Как нанимают программистов. Интервью с Катериной Гавриловой из DigitalHR

6fe157e7e0784e979b19d20f8e6a8170.jpgРекрутеров редко спрашивают про то, как устроена их работа: обычно на собеседованиях кандидатам интереснее узнавать про проекты, куда они будут выходить. Оно и правильно. Но в одну пятницу CEO DigitalHR Катя Гаврилова в интервью с Hexlet отвечала на поток вопросов от разработчиков: почему эйчары не перезванивают, как становятся рекрутерами и как они вообще ищут кандидатов. На некоторые темы так и не хватило времени, поэтому постараемся дать ответ здесь:


ОБРАЗОВАНИЕ


Если у кандидата есть высшее образование, но непрофильное?


Разработчики — счастливые люди. Хотя бы потому, что у работодателей нет строгих требований к образованию кандидатов. Важны: опыт коммерческой разработки, владение определенным фреймворком, знание конкретной базы данных. Мы редко получаем запросы от компаний, чтобы кандидат заканчивал МГТУ, МИФИ или МАИ, но если запрос на высшее технического образование есть, эти вузы будут обязательно названы. Этот вопрос важен, если вы в будущем будете рассматривать релокацию, и вас будут приглашать работать заграницу. В этом случае важно, чтобы образование было профильным.


ПРЕДЫДУЩИЙ РАБОТОДАТЕЛЬ


Насколько важны рекомендации от других компаний?


Очень важны. Из-за плохой рекомендации в лучшем случае с вами проведут дополнительные интервью, в худшем — не возьмут в компанию. Рекомендации обычно берут у нескольких компаний, чтобы не делать вывод только по одному отзыву. Вдруг какой-то руководитель или коллега решит отомстить кандидату по личным причинам? HR и рекрутеры очень любят брать отзывы у предыдущих клиентов. Например, если программист работал в студии и даст контакты клиентов, которым он разрабатывал проекты, это будет только в плюс.


Как относятся к людям, которые прыгают по компаниям, например, работают по одному году?


По году работу для IT-сферы — это в целом неплохо, но повод задуматься. Обычно рекрутеров настораживает, если кандидат меньше года работал на одном проекте — и такая ситуация повторялась много раз. На резюме разработчика рекрутеры смотрят пристальнее — часто стартапы, в которые выходят на работу IT-специалисты, закрываются, не успев просуществовать даже три месяца. У некоторых везунчиков может набрать подряд 3 таких проекта. Но если до этого опыт работы был устойчивым — разработчика будут рассматривать на позицию.


Что лучше ответить на вопрос, почему ушел из компании N. Вернее не что ответить, а КАК лучше ответить, что ты вырос из этой компании.


Банально, но нужно отвечать правду. Мы люди, а не машины. Иногда действительно специалист вырастает из задач и не может продвинуться в своей компании. Иногда ему не дают расти горизонтально и пробовать развивать компанию с разных сторон. А иногда сфера компании так надоедает уже за 2 года, что ни хороший коллектив, ни классные задачи не удержат его на месте.


Могу дать единственный совет — отвечать надо без недовольства, агрессии, не допускать двусмысленности.


ЗАРПЛАТА


Как должна расти зарплата с годами?


Зарплата должна расти не с годами, а с уровнем сложности задач, которые вы выполняете. Во многих компаниях есть практика, когда зарплата с каждым годом вырастает на 5–10%. Связано это прежде всего с удержанием специалиста и повышения его лояльности. Например, вы выходите на Junior Frontend Разработчика в Москве в молодую компанию. Зарплата у вас 50 тысяч. Но спустя 2 года опыта работы на рынке вы будете стоить 120 тысяч.


ПЕРЕЕЗД


Про трудоустройство с переездом, как к этом относятся hr и работодатели


Распространенный кейс: сначала удаленное сотрудничество, а потом — помощь с переездом. Так компании снижают собственные риски и снимают с себя ответственность за иногороднего работника. Идеальная ситуация — когда кандидат собирается переезжать в новый город вне зависимости от того, возьмёт ли его конкретная компания или нет; который сможет пройти несколько этапов собеседования по skype; и, если окажется проездом в Москве (например) — сможет заглянуть к будущему работодателю на личное интервью.


Про отношения к регионам vs столица


Некоторые компании выводят разработку в регионы: Ульяновск, Пермь, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Воронеж. Так дешевле содержать офис и платить меньшие по сравнению с Москвой зарплаты. Но в регионах сложнее искать разработчиков (а ещё сложнее позвать их туда на релокацию из столицы), зато чаще и охотнее обучают людей, потому что можно брать перспективных студентов на небольшую зарплату и за очень короткий срок доводить до продакшена.


С другой стороны, не все готовы ринуться в Москву. Вот что ответил разработчик из Петербурга нашему рекрутеру, когда мы его хантили для московских компаний:


«Я очень грустный на счет вакансий в Москве) Мне нравится мой дождик и серое небо)
Но спасибо за приглашение».


