Как мы снимали второй сезон ITить-колотить

645249ca8dd860032862b7bb9c107f8c.jpeg

Четыре года назад мы неожиданно для самих себя решились на создание мини-сериала про борьбу админа, ИТ-руководителя, генерального директора с мировыми катаклизмами, проверяющими органами, собственным раздолбайством и массовым эгоизмом. Множество допущенных по неопытности ошибок не помешали создать интересный продукт — общее число просмотров первого сезона немного не дотягивает до полумиллиона. 

В 2021 году Cloud4Y решил повторить этот опыт. На этот раз подошли к вопросу более основательно: собрали максимум историй из жизни знакомых ИТ-специалистов, проанализировали их боли и надежды, углубили техническую направленность некоторых шуток. Изменили подход к построению сюжета, ввели новых героев, чуть допилили характеры старых персонажей. Делимся историей о том, как мы создавали второй сезон.

Поскольку всё, что происходило на съёмках, пересказать невозможно, мы отсняли бэкстейдж. Он поможет вам погрузиться в сериал и посмотреть на историю его создания изнутри. Надеемся, будет интересно. А можете сразу перейти к истории о том, как шла работа над сериалом.

О чём сериал

О том, как ИТ-специалисты взаимодействуют с другими отделами, о сложных инженерных проблемах, отсутствии взаимопонимания между руководителями и подчинёнными, нежелании специалистов меняться, тайных амбициях… Мы стремились подсветить те казусы и неловкости, которые возникают при пересечении интересов айтишников и простых смертных. 

Чем новый сезон отличается от предыдущего

  1. В нём уже не 7, а 21 серия, в которых раскрываются самые разные проблемы, встречающиеся в жизни многих айтишников.

  2. Продолжительность серий увеличена до 6–7 минут. В три минуты изложить интересную историю трудно, а нам хотелось предложить именно истории, а не нарезку забавных ситуаций.

  3. По просьбам зрителей снизили уровень деструктива — стало меньше мата и больше шуток. По сути, первая серия — это переход от трэша и угара первого сезона к более содержательному и интеллигентному второму. Со второй серии всё идёт по-другому.

  4. Ввели новых персонажей. Молодой и перспективный девопс, который легко находит общий язык с окружающими, вредная безопасница, которая не очень хорошо разбирается в информационной безопасности, сексуально активный бухгалтер, бестолковая секретарша — надеемся, что в героях нашего сериала вы узнаете кого-то из своих коллег.

  5. Добавили пасхалок. Какие именно, рассказывать не будем, но внимательный зритель наверняка заметит пару-тройку отсылок к популярным мемам.

Работа над сериалом

Этап сбора историй

Всё началось с того, что несколько инженеров в курилке делились байками из жизни. Было очень смешно, и кто-то предложил как-то увековечить эти истории. Так родилась идея положить байки в основу второго сезона ITить-колотить. Но рассказанная вслух история часто плохо ложилась в кадр, её трудно было визуализировать без чрезмерных затрат и компьютерной графики.

Желая набрать побольше сюжетов для нового сериала, отдел маркетинга буквально выжал насухо штатных ИТ-специалистов. Заодно опросил всех знакомых технарей, даже пост на Хабре создал. В итоге получился длинный список историй, которые были забавными и необычными, но… возникало то самое «но». Многие истории без контекста были непонятны. Нужно было или вводить контекст в серию, увеличивая её продолжительность и стоимость, или пытаться упростить и адаптировать, чтобы внешняя аудитория могла без труда понять иронию ситуации.

Пикантность ситуации заключалась в том, что сторонний специалист (сценарист, например), здесь никак не мог помочь. У него не хватало знаний предмета и понимания, чем, например, отличается виртуальная инфраструктура от облачной (правильно, ничем). Поэтому приходилось сидеть и самостоятельно вырезать из длинных историй короткие идеи, которые могли бы лечь в основу того или иного эпизода. 

В общей сложности получилось три десятка синопсисов с заложенными шутками и примерным пониманием развития сюжета. С этим материалом мы пошли к сценаристам — ну не было в штате людей, которые могут и виртуальную сеть настроить, и пьесу написать.

