Как не попасть в ловушку ненужного обучения
В наших головах прочно засела установка, что учиться надо всегда. Компании транслируют life-learning подход (обучение на протяжении всей жизни), в соцсетях продвигаются разного рода курсы, на собеседованиях спрашивают: «Чему вы научились за последнее время?»
Выходит, что освоение новых навыков и расширение знаний по уже имеющимся — один из основных параметров для роста в доходе и карьере. Проблема в том, что подход «век живи — век учись» часто превращается в «учиться, чтобы учиться» или «процесс ради процесса».
Меня зовут Алёна Стаценко, я методист образовательных программ Selectel. Уже 7 лет занимаюсь развитием и обучением сотрудников. Начала в сфере HoReCa, затем перешла в IT. Под катом я расскажу, как не попасть в ловушку ненужного обучения.
Почему нужна глубинная мотивация в обучении? Объясняем на круассанах
Начну с жизненного примера. Уверена, многие узнают себя или знакомых.
На встрече подруга поделилась, что записалась на курсы французского. Меня это удивило, ведь она не питала особой любви к изучению языков. На вопрос: «А для чего это тебе?» получила очевидный ответ: «Чтобы знать».
Как человек, который занимается обучением, я не могла остановиться на этом и продолжила задавать вопросы:
— А зачем тебе его знать?
— Чтобы я могла на нем говорить.
— А зачем тебе на нем говорить?
Я еще несколько раз задала один и тот же вопрос. В итоге пришли к тому, что когда-то в фильме подруга увидела, как красивая девушка, приехав в Париж, заказала круассан в кафе на французском. Подругу это впечатлило: она захотела пережить такой же опыт.
У меня и, думаю, у вас возник вопрос: действительно ли нужно изучать французский ради того, чтобы заказать круассан?
Конечно же, нет. Если бы подруга изначально нашла в своем запросе глубинную мотивацию, ей понадобилось бы лишь скачать бесплатное приложение. С его помощью она бы выучила пару полезных фраз и сэкономила два ресурса — деньги и время.
Как определить глубинную мотивацию?
Для того, чтобы разобраться, как искать глубинную, или истинную, мотивацию в обучении, советую использовать метод «лесенки».
Если хотите пройти обучение для каких-то рабочих процессов, используйте вопрос: «Что я должен научиться делать?» Ответ формулируйте через действие.
Я хочу изучать JavaScript → Что я должен научиться делать? → Я должен научится применять JavaScript в web-страницах.
Вариант «Я должен научиться писать на JavaScript» общий и трудноизмеримый. В нем нет точной цели с логическим завершением. А в формулировке «Я должен научится применять JavaScript в web-страницах» уже становится понятно, для чего именно нужен навык.
Если сложно указать цель с четкими контурами, обозначьте так, чтобы появилась понятная рамка. Например, не «научиться писать на JavaScript», а «изучить основы JavaScript» или «освоить навыки, необходимые для джуна». Так в процессе изучения сможете лучше разобраться, что является основами, и цель приобретет логическое завершение.
Когда определились с действием, задайте себе вопрос → зачем? Он поможет разобраться и обосновать самому себе, для чего нужно научиться этому действию.
Просто научиться действию недостаточно. Понимание, для чего мы идем на обучение, делает цель обоснованной для нас самих. Наш мозг очень ленив, и если ему не докажем, что это действительно нужно, он будет саботировать обучение всеми возможными способами.
Я должен научится применять JavaScript в web-страницах → Зачем мне это нужно? → Чтобы отправить резюме на позицию джуна в Selectel.
Как понять, что вы нашли глубинную мотивацию?
1) Каждый раз, когда отвечаете на вопрос «А зачем?»:
- подвергайте ответ сомнению: убедили ли вы себя?
- прислушайтесь к отклику: драйвит ли вас ответ?
2) Задавать дальше вопрос «А зачем?» больше нет смысла, дошли до абсурда.
Почему важно быть честным?
Есть прямая зависимость между честностью с самим собой и эффективностью подхода. Увы, люди не всегда готовы признать свои истинные мотивы.
— Деньги? Нет, я же не корыстный человек!
— Повышение авторитета и признание коллег? Быть тщеславным недостойно, я не такой!
Эти и другие отрицания корнями уходят во внутренние блоки. Это — объемная и отдельная тема, сейчас обсуждать ее не будем. Могу лишь дать простой совет: будьте откровенны с собой. Без честности есть риск остаться на поверхности и не докопаться до сути мотивации. Если преодолеть блоки трудно, стоит обратиться к психологу или коучу.
Резюмируем: что стоит сделать перед выбором обучения?
- Начните с поиска глубинной мотивации.
- Задайте себе вопрос: «Какое действие я хочу научиться делать?»
- Дальше от действия спуститесь по «лестнице» с помощью вопросов к самому себе и разберитесь, зачем хотите научиться этому действию.
- Честно ответьте на все вопросы.
Как руководителю работать с поиском мотивации?
Если вы руководитель, который хочет отправить сотрудника на обучение, инструмент для поиска глубинной мотивации поможет:
- убедиться, что сотруднику действительно нужно это обучение,
- объяснить ему, зачем нужно учиться с вашей точки зрения.
Увы, руководители не всегда объясняют, какое именно действие сотрудники должны научиться делать.
