж в $59.95 можно приобрести Премиум подписку, которая понизит комиссию до 15% с продаж и полностью избавит от комиссии за транзакции.

Онлайн рынок для учителей был создан в апреле 2006 года школьным учителем из Нью-Йорка по имени Пол Эдельман (Paul Edelman), и за почти 10 лет TpT набрал базу из 1,8 млн. ресурсов и сообщество из 3,6 млн. педагогов, которым выплатил уже $175 миллионов.

В рунете


Сегодня существует несколько русскоязычных онлайн-сообществ и одна торговая площадка для педагогов, а также три официальных проекта Минобрнауки, связанных с распространением образовательных ресурсов:

  1. Социальная сеть работников образования (портал) — для педагогов всех уровней образования, файлы можно скачать во всех форматах. Педагог может создать свой мини-сайт, разместить на мини-сайте свои разработки и за 90 рублей получить электронное свидетельство о публикации в электронном СМИ и электронный сертификат о создании персонального сайта.
  2. Сообщество взаимопомощи учителей (портал) — для воспитателей детских садов и школьных учителей, файлы можно скачать в форматах ms office или в виде архивов. Учитель может опубликовать свою разработку и заказать за 200 рублей электронное свидетельство о публикации или за 250 рублей получить его в твердой копии по почте.
  3. Образовательные ресурсы и поурочные планы (торговая площадка) — для педагогов всех уровней образования, файлы можно скачать в форматах doc, ppt, xls, pdf, zip, rar и др. Авторы могут публиковать свои ресурсы и назначать им цены. За обеспечение продаж сервис берет комиссию с авторов в 15% с заработанной суммы, но за 1500 рублей в год можно приобрести Премиум подписку, которая понизит комиссию до 5% с продаж. Это русский аналог TeachersPayTeachers.
  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (портал ЕК ЦОР) — для школьных учителей, файлы можно скачать в форматах офисных документов, таблиц, презентаций, есть интерактивные ресурсы swf. Учителя не могут публиковать свои ресурсы, круг поставщиков ресурсов ограничен образовательными учреждениями и коммерческими организациями.
  5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (портал ФЦИОР) — для педагогов общего и профессионального образования, файлы можно скачать в специальном формате OMS, опубликовать свой ресурс нельзя, но рассмотреть этот проект все же интересно.
  6. Единое окно доступа к образовательным ресурсам (портал) — для учащихся общего и профессионального образования, собраны ссылки на сайты с учебной информацией и можно скачать электронные учебники в формате PDF. Можно добавить собственный ресурс, для чего необходимо зарегистрироваться.


Никакого денежного вознаграждения педагогу за публикацию ресурса на порталах Министерства образования не предусмотрено.
Социальные сети педагогов мотивируют авторов предоставлением свидетельства о публикации в СМИ.
Остановлюсь подробнее на некоторых из приведенных примеров.

1. Социальная сеть работников образования


Социальная сеть работников образования «Наша сеть» основана в 2010 году. Свидетельство о регистрации электронного СМИ получено в декабре 2010 года. Создать свой персональный мини-сайт на nsportal.ru очень просто. Достаточно зарегистрироваться и мини-сайт создастся автоматически. На мини-сайте можно разместить свое портфолио. Если уже есть готовые тексты и фотографии, то это займет не более часа. На основе расширяемой функциональности групп (сообществ) можно создавать большие образовательные проекты, а также сайты образовательных учреждений, классов, групп, кружков.

2. Сообщество взаимопомощи учителей


«Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU» основано в 2007 году и зарегистрировано в качестве электронного СМИ в 2010 году. Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). Для недавно созданных разделов портала действует спецпредложение бесплатного свидетельства о публикации в качестве стимула для скорейшего наполнения этих разделов.

3. Образовательные ресурсы и поурочные планы


Онлайн рынок для педагогов ProgrammaRazvitiya.ru — это место, где можно заработать продажей своих цифровых образовательных ресурсов. Сайт предоставляет отдельную ссылку на магазин каждого педагога с его ресурсами и публикует их также в общем каталоге ресурсов. Можно размещать и бесплатные, и платные ресурсы. Проект появился в рунете после доказательства успешности этой бизнес-модели от TeachersPayTeachers. Сервис еще молодой — первый автор зарегистрирован в начале 2016 года. Педагог может добавить рабочие программы дисциплин, планы уроков, разработки и презентации к урокам и другие образовательные ресурсы, назначив им любую цену (если указано 0 рублей, ресурс будет бесплатным).

e5c024f98ccf4e79bdf0d9b2d38ef9f1.png

Выплаты педагогам на карту Сбербанка за проданные образовательные ресурсы осуществляются на ежемесячной основе по реквизитам, указанным в кабинете продавца. Перечисление заработанных денег происходит при условии накопления суммы в 500 рублей, и если в текущем месяце сумма не достигла этого порога, то проверка этого условия будет проведена в следующем месяце.

