Как мы жили в эпоху dial-up
Нашла в одной книге закладку — карточку на интернет. Вот как они тогда выглядели.
Когда я поступила в вуз на айтишную специальность, у меня не было ни компьютера, ни городского телефона, ни, тем более, мобильного. Поэтому об интернете я знала только по упоминаниям в теленовостях.
Впервые я вышла в интернет в 2004 году на первом или втором курсе вуза. Компьютерный класс читального зала университетской библиотеки, доступ по студенческому билету, оплата параллельно аренды компьютера (почасовая) и скачиваемого трафика (помегабайтная). Вместе с однокурсницей мы нашли материалы для реферата, а потом, к ее веселью, я стала искать что-нибудь по одному из своих многочисленных хобби.
С тех пор я пользовалась сервисом библиотеки довольно часто. Оплачиваешь полчаса работы и десяток мегабайт трафика и наслаждаешься жизнью. Потом сохраняешь все найденное на свою дискету, а дома изучаешь подробно.
Основной принцип интернет-серфинга тех лет мне объяснил сотрудник того же компьютерного класса: «На все, на что вы нажимаете в интернете, уже идут ваши деньги». Поэтому все мои друзья, как и я, открывая браузер, первым делом отключали отображение картинок, а затем беспрестанно проверяли свойства подключения — сколько килобайт потратили. Случайно попавшийся флеш-баннер вел к банкротству. О скачивании медиаконтента и речи не шло. Фильмы и музыка честно покупались на рынке в виде пиратских дисков. Когда я увидела, как один мой знакомый, пользуясь безлимитным рабочим интернетом, ввел поисковый запрос с опечаткой и — о ужас! — нажал кнопку «Найти», на что зря потратились драгоценные килобайты, то мне стало не по себе от такого транжирства.
Позже у меня дома появился городской телефон. Главное его преимущество заключалось в том, что вместо него в телефонную розетку можно было воткнуть другой кабель и, используя модем, подключиться по dial-up. Для этого приходилось покупать карту от телефонной компании. Такие карты делились на две группы — с оплатой по времени или по трафику. Я обычно выбирала второй вариант. Зайдешь, бывало, на любимый форум, загрузишь страницу, отключишь интернет и сочиняешь ответ, а потом заново подключаешься, чтобы его отправить (эх, а лет через пять студенты спрашивали меня, что такое форум…). Если в это время кто-то звонит, то получит сигнал «занято», и меня однажды с негодованием спросили, «сколько можно болтать».
Как-то один друг, работавший в нашем вузе, сделал мне поистине царский подарок — вручил мне свои логин и пароль от рабочего интернета, которым пользовался как сотрудник. Точнее, почти не пользовался, почему и поделился со мной. Это были не то 300, не то 600 Мб в месяц, то есть целое состояние с точки зрения простого студента вроде меня.
С тех пор моя жизнь круто изменилась. Его аккаунт работал на всех компьютерах университетской сети. На лабораторных занятиях, отчитав очередную лабу, я подключалась к интернету. После занятий я искала свободный компьютерный класс и продолжала гуглить. На смену дискетам как раз пришли флешки, поэтому можно было носить с собой целую библиотеку скачанных материалов. Я завела себе пухлый блокнот и заранее записывала в него темы для интернет-поиска, а потом гуглила все записанное. В моду начала входить аська, и на моей флешке поселилась ее портативная версия, так что я быстро обустраивалась на любом ПК, открыв и браузер, и аську.
В нашем универе тогда работала удобнейшая система доступа к компьютерным классам. За каждым из них был закреплен инженер (обычно так подрабатывали свои же студенты), который выполнял там обязанности администратора. По правилам полагалось сдать ему свой студенческий билет и занять любую свободную машину. По факту мы все друг друга знали в лицо и билет никто не отбирал. Садись и работай. Даже если идет пара, то всегда 1–2 машины свободны. Преподаватели к таким захожанам относились лояльно. Словом, царила полнейшая демократия, что очень выручало в те времена, когда ноутбук в собственности студента был редкостью.
Один из инженеров-администраторов увлекался игрой на гитаре и всегда был при инструменте — или инструмент был при нем. Этот молодой человек не упускал случая порепетировать, когда класс был пуст (не считая меня). Так мы проводили многие и многие часы — он сидел на своем рабочем месте и бренчал на гитаре, а я где-нибудь за свободным компьютером гуглила что-то из своего бесконечного блокнота. Миша, если ты это читаешь, — респект)
В один прекрасный день друг, одолживший мне свой логин, уволился из вуза, и мне пришлось возвращаться к платным карточкам. Тогда же начал входить в моду мобильный интернет, с которого удавалось кое-как проверить почту или поболтать в аське.
Но настоящая революция для меня произошла в конце первого курса аспирантуры, когда, наконец, стоимость домашнего безлимитного интернета понизилась настолько, что стала доступной даже для аспиранта.