Как непредвзято протестировать свой продукт
Часто бывает так, что разработчики, создавая тот или иной продукт, перестают относиться к нему критически. Ведь вкладывая столько сил, времени, фантазии, находя элегантные решения для стольких проблем, очень легко перестать быть объективным в отношении своего детища. Это приводит к тому, что весомая часть процесса разработки проходит изолированно, поскольку разработчикам трудно отделить своё видение продукта, свои чувства к нему от пользователей и реальной ситуации на рынке.
Это естественная ситуация, все мы люди. Нам свойственно привязываться к тому, чему мы отдаём столько ресурсов. Но эта субъективность может сослужить очень плохую службу, когда разработка доходит до стадии тестирования, которая жизненно важна для формирования облика продукта. Именно непредвзятое тестирование даёт разработчикам шанс избавиться от розовых очков и трезво взглянуть на результат своих трудов. В этом случае есть шанс, что удастся исправить ошибки и недочёты до начала продаж, избавив себя от провала. Но для этого нужно провести непредвзятое тестирование прототипов. А это подразумевает не только получение правильного отклика, но и понимания того, как лучше всего внести в продукт необходимые изменения.
Постарайтесь максимально абстрагироваться от эмоций
Если разработчики не способны отделить эмоции от своего продукта, то это неизбежно отражается на их собственном восприятии. И в этом случае не нужно пытаться продать продукт, поскольку создатели неверно оценивают сильные и слабые стороны своего товара. Необходимо сначала собрать как можно более непредвзятые мнения со стороны.
Не нужно искать людей, которые будут разделять взгляд разработчиков на продукт. Ведь наша цель — спрогнозировать, будет ли он приносить достаточно прибыли. Необходимо задать себе вопросы: «Сколько времени займёт превращение идеи в более-менее прибыльный товар? Как этого добиться?». Ответы помогут в ходе тестирования сконцентрироваться на действительно важных вещах.
Выйдите «в поля»
Конечно, лабораторные тестирования прототипов и получение отзывов внутри компании — вещь важная и нужная. Но это лишь часть этапа тестирования. Чтобы полнее и точнее понимать перспективы продукта на рынке, разработчикам нужно придти к пользователям. Нужно собрать отзывы извне, от настоящих потенциальных потребителей. И при этом необходимо внимательно прислушиваться к тому, что вам будут говорить. Скажем, если вы создаёте приложение для сети отелей, то вам нужно посетить разные филиалы и понаблюдать за посетителями, чтобы понять, как ваш продукт может помочь и сделать их пребывание в отеле приятнее.
Нужно стараться выяснить, какие нужды есть у той категории пользователей, на которую рассчитан ваш продукт. Какая информация и какие функции им нужны, в каких ситуациях, в какой форме, как быстро? Как можно подробнее регистрируйте поведение пользователей, способы применения вашего продукта; с какими трудностями они при этом сталкиваются, какие эмоции проявляют в тех или иных случаях? Анализ всей этой информации поможет вам отшлифовать и отполировать созданное вами приложение или устройство.
Собирайте отзывы как можно более широкого спектра
Если вы будете ориентироваться на мнения людей, которые скорее всего захотят потом пользоваться вашим продуктом, то реализуете ожидаемые ими функции и характеристики. Но при этом вы можете упустить из вида или пренебречь какими-то иными свойствами, которые могли бы оказаться важны для многих других потенциальных пользователей. Именно поэтому в ходе тестирования необходимо анализировать как можно более полярные по своей оценке отзывы.
Каков социальный портрет тех, кто сейчас не хочет пользоваться вашим продуктом? Что их удерживает от этого, мешает им? Скажем, если вы создаёте приложение для каких-то общественных мероприятий, то обязательно протестируйте его на тех, кто никогда не посещает такие события. Почему они там не бывают? Что в вашем продукте могло бы помочь им всё же пойти туда?
Этот процесс может быть достаточно болезненным, особенно если вы будете слишком близко к сердцу принимать негативные мнения. Но на основании полученных данных вы сможете сделать свой продукт более качественным, более востребованным, более прибыльным. Чем больше разнообразных мнений вы соберёте, тем вероятнее сможете найти для себя выходы на новые рынки, или создадите дополнительные каналы получения прибыли.
Настройтесь на сопереживание
Тестирование прототипа можно рассматривать как проявление эмпатии. Она очень помогает при общении с самыми разными людьми, позволяет узнать, что для них важно, с чем они испытали затруднения при пользовании вашим продуктом. Психологически для многих из нас это непросто — настроиться на чувства незнакомцев, поддерживать беседу в комфортном для них ключе. Но всегда лучше прямо расспросить человека, чем убеждать себя, что ты и так знаешь, о чём он думает и что чувствует. Так что берите свой прототип, соберите побольше пользователей, скажите им: «Вот наш новый продукт. Да, это электронная открывалка для бутылок, но всё попробуйте её в деле и расскажите нам, что вы о ней думаете». А потом внимательно смотрите, слушайте и записывайте.
Старайтесь извлечь пользу из любого отзыва
Важно находить причину, которая побудила пользователя дать положительный или отрицательный отзыв. Какие вопросы задают пользователи? Какие моменты они сразу схватывают, а понимание каких вещей вызывает у них трудности? Понимание всего этого указывает на сильные и слабые стороны продукта, помогает развить полезный и востребованный функционал.
Даже если пользователь молчит во время тестирования, не надо бояться общаться с ним. Возможно, человеку просто некомфортно, и это выражается в сдержанности. Задавайте наводящие вопросы, может быть, именно ваш продукт является причиной дискомфорта. Скажем, человека устраивает, как работает ваш продукт, но ему просто неприятно ощущение, которое у него возникает при его использовании. А это явно не сподвигнет пользователя на покупку в дальнейшем.
Старайтесь так формулировать вопросы, чтобы на них не нужно было отвечать пространно, многосложно. Чем короче может быть ответ, тем человеку проще. Пользователи — не специалисты, не программисты и не дизайнеры, они далеко не всегда смогут описать вам свои мысли и чувства в соответствующих терминах. При этом очень важно оценить именно первую, неприкрытую реакцию, когда человеку не приходится подыскивать нужные слова, чтобы выразить своё впечатление. Задачей прототипирования является создание минимально работоспособной версии продукта, и самые первые отклики пользователей помогают нащупать путь для дальнейшего развития вашего детища.
Не усложняйте
Нередки ситуации, когда на рынок выходит продукт с куда менее широким функционалом, чем было задумано изначально. Когда в процессе разработки создатели отказываются от каких-то возможностей и концентрируются на том, что для пользователей важнее всего, то зачастую это делает продукт ценнее и прибыльнее.
Тестирование не должно протекать сложно или напряжённо. При правильном подходе вы можете получить результаты, которые помогут сделать не просто востребованный продукт, но существенно обгоняющий конкурентов. Конечно, есть вероятность, что во время тестирования ваша команда вообще не обнаружит никаких недостатков, тогда вам очень повезло и вы с первого раза попали в яблочко. Но обычно это не так. Зачастую наши чувства искажают наше восприятие продукта, и тестирование прототипов позволяет это вовремя обнаружить и не наделать роковых ошибок, а заодно исправить уже сделанные. Так что не переживайте, когда во время тестов будут обнаружены какие-то оплошности — это не неудача, это означает, что ваша команда создаёт успешный продукт.