Как педагогу распространять свои цифровые образовательные ресурсы
Привет, Мегамозг! Эта статья по сути является комментарием к одному из способов, описанных semen_grinshtein в публикации «Кто хочет стать миллионером: 7 способов разбогатеть, не создавая компанию». В одной истории успеха речь шла о педагоге-миллионере, что меня и заинтересовало, как вузовского преподавателя и школьного учителя.
Воспитатель детского сада смогла обеспечить себе дополнительный доход от продажи своих идей. Она продает через интернет свои педагогические наработки, то есть цифровые образовательные ресурсы, другим учителям.
Начну с описания своих вполне очевидных источников дохода, как преподавателя ИТ: основное место работы — вуз, по совместительству — школьный учитель, по выходным — репетиторство, иногда — фриланс программирование. Оказывается, этот список можно расширить, поделившись за деньги своими образовательными ресурсами. Это действительно хорошая идея, от которой выигрывают все — и педагоги-покупатели, и педагоги-продавцы. В данной статье я рассмотрел способы распространения (желательно прибыльного для автора) образовательных ресурсов без создания компании своего сайта для этого.
В мире
Заработать миллион долларов воспитателю детского сада из вышеназванной статьи помог сайт TeachersPayTeachers. За обеспечение продаж сервис берет комиссию с авторов ресурсов в 40% с заработанной суммы и дополнительные 30 центов за каждую транзакцию. За ежегодный платеж в $59.95 можно приобрести Премиум подписку, которая понизит комиссию до 15% с продаж и полностью избавит от комиссии за транзакции.
Онлайн рынок для учителей был создан в апреле 2006 года школьным учителем из Нью-Йорка по имени Пол Эдельман (Paul Edelman), и за почти 10 лет TpT набрал базу из 1,8 млн. ресурсов и сообщество из 3,6 млн. педагогов, которым выплатил уже $175 миллионов.
В рунете
Сегодня существует несколько русскоязычных онлайн-сообществ и одна торговая площадка для педагогов, а также три официальных проекта Минобрнауки, связанных с распространением образовательных ресурсов:
- Социальная сеть работников образования (портал) — для педагогов всех уровней образования, файлы можно скачать во всех форматах. Педагог может создать свой мини-сайт, разместить на мини-сайте свои разработки и за 90 рублей получить электронное свидетельство о публикации в электронном СМИ и электронный сертификат о создании персонального сайта.
- Сообщество взаимопомощи учителей (портал) — для воспитателей детских садов и школьных учителей, файлы можно скачать в форматах ms office или в виде архивов. Учитель может опубликовать свою разработку и заказать за 200 рублей электронное свидетельство о публикации или за 250 рублей получить его в твердой копии по почте.
- Образовательные ресурсы и поурочные планы (торговая площадка) — для педагогов всех уровней образования, файлы можно скачать в форматах doc, ppt, xls, pdf, zip, rar и др. Авторы могут публиковать свои ресурсы и назначать им цены. За обеспечение продаж сервис берет комиссию с авторов в 15% с заработанной суммы, но за 1500 рублей в год можно приобрести Премиум подписку, которая понизит комиссию до 5% с продаж. Это русский аналог TeachersPayTeachers.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (портал ЕК ЦОР) — для школьных учителей, файлы можно скачать в форматах офисных документов, таблиц, презентаций, есть интерактивные ресурсы swf. Учителя не могут публиковать свои ресурсы, круг поставщиков ресурсов ограничен образовательными учреждениями и коммерческими организациями.
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (портал ФЦИОР) — для педагогов общего и профессионального образования, файлы можно скачать в специальном формате OMS, опубликовать свой ресурс нельзя, но рассмотреть этот проект все же интересно.
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам (портал) — для учащихся общего и профессионального образования, собраны ссылки на сайты с учебной информацией и можно скачать электронные учебники в формате PDF. Можно добавить собственный ресурс, для чего необходимо зарегистрироваться.
Никакого денежного вознаграждения педагогу за публикацию ресурса на порталах Министерства образования не предусмотрено.
Социальные сети педагогов мотивируют авторов предоставлением свидетельства о публикации в СМИ.
Остановлюсь подробнее на некоторых из приведенных примеров.
1. Социальная сеть работников образования
Социальная сеть работников образования «Наша сеть» основана в 2010 году. Свидетельство о регистрации электронного СМИ получено в декабре 2010 года. Создать свой персональный мини-сайт на nsportal.ru очень просто. Достаточно зарегистрироваться и мини-сайт создастся автоматически. На мини-сайте можно разместить свое портфолио. Если уже есть готовые тексты и фотографии, то это займет не более часа. На основе расширяемой функциональности групп (сообществ) можно создавать большие образовательные проекты, а также сайты образовательных учреждений, классов, групп, кружков.
