Как начинающему тимлиду не сойти с ума от обилия задач: практический гайд

Привет, Хабр! Меня зовут Капитолина Кузнецова, я Ruby-разработчик и на своём текущем месте работы в Купере (ex СберМаркет) доросла до роли тимлида. За 2,5 года я, так сказать, освоилась в этом статусе и, если верить моей команде, руководитель из меня получился неплохой, но вьетнамские флэшбэки о своих первых месяцах работы в новой роли ещё свежи.

Быть начинающим тимлидом — это…

  • когда встречи занимают по семь, восемь, а то и девять часов подряд;

  • когда ты целый день что-то делаешь, дико устаешь, а в конце не видишь никакого результата;

  • когда о Jira знаешь больше, чем о собственной семье, а встречи с друзьями планируешь на новогодние праздники 2025 года.

Эта статья — попытка структурировать всё, что может помочь вам в новой роли. А также моя рефлексия о том, какие способы помочь себе, реально облегчат вам жизнь и помогут быстрее справиться с новым масштабом. Знаю, что такие проблемы были не только у меня, но и у многих других ребят, которые раньше просто писали код, а не вот это вот всё. В общем, надеюсь, мои заметки будут вам полезны :)

63886dbeee2ad609601ec96697b5f3e8.png

Чтобы не сойти с ума нужно всего лишь…

Начнём с базы. Итак, вам предложили перейти в должность тимлида. Рекомендую сразу же после этого…

1. Пройти базовое обучение

Обязанности тимлида сильно разнятся от компании к компании. Но есть основы, которые стоит изучить: как давать фидбэк команде, как нанимать, как ставить цели и презентовать результаты.

Возможно, вам повезло и у вас была классная ролевая модель в виде лучшего на свете руководителя, который научил вас эмпатии, лидерству и адекватности (а не чайка-менеджменту) личным примером. Но если есть возможность, рекомендую всё же попросить корпоративное обучение по менеджменту. Лишним это точно не будет, может и с синдромом самозванца поможет справиться.

У нас я попала на специальный курс для «новеньких» тимлидов, но можно поискать и что-то еще. Вот хороший список курсов по тимлидерству. Ещё я очень советую книгу  «Практики регулярного менеджмента» — она помогает найти простые алгоритмы почти на любую ситуацию, с которой вы столкнетесь в новой должности.

2. Узнать критерии успеха

Выяснить, что хотят от вас в новой должности — половина успеха. Для этого стоит обратиться к своему руководителю и спросить его про ожидания. Банально, ожидает ли твой руководитель, что ты будешь погружать его во все активности или что ты будешь решать все самостоятельно. Нужно ли «совершить прорыв» или цель на ближайшие месяцы — чтобы всё просто работал и не ломалось. Лучше синхронизироваться на этот счёт как можно раньше, так тебе будет понятнее, как себя оценивать и ты не будешь дополнительно себя накручивать. Стресса и так будет много, загоны в стиле «А что обо мне на самом деле думает руководитедь» — точно лишние:)

3. Расставить приоритеты

Эффективно делать всё, везде и сразу невозможно, особенно на старте. Поэтому важно понять, какие из поставленных задач наиболее важны, а что можно отложить или уделить этому меньше внимания. В первые месяцы лучше сделать это вместе с руководителем — умение правильно расставлять приоритеты приходит со временем.

4. Синхронизироваться с командой

Проговорить ожидания насчет результатов стоит не только с руководителем, но и с командой. Я вообще топлю за открытую и дружелюбную коммуникацию, мы же в одной лодке, в конце концов. Обсудите цели, важные для вас моменты по процессам и коммуникациям, обозначьте, какие ритуалы вам кажутся действительно важными, а чем можно пренебречь. Так команда тоже будет меньше стрессовать.

Впрочем, любой начинающий тимлид может столкнуться с тем, что задач много, а в сутках по-прежнему 24 часа.

Где взять время?

Здесь могу дать пять практических советов, которые помогли мне разгрузить свой график:

  • Избавиться от лишнего — пересмотреть свой календарь, почистить и убрать из него ненужное. Подумайте: «А мне реально нужно быть на этой встрече? Может просто короткой переписки будет достаточно?» Полезный лайфхак — отмечать разными цветами слоты под совместную работу, личное время и все остальные встречи. Тимлиду в начале пути реально нужно высвободить себе время, чтобы был ресурс решать рабочие проблемы. А ещё есть такая штука как «день или время без встреч» — она эффективна, чтобы спокойно поработать не отвлекаясь на разговоры.

  • Вести списки — эту идею я подсмотрела в «Джедайских техниках» Максима Дорофеева и она здорово упростила мне жизнь.Есть множество приложений для этого, например, я сама пользуюсь Microsoft ToDo. Списки помогают не забыть ничего важного и освободить голову для важных мыслей. Их можно тоже разбить на категории: сделать сегодня, в ближайшие дни или на когда-нибудь потом.