Этап написания сценария

Наша эйфория длилась недолго. Сценаристы сразу сказали, что часть историй нужно выкинуть, так как их толком не снять, а остальные нужно допиливать, потому что мы всё сделали не так. Разумеется, вслух всё было сказано чуть по-другому, но мы восприняли это именно таким образом. Творческие разногласия ¯\_(ツ)_/¯.

Сценаристы активно задавали вопросы, а мы всеми силами пытались прокачать их с технической точки зрения. На этом этапе было много казусов, когда авторы сценария не понимали очевидных для нас вещей, а мы — о чём говорит этот странный человек с вдохновлённым лицом. Пожалуй, это был чуть ли не самый сложный момент: объяснить сценаристу технический смысл шутки, чтобы он не просто понял, а смог адаптировать её, подготовить к экранизации. После долгих споров, миллиона правок, уточнений, объяснений и всего такого прочего остался 21 сюжет, с которым можно было работать. Это были не готовые сценарии для съёмок, а просто описания серий, которые отражали наши идеи и демонстрировали последовательность событий. Мы выдохнули. 

Оказалось, зря.

Когда мы увидели пробные сценарии для первых семи серий, то были ошеломлены. В них рассказывалось совершенно не то, что имели в виду мы. Появились новые лишние сущности, неудачные игры слов, повсеместно используемая обсценная лексика. В общем, всё было совсем не так, как мы себе представляли. Мы понимали, что наши ожидания — это наши проблемы. Но силились понять: что произошло, почему так случилось? Нормально же общались!

Первая проблема была в том, что мы не донесли до авторов свою мысль о том, что хотим сделать второй сезон чуть мягче. Вдохновившись эпизодами из первого сезона, те и оторвались на полную катушку, ничего и нигде не смягчая. Вторая проблема — всё то же непонимание некоторых технических моментов. У обычных людей чёртик в кедах ассоциируется именно с чёртиком в кедах, а про KDE, FreeBSD, Gnome и прочие странные штуки они даже подумать не могут. Третья — разница в восприятии истории с нашей стороны и стороны сценаристов. Хорошо изложенная на бумаге история может плохо ложиться в кадр. Её нужно менять, и порой сильно. Для нас это было необычно, непривычно, странно. Обеим сторонам пришлось подстраиваться друг под друга. Когда это удалось, дело пошло быстрее.

692b34e365f7389fc024042b4ffdd3c6.jpeg

Как бы то ни было, каждую серию пришлось допиливать вручную, чтобы вернуть закладываемую нами суть. Мечта о том, что мы отдадим крутые идеи профессионалу, а он принесёт крутой сценарий, разбилась вдребезги. Каждую серию, каждый эпизод приходилось допиливать и согласовывать, чтобы и в кадре всё хорошо выглядело, и зритель не отбил себе руку фейспалмами. Это было долго и мучительно, но необходимо. Когда сценарий утвердили, возникло желание выпить рюмку чая и перекреститься.

Как проходили съёмки

32a3c4f535ba221d09a4ec542da01563.png

Съёмки проходили этой зимой в Нижнем Новгороде, поскольку большинство актёров, задействованных в эпизодах, работают в местных драматических и детских театрах. Например, генеральный директор (Ирина Страхова) часто играет в ТЮЗе и на сцене Нижегородского драматического театра с Анной Бледниковой (безопасница). Антон Удиванов востребован в театре и кино, а Руслан Кутлыев вообще сам развивает театральную деятельность, спектакли его Содружества актёров «К.А. Р.М.А.» можно посмотреть не только в России, но и за рубежом.

У нас было две рабочих недели, большой павильон, куча сложной техники, толстая пачка листов со сценарием, кошка, крыса, несколько единиц оружия, три ящика с энергетиками и печеньем, множество людей разных национальностей и ориентаций, которые снимались в эпизодах или входили в состав съёмочной группы. Не то чтобы это был необходимый минимум для создания сериала, но если начал снимать комедийный ситком, становится трудно остановиться.

