Как НЕ нужно переводить названия фильмов

Название фильма — это первое, на что обращает внимание зритель. Первый контакт с кинокартиной определяет интерес к ней. Именно он названия во многом зависит, посмотрит ли человек трейлер фильма и пойдет ли он на него в кино.

А если учесть, что киноиндустрия приносит медиакорпорациям десятки миллиардов долларов, то названия подбирают тщательно, исходя из трендов, реакции целевой аудитории и прочих маркетинговых факторов.

Фильмы, рассчитанные на глобальный прокат, локализуют в десятках стран. Вот тут-то и начинаются свистопляски. Ведь часто названия переводят совершенно не так, как было в оригинале. Иногда это оправданный шаг, но есть варианты, когда «новое» название просто на голову не налазит. Об этом и поговорим.

Для чего названия фильмов адаптируют


Причина 1. Маркетинг


Главная причина очень простая — чтобы фильм лучше продавался на конкретном рынке. Особенности американского, русского и азиатского кинорынков очень разные, поэтому локализацией чаще всего занимаются отдельные компании, которые знакомы со спецификой.

Маркетинг играет огромную роль. Давайте обратимся к классике и возьмем блокбастер «Крепкий орешек». В оригинале он назывался «Die hard».

tycrd9wafmdrbbmvsmhafoco6de.jpeg

В пиратской любительской локализации название перевели как «Умри тяжело, но достойно». Довольно топорно, согласитесь.

Die hard — это фразеологизм, который имеет значения: «сопротивляться до конца», «не сдаваться», «несгибаемый», «живучий».

Официальные локализаторы нашли отличное соответствие, которое довольно точно передает оригинальный смысл названия, хорошо звучит и легко запоминается. Более того, фраза «крепкий орешек» и сама является фразеологизмом, что делает адаптацию практически безупречной.

Часто названия, которые «заходят» на иностранные рынки, совершенно точно провалились бы на русском.

К примеру, комедия «Безумный спецназ» в оригинале называлась «The Men Who Stare at Goats». И мы тоже считаем, что фильм с названием «Люди, которые пялятся на коз» в российском прокате не вытащил бы даже Джордж Клуни.

cigelog_phyo12rxidfhjiulnng.jpeg

С другой стороны, маркетологи очень любят упоминать секс — это отлично повышает посещаемость фильмов. Именно поэтому комедию «No Strings Attached» локализовали как «Больше чем секс». При дословном переводе название было бы «Без обязательств», которое вроде как тоже намекает на секс, но целевая аудитория могла бы и не понять. Локализаторы решили подстраховаться.

Что касается действительно крутых маркетинговых уловок от локализаторов, то одним из шикарных примеров можно считать фильм «Public Enemies», который в русском прокате превратился в «Джонни Д.». Главным персонажем фильма был Джон Диллинджер — известный американский преступник 1930-х годов, а его роль исполнил Джонни Депп. Получается, что локализаторы попали сразу в несколько целей: название довольно гармонично подходит к фильму, ссылаясь на главного героя, а зритель получает прямую ассоциацию с Джонни Деппом.

d4rm2zy2njoz6o2zt9lukske6-q.jpeg

Полная замена оригинального названия здесь объяснима и допустима. Но, скорее, это исключение из правила, ведь такая уловка работает только в единичных случаях.

Причина 2. Культурные различия


Эта причина особенно актуальна при локализации американских фильмов на русский рынок. В фильмах из США, особенно в боевиках и исторических картинах, часто подчеркивается американский патриотизм.

«Американский» в США уже стал брендом, ведь если что-о названо «американским», то для жителей США это почти автоматически считается хорошим.

Но в России, особенно в последние 5 лет, слово «американский» вызывает негативные ассоциации, поэтому его стараются обходить. К примеру, фильм «American Sniper» (2014) перевели как «Снайпер». Видимо, издатель опасался, что слово «американский» в названии негативно скажется на прокате.

Еще один показательный пример: «Первый мститель» (2011) — фантастический фильм по мотивам комиксов Marvel. В оригинале он назывался «Captain America: The First Avenger». «Капитан Америка» из заголовка просто пропал — и это при том, что у Marvel есть стойкая тенденция упоминать имя супергероя в заголовке фильма.