  • Установить границы — начинающему тимлиду может показаться, что всех нужно спасать, но помогать команде в режиме 24/7 невозможно. Это прямой путь к выгоранию. Определите границы своего рабочего дня и соблюдайте их. Например, я завожу робот-пылесос на 8 вечера каждый день — это сигнал для меня, что пора закрывать ноутбук.

  • Не стараться делать все идеально, ведь десять хорошо сделанных дел лучше, чем одно идеальное, а времени они отнимут практически одинаковое количество.

  • Делегировать — этому можно и нужно учиться, даже если вам кажется, что вы все об этом знаете. Например, вот крутая статья на Хабре на эту тему.

А еще можно брать несрочные задачи «для души». Если вы изначально были разработчиком, вам точно будет не хватать написания кода. Такие задачки возвращают жажду к жизни, во всяком случае, мне.

Как же не ошибиться и не расстроить всех?

Разрешить себе ошибаться. Накосячили, сделали выводы и идем дальше, стараясь этого больше не допускать.

Знаю, некоторым помогает найти ментора — опять же можно попробовать сделать это за счет обучения в компании хе-хе. Но самое главное, как мне кажется, обязательно регулярно просить обратную связь. Чем быстрее наломаете дров и узнаете об этом, тем быстрее научитесь их не ломать. Проводите встречи со своими непосредственным руководителем раз в неделю, чтобы обсудить все, что вас волнует. И не бойтесь идти за помощью.

Как оценить результаты?

Итог работы руководителя — это результат работы команды. Чтобы его оценить, можно выбрать важные именно для вас (или для компании) метрики. Например, текучка. Если люди бегут из вашей команды, сюрприз-сюрприз, что-то не так с процессами или условиями работы.

Я доверяю такому инструменту как Happy Index (Health check) — это опросник о вовлеченности или удовлетворенности работы в команде. Обычно он делается на компанию, но с разбивкой по подразделениям. Там можно найти свою команду, либо сделать подобное исследование именно для нее. Мне нравится проводить его самой — тогда я могу выбрать важные для меня вопросы. Повторять нужно регулярно и смотреть, как меняются показатели. Многим проще поставить анонимную оценку, чем сказать что-то при личной встрече, но, опять же, чем больше вы культивируете доверительные отношения в команде, тем более правдивую информацию вы получите с помощью такого среза. Другое дело, важно на это реагировать и действительно заботиться о состоянии своих ребят. Поэтому обратная сторона такого доверия — вам придется действительно решать возникающие вопросы :)

В числе других используемых метрик можно выделить перфревью команды, попадание в сроки по проектам, статистику инцидентов в компании, но по вине команды, отчеты в Jire (загрузка команды, время на задачи) и др.

Как организовать команду?

В этом помогут регулярные встречи 1:1 и всей командой. Они занимают немного времени, но помогают избежать кризисов. Главное, проводить их не формально, а качественно: готовьтесь к встрече, ведите адженду. Так ты не забудешь, о чем хочет поговорить коллега и сможешь подготовиться.

Развивать команду тоже важно, с этим может помочь индивидуальный план развития (ИПР). У нас он каждого сотрудника tech-блока. Еще я веду  «Профиль разработчика» — список того, в чем хорош или не очень тот или иной инженер. Лайфхак — попросите коллег самих описать свои сильные и слабые стороны.  Это даст основу, от которой можно отталкиваться. Еще для развития задачи важно усложнять, но делать это постепенно. 

Важно не забывать показывать команде ее ценность и доносить результат выполненных задач до остальных коллег. Рассказывайте о своей команде на уровне компании, делитесь их успехами, это повышает мотивацию ребят и помогает им становиться ещё эффективнее, вдохновившись своими «подвигами».

Куда стремиться?

Я советую каждому тимлиду найти свой идеал, которому хочется подражать. Это может быть человек в компании, герой из интернета или классный специалист, встреченный на конференции. Черпать вдохновение можно из докладов или статей, читая их, например, в дороге, слушая подкасты во время пробежки или за рулем. Мне нравится хак с чтением профессиональной литературы в рамках занятий английским: так можно и подтянуть язык, и узнать новое, и увидеть другую точку зрения от коллег из разных стран. А наиболее интересные для реализации идеи заносить в долговременный список дел.

Подспорьем может оказаться общение в рабочем комьюнити. Если его нет, можно даже создать свое сообщество. Так, у нас уже больше двух лет существует свой клуб тимлидов — мы организовали его, когда почувствовали необходимость в том, чтобы поддерживать друг друга и делиться опытом тимлидства. Это классная площадка, чтобы получить совет и поддержку и просто провести время в компании интересных людей.

Тимлидом быть трудно, особенно в начале пути. Но оно того стоит. Надеюсь, что мои советы помогут вам решить возникающие проблемы, прийти к идеальному work-life balance и получать кайф от работы, успевая все.

Tech-команда Купера (ex СберМаркет) ведет соцсети с новостями и анонсами. Если хочешь узнать, что под капотом высоконагруженного e-commerce, следи за нами в Telegram и на YouTube. А также слушай подкаст «Для tech и этих» от наших it-менеджеров.

© Habrahabr.ru