[Перевод] Вера в человечество: 10 исследований, способных помочь нам возродить надежду на будущее
Чтение научной литературы о человеческом поведении может сделать вас циничным, хотя иногда это и оправдано. Мир не всегда справедлив. Зло не всегда несет заслуженное наказание, а добро не всегда побеждает зло. Но существует множество научно обоснованных причин сохранять надежду и позитивный взгляд на будущее.
Давайте попробуем отстраниться от жестокой действительности и рассмотреть некоторые исследования, которые могут помочь возродить веру в человечество.
1) Вы лучше восстанавливаетесь после серьезных проблем
Из исследования, проведенного Гарвардским «экспертом по счастью», Дэниелом Гильбертом, автором книги Stumbling on Happiness (Сомнения в счастье):
Люди находят разумное объяснение разводам, понижениям в должности и болезням, но только не медленным лифтам и некачественному вину. Парадокс, но люди порой быстрее оправляются от трагичных событий, нежели от чего-то менее серьезного. (Aronson & Mills, 1958; Gerard & Mathewson, 1966; Zimbardo, 1966)
2) Грусть не настолько страшна
Мы ожидаем, что грусть будет намного более болезненной, чем она бывает на самом деле. Исследования показывают, что мы склонны переоценивать влияние таких чувств, как грусть и сожаление.
Вот еще один отрывок из книги Stumbling on Happiness, автора Дэниеля Гильберта.
… Потери могут оказывать влияние на наши эмоциональные переживания, и исследования показывают, что, несмотря на то, что утраты влияют на нас, это влияние не настолько сильное, как мы того ожидаем.
3) «Все, что не убивает, делает нас сильнее». Это утверждение абсолютно верно
Люди, которые пережили ужасные события, становятся сильнее, чем те, кто никогда не сталкивался с проблемами и бедами.
Из книги Flourish: A Visionary New Understanding of Happiness and Well-being (Новое понимание счастья и благосостояния):
Ежемесячно примерно 1,700 человек сообщали нам о тяжелых событиях в своей жизни, и все они прошли тестирование на уровень благополучия. К нашему удивлению выяснилось, что у людей, которые испытали одно ужасное событие, имелись существенные преимущества (а, следовательно, и более высокий уровень благосостояния) перед теми, кто ни разу не сталкивался с бедами. А те, кто прошел через два трагичных события, стали сильнее, чем те, у кого в жизни трагедия случилась лишь раз или не случалась вовсе. Люди, которые пережили три подобных события: были изнасилованы, подверглись пыткам, удерживались насильно, например, находились в плену, оказались выносливее тех, кому пришлось столкнуться с этим дважды.
4) Существует обратный эффект ПТСР (посттравматического стрессового расстройства): иногда ужасные события делают нас лучше
Трагедия может сделать нас не только сильнее, она может также сделать нас лучше.
Из книги The Happiness Advantage: The Seven Principles of Positive Psychology That Fuel Success and Performance at Work (Преимущества счастья: семь принципов позитивной психологии, которая повышает успешность и продуктивность):
Исходя из данных этого исследования, сегодня мы можем сказать наверняка, что сильные страдания или серьезная травма могут привести к существенным положительным личностным изменениям, благодаря широкому диапазону переживаемых чувств. После событий 11 марта 2004 года, а именно подрыва поезда в Мадриде, психологи выявили, что многие жители испытали положительные психологические изменения. То же самое происходит и с большинством женщин, у которых диагностировали рак молочной железы. О каких положительных изменениях идет речь? Повышение духовности, сострадания к другим, открытости и даже, в конечном счете, абсолютной удовлетворенности жизнью. После пережитой травмы люди также сообщают об укреплении личной силы и уверенности в себе, а также о чувстве благодарности и возникновении душевного контакта во взаимоотношениях с другими.
5) На самом деле мы редко ограниченны своими генами
Как часто врожденный талант ограничивает ваши способности к чему-то?
В ~95% случаев такой связи нет.
Из книги Mindset: The New Psychology of Success (Новая психология успеха):
Бенджамин Блум, выдающийся педагог-исследователь, изучил 120 преуспевших учеников. Среди них были пианисты, дающие концерты, скульпторы, пловцы, участвовавшие в Олимпийских играх, теннисисты мирового уровня и математики. Большинство из участников исследования не были примечательны в детстве и не проявляли явных талантов до тех пор, пока не начали серьезно заниматься свом образованием. Блум говорит: «После сорока лет интенсивного исследования школьного образования, как в Соединенных Штатах, так и за границей, я пришел к главному заключению: чему можно научить одного отдельного человека, тому можно научить почти всех остальных людей в мире. Почти все люди обучаемы, если им обеспечить соответствующие условия». Исследователь не принимает в расчет 2 — 3% детей, у которых есть серьезные проблемы со здоровьем, а также 1 — 2% детей с прочими экстремальными (крайними) характеристиками. Он исходит из общей массы людей.