Нам не всегда легко убедить мозг, что нужно учиться. Даже если сами этого хотим. А тут нужно убедить мозг другого человека. Точно стоит добавить пару убедительных слов! :)
Если сотрудник не понимает ценности обучения (как с точки зрения личной выгоды, так и с точки зрения приобретенного навыка), результаты будут низкими.
Как мотивировать сотрудника?
На старте пропишите, чего ожидаете от коллеги. Для этого используйте описанный выше метод «лесенки». Спуститесь с помощью вопросов до глубинной мотивации и ответьте на вопрос: что вас побудило отправить его на это обучение?
Далее четко обозначьте:
- какому действию он должен обучиться,
- почему, с вашей точки зрения, ему необходимо это сделать.
Если сотрудник сам инициировал обучение:
- попросите обозначить, какому действию он планирует научиться и какую пользу это принесет в контексте рабочих задач.
- спросите о глубинной мотивации сотрудника: что побудило его пойти на обучение?
Совет: если сотруднику сложно сформулировать мотивацию, поделитесь принципом «лесенки» и попробуйте дойти до ответа вместе. Это займет время, но поможет наладить контакт, улучшить целеполагание и конечный результат обучения.
От мотивации к действию
После того, как определились с мотивацией и зарядились на обучение, продумайте дорожную карту процесса. Для этого советую использовать метод шкалирования.
Шкалирование помогает определить стартовую и финишную точки обучения. А также понять, как пройти этот путь.
Как задать шкалу?
Давайте разберем метод на предыдущем примере про JavaScript. Мы уже определили цель-действие: «научиться применять JavaScript в web-страницах». Это наша финишная точка.
Теперь важно адекватно оценить, что вы уже умеете делать в рамках навыка, который будете изучать. Например, я никогда не изучала языки программирования, поэтому в моей точке старта будет такая формулировка.
Если сложно самостоятельно определить текущий уровень навыка, обратитесь к опытным коллегам за помощью. Другой вариант — пройдите онлайн-тестирование для самопроверки.
Как определить сроки обучения?
Теперь приступаем к самому интересному: срокам и промежуточным шагам.
Для меня определение срока — всегда самое сложное. Первое, на что нужно смотреть: сколько времени вы реально готовы уделять обучению. Часто его откладывают на выходные, но будем откровенны: в эти дни хочется отоспаться, провести время с семьей и увидеться с друзьями. И если выделите два часа на обучение на выходных — это уже много. Но в общей картине двух часов в неделю не достаточно.
Моя рекомендация: 1–1,5 часа на обучение каждый день. Так нагрузка на ваш мозг будет более равномерной. Он будет в состоянии усваивать и перерабатывать информацию.
Исходя из общей нагрузки, оцените, сколько времени вам нужно, чтобы дойти до финишной точки. Максимальный срок — полгода. Если понимаете, что не укладываетесь, пересмотрите цель-действие. Возможно, она слишком масштабная и находится слишком далеко от вашей точки старта.
Чек-поинты для самопроверки рекомендую делать раз в месяц. Они помогут отслеживать прогресс, не терять мотивацию и уберегут от прокрастинации. Еще такой подход наглядно показывает ваш рост.
Как проверять себя в процессе?
Осталось вписать, что именно будете проверять на чек-поинтах. Это особенно непросто, если вы новичок в сфере. Поэтому начните с первого пункта, а когда дойдете до второго, конкретизируйте его и последующие.
Время от времени возвращайтесь к шкале, проверяйте актуальность сроков и чек-поинтов, обновляйте их по необходимости. Шкала должна быть рабочим и гибким инструментом.
Как быть, если вы осваиваете не один навык?
Бывают ситуации, когда за одно и то же время нужно обучиться больше, чем одному навыку. Сколько шкал нужно сделать в таком случае? Все так же одну.
Время на обучение не может удвоиться или утроиться. Поэтому одно обучение или сразу несколько — неважно: всю загрузку нужно вписать в одни и те же рамки. Учтите фактор времени в формулировании ваших целей.
Если сделать шкалы на каждый навык и не синхронизировать их, будут наложения по времени. А если сделать и синхронизировать — проделаете двойную работу.
Резюмируем: как использовать шкалирование в обучении?
- Определите свою исходную точку с помощью вопроса: на каком уровне владения навыком находитесь сейчас? Для ориентира используйте вашу цель-действие — она станет точкой финиша.
- Определите общий срок обучения. Важно, чтобы путь занял не более 6 месяцев.
- Разбейте общий срок на промежутки.
- Определите промежуточные цели, которые будут проверяться на чек-поинтах.
- Периодически возвращайтесь к шкале и актуализируйте ее.
Как руководителю работать с методом шкалирования?
Интересная практика — использовать метод шкалирования для командного обучения. Особенно он поможет при внедрении новых процессов и инструментов.
Рекомендация: составьте шкалу вместе с командой и используйте ее на командных встречах. Так сможете оценить и обсудить общий прогресс, трудности и победы на пути.
На десерт: важное правило, которое, увы, не всегда применяют
Полученные знания всегда должны применяться на практике. Описанные выше подходы хороши, только если вы не теряете фокус с конечной, сформулированной с помощью вопросов цели. А после обучения сразу начинаете применять то, чему научились.
Пройдите опрос и напишите в комментариях, что вы думаете по поводу необходимости постоянно учиться?