-y58vjqzwr7dfzpybzyuvim3ndg.jpeg

Ранее подобные культурные предрассудки были куда менее выражены. Вот несколько фильмов снятых до 2010 года, в которой слово «американский» или его производные без проблем оставили в заголовке, и это не стало причиной провала проката:

  • Американская история Х (American History X, 1998);
  • Американский пирог (American Pie, 1999);
  • Красота по-американски (American Beauty, 2010);
  • Американский психопат (American Psycho, 2000);
  • Американская рапсодия (American Rhapsody, 2000).

Причина 3. Пробуждение интереса и немного спойлеров


Русский рынок кинопроката содержит очень любопытную особенность. Очень многие посетители принимают решение о просмотре фильма по одному только постеру. Да, многие подходят к выбору тщательно, смотрят трейлеры и читают описания, но процент спонтанного выбора очень большой.

Чтобы дать хоть какую-нибудь информацию о фильме, локализаторы прибегают к уловкам. Часто они выглядят как излишества, но выполняют возложенную на них функцию. Особенно это касается заголовков, где указаны только имена героев.

Вот несколько примеров:

  • «Hitch» — «Правила съема: метод Хитча»;
  • «Alfie» — «Красавчик Алфи»;
  • «Norbit» — «Уловки Норбита»;
  • «Hellboy» — «Хеллбой: Герой из пекла».

Да, это выглядит как костыли. Способ спорный, но один из допустимых. Ведь «Хитч», «Алфи» или «Хеллбой» вообще никак не помогают узнать, о чем будет фильм. А для человека, который выбирает кино спонтанно, это важно.

И да, локализаторы часто заходят слишком далеко, поэтому эти «костыли» начинают выглядеть абсурдно.

Примеры самых сочных косяков при локализации названий фильмов


Перейдем к практической части. В русском прокате крайне часто попадаются названия фильмов, которые были локализованы криво. В некоторых случаях локализаторы погнались за прибылью, пренебрегая оригинальным названием. В других же сыграла роль недостаточная информированность насчет сюжета и героев фильма.

Поэтому разберем названия фильмов, которые были переведены особенно криво.

Silver Linings Playbook — Мой парень — псих


s9gn4rdtriejjrwc8i3cghfbbuu.jpeg

Название фильма включает довольно тонкую игру слов, основанную на поговорке «Every cloud has a silver lining» (букв. «У каждой тучи есть светлая подкладка»). На основе этой поговорки в английском языке образовался фразеологизм «silver lining», который означает «светлая сторона чего-либо» или «обнадеживающая перспектива в какой-либо трудности».

«Playbook» же имеет два значения, которые тоже находят отражение в фильме. Первое — это «книга, содержащая сценарии драматических пьес», что намекает на драму. Второе — это «записная книжка, которая содержит описания и схемы игры команд», а именно ставками на спорт герой и его отец зарабатывали деньги на жизнь.

Получается, что фраза «Silver Lining Playbook» включает сразу несколько различных смыслов, которые раскрывают суть фильма с разных сторон.

Русские локализаторы превратили это отличное название в «Мой парень — псих», которое сразу вызывает ассоциацию низкопробной американской комедии. Да, люди на это пойдут, но вот смысл оригинального названия загублен полностью.

Lawless — Самый пьяный округ в мире


jzonunxhf6cxa6xtxzod5jax-io.jpeg

Оригинальное название фильма буквально переводится как «Беззаконный», поэтому локализованное «Самый пьяный округ в мире» — это полностью фантазия переводчика.

Такой маркетинговый ход вводит зрителя в заблуждение. Словосочетание «Самый пьяный… в мире» ассоциируется с комедией, но в реальности фильм является криминальным боевиком, в котором от комедии не слишком много.

В погоне за сборами, маркетологи напрямую обманывают зрителей, подсовывая один жанр под видом другого, более массового и популярного. Деньги не пахнут.

Death Proof — Доказательство смерти


vjytvbseapbntzutjofdg8iztiw.jpeg

Здесь налицо явный косяк переводчика, который из нескольких смыслов выражения выбрал неправильный.