4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов


Коллекцию нельзя назвать богатой, потому что мотивация к публикации новых своих ресурсов для педагогов не прослеживается вообще, нельзя даже добавить свой ресурс через сайт. Авторами ресурсов являются организации, которые перечислены в списке поставщиков ресурсов.
Как учитель ИКТ воспользовался некоторыми ресурсами (их мало) и могу отметить плюс этого портала: материалы соответствуют официальным принятым программам в России.

Интерфейс и качество технической реализации портала на высоте, все же организатором является Министерство образования и науки Российской Федерации. Есть и минус — иногда портал бывает недоступен.

5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов


ФЦИОР предоставляет ресурсы в собственном формате ОМС только от определенного круга из 10 поставщиков (2 государственных университета и 8 коммерческих предприятий). Любой желающий педагог не имеет возможности самостоятельно опубликовать свои ресурсы.

Открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС)
Открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС) представляют собой электронный образовательный ресурс модульной архитектуры. Для работы с электронными учебными модулями ОМС необходимо загрузить с портала и установить на своем локальном компьютере специальное программное обеспечение — проигрыватель ресурсов.

Программное обеспечение для просмотра ресурсов обеспечивает хранение, поиск, выбор и воспроизведение Электронных Учебных Модулей (ЭУМ):

  • ОМС Плеер — предназначен для воспроизведения ЭУМ. Плеер предоставляет возможность поиска ЭУМ среди размещённых в локальном хранилище модулей. Локальное хранилище представляет собой специально выделенную папку на компьютере пользователя, путь к которой задаётся при установке программных компонентов ОМС.
  • Органайзер пользователя ОМС — обеспечивает загрузку ЭУМ из центрального хранилища ФЦИОР в локальное хранилище пользователя, а также хранение выбранных модулей на рабочем месте пользователя. Органайзер позволяет воспроизводить и просматривать метаданные ЭУМ, размещённых в локальном хранилище.


Технологическая платформа ФЦИОР
Аппаратный комплекс ФЦИОР построен на решениях и технологиях IBM.

Вычислительные мощности центра обеспечивают высокопроизводительные серверы IBM. Эффективное хранение различных типов электронных образовательных ресурсов осуществляется с помощью Open Source проектов. Программная архитектура ФЦИОР реализована на технологиях JavaServlets, Java Server Pages c использованием проектов организации Apache Software Foundation (Tomcat, Lucene, Commons). В качестве СУБД для прикладных систем используется СУБД MySQL. Разработка приложений — платформа Java 2, Enterprise Edition.

6. Единое окно доступа к образовательным ресурсам


Вы можете предложить дополнить информационную систему «Единое окно» новыми ресурсами — разместить материал в электронной библиотеке или ссылку на интернет-ресурс в каталоге.

В электронной библиотеке может быть размещен присланный документ, если Вы являетесь его автором (соавтором) или предлагаете его с ведома и согласия авторов и Ваши действия не противоречат «Гражданскому кодексу Российской Федерации (ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ.

10a7c072cffd4c1c8f9de7670693cd6a.png

В электронной библиотеке не размещаются материалы, представляющие собой рабочие программы дисциплин, планы уроков, разработки и презентации к урокам и т.п.

В каталог может быть включена ссылка на любой ресурс научно-образовательного характера, находящийся в Интернете в открытом доступе.

Заключение


Возможностей для распространения педагогами цифровых образовательных ресурсов в рунете достаточно, но пока слабо развита материальная мотивация авторов к публикации своих уникальных разработок. Продавать свои ЦОР — это прибыльно, на это показывает 10-летний возраст и опыт зарубежного рынка цифровых образовательных ресурсов. До 2016 года в рунете можно было лишь бесплатно подарить миру свои авторские материалы на государственных или частных порталах (последние предлагают платную услугу предоставления свидетельства о публикации). Недавно появилась альтернатива — заработать на своих ресурсах, но о результативности этого пока говорить рано. По моему мнению, это очень эффективная мотивация к публикации большего числа новых качественных материалов, когда педагог может заработать дополнительно к своей зарплате.

© Megamozg