КАК РАБОТАЮТ РЕКРУТЕРЫ


Как рекрутеры отбирают кандидатов в различных областях, в которых они сами вообще ну никак не разбираются, на что ориентируются?


Ресёч происходит по ключевым словам и в тематических сообществах. Вопросы на интервью с рекрутером, согласовываются с тимлидом и только потом кандидата приглашают на техническое собеседование. Рекрутер не производит оценку профессиональных навыков кандидатов, только если сам не владеет технологиями — такое встречает чуть чаще, чем кит-альбинос (недавно нашли только одного на свете).


А ещё мы стараемся находиться на постоянной связи с нашими кандидатами. Поэтому на вопрос «Как дела» нам никогда не отвечают дежурной фразой:


«Анна, день добрый! Дела обстоят так себе, сломал ногу…»


Как происходит отбор, если резюме приходит очень-очень-очень много? Лотерея?


Когда вы ищите разработчика, вы избавлены от необходимости сортировать огромный поток входящих резюме. Но давайте рассмотрим ситуацию с входящими резюме на должность Junior… Кто-то из них во время учебы в ВУЗе изучал язык, кому-то помогли курсы, а кто-то выучился на дому. Но быть разработчиком значить заниматься самообразованием. Обычно в компании берут таких ребят. Должен быть интерес, должны быть свои проекты, код, выложенный на GitHub — вам проще, чем гуманитариям показать заинтересованность в работе!


Что значит мнение рекрутера? Если тимлид за кандидата, а HR против, то что решат в итоге?


Чтобы HR быть против кандидата, нужно иметь веские основания — пара или несколько плохих рекомендаций, необязательное поведение во время собеседования (систематические опоздания, просроченное выполнение тестового задания, пропуск интервью без предварительного звонка), и факты, что кандидат не впишется в корпоративную культуру (все за ЗОЖ, он курит). Но всё это Тимлид может поставить под вопрос, если разработчик его обаял и идеально подходит под задачи. В таком случае делают дополнительную встречу: знакомят разработчика с командой. Если у команды вопросов нет, разработчик приступит к делу.


ДРУГОЕ


Если у разработчика нет аккаунтов в соц. сетях-это плохо?


Соцсети необходимы пиарщикам, маркетологам и sales-менеджерам. Если разработчика нет в Facebook или VK — это не критично, но у рекрутеров возникает гораздо больше вопросов. Некоторые наши клиенты просят прислать фото разработчика (если он скрывается, вдруг не выполнил проект предыдущего заказчика), смотрят общих друзей (чтобы взять дополнительные рекомендации), ну и заодно узнают можете ли вы быть евангелистом компании, технологии или методологии (это будет бонусом).


Ещё мы выходим на кандидатов в чатах Telegram и других мессенджерах. Разработчики за это нас хвалят и иногда дают неожиданные комментарии:


«Ты написала в телеграмме это огромный плюс + у тебя шеллака нет на фото походу) это тоже плюс»


Насколько подробно нужно описывать свой бекграунд в резюме, если профильный опыт ~10 лет


Указывайте ваши достижения, а не обязанности. На последних двух местах работы укажите и достижения, и обязанности, чтобы рекрутеру было понятнее, какую вакансию предложить. Помните: за редким исключением ваше резюме прежде всего будет смотреть человек, который не знает досконально технические моменты.

Комментарии (12)

  • 8 августа 2016 в 12:20

    +7

    Катя Гаврилова в интервью с Hexlet отвечала на поток вопросов от разработчиков: почему эйчары не перезванивают…

    Я так и не увидел ответа на этот вопрос.
    и факты, что кандидат не впишется в корпоративную культуру (все за ЗОЖ, он курит)

    Это называется дискриминация, не?
    • 8 августа 2016 в 12:33

      +2

      1.Эта фраза была в интервью, в прямом эфире. В статье только то, что туда не вошло)
      2. Это не причина отказа, это то, на что будут обращать внимание и кандидат, и компания.
    • 8 августа 2016 в 13:12 (комментарий был изменён)

      0

      Это называется дискриминация, не?

      Нет, дискриминация — это когда людей начинают разделять по социально неприемлемым для разделения признакам (сегодня это пол, ориентация, комплекция и др. подобные признаки). Дискриминация — негативное явление.
      Но всегда есть категории людей, поражать которых в правах если не почетно, то как минимум не преступно. Из крайностей сюда попадают героиновые наркоманы и бывшие заключенные. На грани находятся всяческие курящие и представители субкультур. Это не хорошо и не плохо, тут так принято. А раз явление не негативное, то и дискриминацией оно быть не может, верно?
      Хотя и говорить вслух об этом не прилично. Потому что сразу на ум начинают приходит аналогии, как впишется тучный человек в корпоративную культуру, в которой все за ЗОЖ?
      • 8 августа 2016 в 13:49

        +4

        дискриминация — это когда людей начинают разделять по социально неприемлемым для разделения признакам

        Нет, дискриминация, это когда предвзято относятся к какой-либо социальной группе.
        Но всегда есть категории людей, поражать которых в правах если не почетно, то как минимум не преступно.