2. Сообщество взаимопомощи учителей
«Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU» основано в 2007 году и зарегистрировано в качестве электронного СМИ в 2010 году. Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). Для недавно созданных разделов портала действует спецпредложение бесплатного свидетельства о публикации в качестве стимула для скорейшего наполнения этих разделов.
3. Образовательные ресурсы и поурочные планы
Онлайн рынок для педагогов ProgrammaRazvitiya.ru — это место, где можно заработать продажей своих цифровых образовательных ресурсов. Сайт предоставляет отдельную ссылку на магазин каждого педагога с его ресурсами и публикует их также в общем каталоге ресурсов. Можно размещать и бесплатные, и платные ресурсы. Проект появился в рунете после доказательства успешности этой бизнес-модели от TeachersPayTeachers. Сервис еще молодой — первый автор зарегистрирован в начале 2016 года. Педагог может добавить рабочие программы дисциплин, планы уроков, разработки и презентации к урокам и другие образовательные ресурсы, назначив им любую цену (если указано 0 рублей, ресурс будет бесплатным).
Выплаты педагогам на карту Сбербанка за проданные образовательные ресурсы осуществляются на ежемесячной основе по реквизитам, указанным в кабинете продавца. Перечисление заработанных денег происходит при условии накопления суммы в 500 рублей, и если в текущем месяце сумма не достигла этого порога, то проверка этого условия будет проведена в следующем месяце.
4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Коллекцию нельзя назвать богатой, потому что мотивация к публикации новых своих ресурсов для педагогов не прослеживается вообще, нельзя даже добавить свой ресурс через сайт. Авторами ресурсов являются организации, которые перечислены в списке поставщиков ресурсов.
Как учитель ИКТ воспользовался некоторыми ресурсами (их мало) и могу отметить плюс этого портала: материалы соответствуют официальным принятым программам в России.
Интерфейс и качество технической реализации портала на высоте, все же организатором является Министерство образования и науки Российской Федерации. Есть и минус — иногда портал бывает недоступен.
5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
ФЦИОР предоставляет ресурсы в собственном формате ОМС только от определенного круга из 10 поставщиков (2 государственных университета и 8 коммерческих предприятий). Любой желающий педагог не имеет возможности самостоятельно опубликовать свои ресурсы.
Программное обеспечение для просмотра ресурсов обеспечивает хранение, поиск, выбор и воспроизведение Электронных Учебных Модулей (ЭУМ):
- ОМС Плеер — предназначен для воспроизведения ЭУМ. Плеер предоставляет возможность поиска ЭУМ среди размещённых в локальном хранилище модулей. Локальное хранилище представляет собой специально выделенную папку на компьютере пользователя, путь к которой задаётся при установке программных компонентов ОМС.
- Органайзер пользователя ОМС — обеспечивает загрузку ЭУМ из центрального хранилища ФЦИОР в локальное хранилище пользователя, а также хранение выбранных модулей на рабочем месте пользователя. Органайзер позволяет воспроизводить и просматривать метаданные ЭУМ, размещённых в локальном хранилище.
Вычислительные мощности центра обеспечивают высокопроизводительные серверы IBM. Эффективное хранение различных типов электронных образовательных ресурсов осуществляется с помощью Open Source проектов. Программная архитектура ФЦИОР реализована на технологиях JavaServlets, Java Server Pages c использованием проектов организации Apache Software Foundation (Tomcat, Lucene, Commons). В качестве СУБД для прикладных систем используется СУБД MySQL. Разработка приложений — платформа Java 2, Enterprise Edition.
6. Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Вы можете предложить дополнить информационную систему «Единое окно» новыми ресурсами — разместить материал в электронной библиотеке или ссылку на интернет-ресурс в каталоге.
В электронной библиотеке может быть размещен присланный документ, если Вы являетесь его автором (соавтором) или предлагаете его с ведома и согласия авторов и Ваши действия не противоречат «Гражданскому кодексу Российской Федерации (ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ.
В электронной библиотеке не размещаются материалы, представляющие собой рабочие программы дисциплин, планы уроков, разработки и презентации к урокам и т.п.
В каталог может быть включена ссылка на любой ресурс научно-образовательного характера, находящийся в Интернете в открытом доступе.
Заключение
Возможностей для распространения педагогами цифровых образовательных ресурсов в рунете достаточно, но пока слабо развита материальная мотивация авторов к публикации своих уникальных разработок. Продавать свои ЦОР — это прибыльно, на это показывает 10-летний возраст и опыт зарубежного рынка цифровых образовательных ресурсов. До 2016 года в рунете можно было лишь бесплатно подарить миру свои авторские материалы на государственных или частных порталах (последние предлагают платную услугу предоставления свидетельства о публикации). Недавно появилась альтернатива — заработать на своих ресурсах, но о результативности этого пока говорить рано. По моему мнению, это очень эффективная мотивация к публикации большего числа новых качественных материалов, когда педагог может заработать дополнительно к своей зарплате.
© Megamozg