Слово «proof» имеет 17 значений. Одно из них — «защита от чего-то». В русском языке этот смысл передается комплексным словом. К примеру, «waterproof» — «водостойкий», fireproof — огнестойкий. По аналогии в названии фильма должно было быть что-нибудь вроде «Смертестойкий».

В фильме главный герой не раз говорит, что его машина «death proof», то есть, крайне живучая и устойчивая к поломкам. Тем не менее, локализаторы контекст не поняли, поэтому русское название не имеет ничего общего с оригиналом.

Fair Game — Игра без правил


5t6a7lj_0ol6wgrbhuemi79s1zk.jpeg

Еще одна явная манипуляция ожиданиями зрителей. «Fair Game» переводится как «честная игра», но в локализации мы видим полностью противоположное значение — «игра без правил».

Понятно, что фильм с названием «Игра без правил» соберет больше денег, чем «Честная игра», но такой подход полностью противоречит локализации с лингвистической точки зрения.

С таким успехом при переводе названий фильмов можно вообще не оглядываться на оригинал, а просто придумывать «крутые словосочетания», которые заинтересуют зрителей.

Подобное также встречаем в фильме «All is Lost», который локализовали как «Не угаснет надежда».

Constantine — Константин: Повелитель тьмы


fidvndkqdpgmqh-ugms25b_aize.jpeg

Подход локализаторов понятен: просто «Константин» ни о чем не говорит. Вот только с уточнением переводчики серьезно облажались.

Джон Константин, главный герой фильма, вовсе не был «повелителем тьмы». Более того, он активно сражался со злом и за это был проклят как раз-таки истинным повелителем тьмы.

Складывается впечатление, что переводчики не смотрели фильм перед локализацией, а просто взглянули на постер. Тогда да, мрачноватый главный герой вполне похож на «повелителя тьмы».

Intouchables — 1 + 1


9uutjbci3qs_kkmxu4v7kjfyaxg.jpeg

Название фильма в переводе означает «Неприкасаемые», и в нем есть явный намек на главных героев, которые по сути являются аутсайдерами общества. Никому не интересный аристократ-инвалид и только что вышедший из тюрьмы чернокожий — они и есть неприкасаемыми современного общества.

Видимо, локализаторы опасались переводить название прямо, чтобы не вызвать ассоциации с индийской кастой неприкасаемых. Тем не менее, этот вариант был бы лучше, чем »1 + 1», который не имеет никакой практической ценности и никак не соответствует оригиналу.

Identity Thief — Поймай толстуху, если сможешь


hwlg7yix5rkfbr2krqxsg_r9dq0.jpeg

По скромному мнению преподавателей школы английского языка EnglishDom это лидер абсурда. «Identity Thief» переводится как «Кража личных данных». Именно кража данных кредитки и составляет завязку этой комедии.

Но прокатчикам показалось слишком сложным адаптировать название близко к оригиналу, поэтому они просто выдумали новое. Чтобы было прямо ясно, что это комедия, а не какой-нибудь третьесортный детектив. Да еще и сделали это таким образом, что даже для неискушенного зрителя название кажется как минимум бредовым.

В общем, локализаторы заслужили «Золотую малину» и «Михалоскара» одновременно. Это действительно худшее из названий фильмов в русском прокате. Во всяком случае, среди тех, о которых мы слышали. Если у вас есть варианты еще хуже, обязательно поделитесь :)

EnglishDom.com — онлайн-школа, которая вдохновляет выучить английский через инновации и человеческую заботу


qwnri1_iirjjxbksk9xcp11u470.png

→ Прокачайся в английском на онлайн-курсах от EnglishDom.com
По ссылке — 2 месяца премиум-подписки на все курсы в подарок.

→ Для живого общения — выбирай индивидуальное обучение по Skype с преподавателем.
Первый пробный урок — бесплатно, регистрируйся тут. По промокоду goodhabr2 — 2 урока в подарок при покупке от 10 занятий. Бонус действует до 31.05.19.

Наши продукты:

Приложение ED Courses в Google Play Store

Приложение ED Courses в App Store

Наш youtube канал

Онлайн-тренажер

Разговорные клубы

© Habrahabr.ru