6) Вам не нужно выигрывать лотерею, чтобы стать счастливым
Счастливые люди не имеют в своей жизни больше счастливых событий, чем менее счастливые.
Из книги 50 Great Myths of Popular Psychology: Shattering Widespread Misconceptions about Human Behavior (50 мифов популярной психологии: разрушение широко распространенных ложных представлений о человеческом поведении):
Эд Динер и Мартин Селигман протестировали более 200 студентов на уровень счастья и сравнили участников с высшим показателем («чрезвычайно счастливых») 10% со средним и нижним показателем, тоже по 10%. Очень счастливые студенты по объективным данным не переживали большее количество положительных жизненных событий, не преуспевали на экзаменах и не ходили на «горячие» свидания чаще, чем представители других двух групп (Diener & Seligman, 2002).
7) Помощь другим помогает вам самим
Старшекурсники, которые написали письма поддержки «рискующим вылететь» студентам средних курсов уговаривая их продолжать упорно заниматься и объясняя, что ум «не является даром, а скорее способностью, которую можно развивать» сами становились счастливее и успешнее в учебе на протяжении нескольких последующих месяцев.
Правда, на самом деле, не было никаких учеников средних курсов. Само по себе написание писем привело к таким результатам.
Из книги Situations Matter: Understanding How Context Transforms Your World (Значение ситуаций: понимание того, как контекст преобразует ваш мир):
Помогли ли эти письма ученикам средних курсов прийти в норму после бедственной ситуации? Сказать нельзя — письма просто не доставлялись адресатам. Но даже сам опыт написания писем оказал длительное влияние на самих студентов колледжа. Несколько месяцев спустя, авторы писем все еще сообщали о своей удовлетворенности от учебы в школе, в отличие от других старшекурсников Стэнфорда. Их средние баллы были выше на треть балла по шкале из четырех.
8) «И надежда, и отчаяние есть самопрограммирование»
Кровавые события, переживаемые солдатами в сложных боевых условиях, показывают, что на человека больше влияет то, как он воспринимает ситуацию, нежели сама ситуация.
Из книги Maximum Brainpower: Challenging the Brain for Health and Wisdom (Максимальная сила ума: ответственность мозга за здоровье и мудрость):
… мозг не дает телу израсходовать все свои ресурсы, если у нас нет достаточных шансов на успех. Наша физическая сила оказывается нам неподвластной в тех случаях, когда мозг не верит в результат, потому что для человека самое страшное — израсходовать все свои ресурсы и потерпеть неудачу. Если мы не верим в то, что справимся в конкретной ситуации, то не получим ресурсы, необходимые для этого. В тот момент, когда мы начинаем верить в себя, шлюзы открываются, и энергия течет рекой. И надежда, и отчаяние — это самопрограммирование.
9) Избыток доверия лучше, чем его недостаток
Кандидатов попросили оценить уровень своего доверия другим людям по шкале от 1 до 10. В ходе проводимого исследования выяснилось, что максимальный доход имеют те, чей уровень доверия находится на отметке 8.
Те, чье доверие превышает эту отметку, получают на 7% меньше, чем те, кто находится на уровне 8. Таких людей чаще используют в своих интересах.
Люди с низким уровнем доверия имеют доход на 14.5% ниже, чем те, кто находится на отметке 8. Такой разрыв бывает у людей с высшим образованием и его отсутствием. Очевидно, что эта категория упускает множество возможностей, не доверяя окружающим.
10) Иногда сочувствие важнее объективности
Из моего интервью с профессором Уортона, Адамом Грантом, автором книги Give and Take: A Revolutionary Approach to Success (Давай и бери: Революционный подход к успеху):
Исследование, проведенное Тернером и его коллегами среди врачей-рентгенологов, показало, что врачи, видящие фотографию пациента, рентген которого они собирались просмотреть, проявляют больше сочувствия, нежели если бы они видели только сам рентген. В результате они писали более длинные и подробные отчеты, со значительно большей диагностической точностью.
И еще:
11) Величайшая цель состоит не в том, чтобы быть идеальным, а в том, чтобы стать лучше
Цель стать лучше повышает мотивацию и энергию, делает поставленные задачи более интересными. Этот эффект даже переносится и на последующие цели.
Из книги Nine Things Successful People Do Differently (Девять вещей, которые успешные люди делают не так, как все остальные):
Такие цели, с другой стороны, крайне жизнеспособны. Когда мы думаем о том, что делаем, с точки зрения изучения и освоения, признавая, что можем допустить некоторые ошибки в процессе достижения поставленной цели, то сохраняем мотивацию, несмотря на неудачи. Исследование показывает, что стремление стать лучше также положительно влияет на то, что мы чувствуем во время работы; мы естественным образом считаем свое занятие более интересным и приятным, когда думаем о нем в свете собственного прогресса, а не совершенства.
P.S. Рекомендуем ещё одну статью по теме — Что общего между управлением компанией и гоночной машиной.
Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании MBA Consult.
© Megamozg