        Ага, например, негров.
        Из крайностей сюда попадают героиновые наркоманы и бывшие заключенные.

        А я наивно полагал, что бывшего заключенного нельзя дискриминировать, т.к. он уже отбыл свое наказание.
        Это не хорошо и не плохо, тут так принято.

        Да, да, с неграми тоже было не хорошо и не плохо, так просто было принято.
        Потому что сразу на ум начинают приходит аналогии, как впишется тучный человек в корпоративную культуру, в которой все за ЗОЖ?

        Корпоративная культура должна касаться исключительно рабочих моментов. Кто там после работы ест брюкву, а кто сало, никого касаться не должно.
        • 8 августа 2016 в 14:42

          0

          Вы слишком буквально воспринимаете слова «корпоративная культура». Тут имеется ввиду, сойдетесь ли вы характерами с коллегами или нет. Смотрят, замкнутый кандидат или общительный, агрессивный или позитивный. И уже к этому, каждая компания добавляет свои критерии отбора: курит, пьёт, женат, зож или что-то ещё.
          • 8 августа 2016 в 14:55

            +4

            И уже к этому, каждая компания добавляет свои критерии отбора: курит, пьёт, женат, зож или что-то ещё.

            Вы не понимаете, что эти вот «критерии отбора» на самом деле являются махровой дискриминацией, которая, кстати, запрещена по закону. И очень печально, что это приходится объяснять. Представьте, что завтра вам откажут в приеме на работу потому, что вы, к примеру, рыжий, т.к. рыжие не вписываются в корпоративную культуру.
            • 8 августа 2016 в 15:52

              0

              Я не говорил, что отбор по этим параметрам — это хорошо. Единственно, что я понимаю и поддерживаю, это отбор по характеру. Ибо, если команда не сработается, то ничего толкового не выйдет из этого, как для компании, так и для кандидата.

              Например, вы работаете в хорошем коллективе, вы довольны своей работой. И тут берут на работу коллегу, с отвратительным мерзотным характером, который взрывается по любому поводу. И вообще, не соблюдает элементарные правила вежливости и этикета. Испускает газы из всех возможных дырок не стесняясь. А сидит он, за соседним столом от вас. Хотя он хороший специалист. Не взять такого тоже дискриминация?:) Я думаю, вы такого соседа себе не захотите, не то что работать с ним в одном помещение.

        • 8 августа 2016 в 16:21

          0

          Нет, дискриминация, это когда предвзято относятся к какой-либо социальной группе.

          Слишком широкое понятие, чтобы иметь позитивные или негативные коннотации. Поддержка молодых мам, льготный проезд пенсионерам и квотирование числа женщин в составе совета директоров подпадает под это определение.
          В узком же смысле, когда дискриминацию считают чем-то плохим, появляется специальный перечень вполне определенных социальных групп, негативное предвзятое отношение к которым порицается.

          Ага, например, негров.

          Как и любая норма морали, это зависит от времени, места и обстоятельств. Вчера — негры, сегодня — мусульмане, завтра — вейперы.
          А я наивно полагал, что бывшего заключенного нельзя дискриминировать, т.к. он уже отбыл свое наказание.

          Статья 351.1 ТК РФ и «Закон Меган» с Вами не согласятся.
          Да, да, с неграми тоже было не хорошо и не плохо, так просто было принято.

          Вот, все же понимаете.
          Корпоративная культура должна касаться исключительно рабочих моментов. Кто там после работы ест брюкву, а кто сало, никого касаться не должно.

          А кто-то ширяется, а кто-то все нерабочее время в запое, а кто-то бегает голым за людьми в парке. Можно уточнить, кому именно и на каком основании корпоративная культура все-таки должна?
    • 8 августа 2016 в 15:50

      –1

      Если бы некурящий и курящий равной квалификации работали в одной компании, и курящему платили бы меньше — это дискриминация. А когда некурящий не хочет находиться в обществе курящего — это право…
      • 8 августа 2016 в 16:00

        0

        Да, да, когда белый не хочет находиться в одном автобусе с негром, это не дискриминация, а право.

        У меня, если честно, волосы уже во всех местах шевелятся от комментариев к этой статье. Люди, ну скажите, что это троллинг и что вы стебетесь…

  • 8 августа 2016 в 13:00

    +2

    Зарплата должна расти не с годами, а с уровнем сложности задач

    Зарплата у вас 50 тысяч. Но спустя 2 года опыта работы на рынке вы будете стоить 120 тысяч.

    Ок. То есть она признает что ЗП растет с опытом. Но ей хотелось бы чтобы она росла с уровнем задач.
  • 8 августа 2016 в 13:12

    +3

    Типичное объявление агенства:
    Требуется Java программист, знание spring, hibernate, javascript, php, css, mysql, asp, windows, exchange и centos.

    У меня ей-богу от агенств только : facepalm: и просто нежелание общатся.
    Иногда тексты и требование настолько глупые, что вызывают отвращение.

© Habrahabr.ru