Рабочий день длился от 12 до 14+ часов. Съёмочная группа из более чем 20 человек (режиссёр, продюсер, специалисты по гриму и реквизиту, художник по костюмам, осветители и камерамэны — действительно много людей) всё время чем-то была занята. Некоторые актёры, задействованные в небольших эпизодах, с радостью сваливали в закат, тогда как операторы и главные герои практически жили на съёмочной площадке.

968e95adc6881011af080de7e65ba69c.jpegfd41c7f4a88f3e77d1c4c72ab098ac7d.jpg

Обычно к восьми часам приходили актёры и съёмочная группа, чтобы порепетировать, одеться, наложить грим. А с 8:30 — 9:00 начинались съёмки, которые шли до победного конца. Ближе к ночи накапливалась усталость и пробуждался креатив.

Специалистам по реквизиту пришлось потрудиться, чтобы воссоздать серверное помещение, научить умную кофемашину разговаривать с кожаными мешками, нарисовать фальшивые алерты и вирусную активность, а ещё сделать ещё кучу не всегда заметных, но очень важных вещей.

d910cf48c865f65419eb8254090a677c.jpeg

Специалисты по костюмам и гримёры тоже потратили много сил на то, чтобы каждый персонаж, будь то Харли Квин или трансвестит-эникейщик, гармонично смотрелись в кадре. Вообще, съёмочная группа была на уровне — многие вещи, задуманные нами, реализовались только благодаря их энтузиазму и опыту.

Языковые сложности

Вы же понимаете, что актёры в большинстве своём далеки от мира ИТ? По ходу съёмок приходилось учить их произносить такие страшные слова, как VMware, Hypertext protocol. А момент, когда они пытались произнести характеристики материнской платы («МП на z490, z590… Это просто даром. От выхода 12 поколения, эта мп MSI MEG Z590 UNIFY стоила от 45»), хотелось заснять на видео. Ребята нашли выход из ситуации — они искали на ютубе обзоры нужных технических штук и слушали, как их произносят обзорщики.

6c920f093736234f337ab645f073a059.jpeg

Было интересно наблюдать за тем, как снимали животных. Они не всегда делали то, что от них ждали, поэтому количество дублей стремительно росло, а зверушки потихоньку зверели. Как результат — к вечеру у нас был исцарапанный генеральный директор и гневно мяукающий пушистый актёр. Впрочем, они потом поладили.

7db184f332d2eed121ab874d0fb3bfbb.jpeg

Диалоги и действия актёров на площадке иногда отличались от прописанных в сценарии. Часто бывало так, что экспромт оказывался удачнее выученной шутки, лучше ложился в сюжет. В этом мы актёров не ограничивали. Следили только, чтобы откровенных технических ляпов не было. Этим грешили и специалисты по реквизиту, которые с лёгкой руки назвали варез — варесом, а dedicated — medicated. Хорошо, вовремя заметили. 

2942093a7bb0bc581c3b3821099e0bda.jpeg

Многие эпизоды смешили самих актёров. Особенно долго снимали эпизод для первой серии, там где Харли Квинн. Изначально мы снимали сцену с ней и ИТ-директором в роли Джокера, там был целый диалог. Так вот, на этот эпизод потребовалось 16 дублей! Смех после второго-третьего дубля оказался заразительным, и в самый неожиданный момент кто-нибудь из актёров не выдерживал и начинал смеяться, портя съёмки.  Кстати, в итоге сцену всё равно вырезали, чтобы уложиться в хронометраж. Так же поступили и с несколькими другими смешными эпизодами. Жалко, конечно. Но лучше меньше, да лучше.

Случались и ляпы, которые мы не заметили. Например, в истории с кофемашиной мы заложили отсылку к мемной ошибке »418. I’m a teapot». Но недоглядели, и в итоге в серии она выглядит немного иначе. Хотя всё равно понятно, правда?  

Если у вас есть вопросы, касающиеся съёмок — задавайте, мы постараемся на них ответить. Ну и приглашаем посмотреть на первые выпуски нашего нового сезона. Рекомендуем подписаться на наш YouTube-канал, чтобы не пропустить новую серию. Они выходят каждую пятницу.

Спасибо за внимание! Благодарим креативную группу FLOW production за помощь в работе над сериалом.

© Habrahabr.ru